Стресс и его влияние на развитие личноти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50

Файлы: 1 файл

стресс.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

      По данным Е.Д.Соколовой, Ф.В. Березина, Т.В. Барлас, подчеркивающих ценность изучения индивидуально значимых событий как фактора чувствительности к стрессорам, невротические расстройства, возникающие в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий, характерны для тех людей, у которых в детстве были стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери (упрямство, нетерпимость, авторитарность или, наоборот, обидчивость, пессимизм, неуверенность в себе) или (и) отца (негативное оценивание ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение), а также факторами нестабильности семьи. Таким образом, нарушается базовая безопасность субъекта, затрудняется его идентификация и формируются неадекватные модели поведения, что   приводит к затруднению преодоления стрессогенных ситуаций  /3,  с. 106/.

     Устойчивость  к стрессорам, по мнению Ф.В.Березина, связана с наличием личностных ресурсов к построению интегрированного поведения, что позволяет сохранить устойчивость выбранной линии поведения, учитывать собственные потребности и требования окружения и распределять активность по различным направлениям в соответствии со значимостью реализуемых потребностей.

           Таким  образом,  впервые  определение  и   значение  стресса  в  жизнедеятельности  человека  сделал  канадский  психолог  Г.  Селье.  Анализ отечественных и  зарубежных  ученых позволил  определить  стресс,  как  сложное  эмоциональное  состояние,  при  котором  обычные  эмоции  сменяются  беспокойством,  вызывающим  нарушения  в  физиологическом  и  психологическом  плане.   С  помощью  стресса  организм  целиком  мобилизует  себя  для  приспособления  к  ситуации,  с  которой  не  справиться  обычными  средствами.  

     1.2  Динамика  развития  стресса  и его основные  группы 

     Динамика стресса может быть   рассмотрена  исходя  из трех фаз общего адаптивного синдрома (ОАС), которые были представлены Г. Селье (рис. 1)  /26, с. 90/. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Динамика  стресса  Г. Селье 

     Реакция тревоги (А).   На  данной   стадии   организм  под   влиянием стрессора   меняет  свои   характеристики. Общая устойчивость к стрессу является   более низкой, чем нормальный уровень сопротивления.

     Фаза  сопротивления (резистенции) (Б). Организм оказывает сопротивление действующему стрессору. На данной стадии сопротивляемость организма заметно повышается, признаки тревоги практически исчезают. Продолжительность периода определяется врожденной приспособляемостью организма и силой стрессора  /26, с 91/.

     Фаза  истощения (В). Истощение запасов адаптационной энергии. Устойчивость   организма к  стрессору  резко понижается, проявляется реакция тревоги, которая становится необратимой; в конечном счете, наступает истощение, степень которого определяется наличной адаптационной энергией. После кратковременных нагрузок стадия является обратимой; но в том случае, если запасы  адаптационной  энергии исчерпаны,  стадия   приводит  к  старости   и   смерти  организма.

      В других   концептуальных  подходах   используются другие обозначения фаз стресса в его динамике:

1) шок  (стадия тревоги);

2) противоток (стадия активности);

3) истощение. 

      Отмечается, что выход из стресса может быть осуществлен на второй фазе в том случае, если субъект найдет оптимальный способ решения ситуации и преодолеет воздействие стрессора  /11, с. 64/.

    В фазе истощения отмечается вероятность  астении, болезненных психологических  и психосоматических реакций (депрессии, неврастении, грипп, астма, рак). Причиной заболеваний в послестрессовом состоянии (на третьей фазе), как   отмечается в современных   исследованиях,  является   избыточная или неадекватная адаптивная реакция. Отмечается также вероятность гуморального обуславливания того или иного заболевания как индукция особой предрасположенности к нему при помощи химических агентов, через кровь; таким образом, в случае стресса поражаются в первую очередь «слабые места» организма.

    Для определения по возможности объективных факторов стресса его можно разделить на несколько групп. Психологи, работающие с людьми, чья деятельность постоянно связана с сильными, неординарными переживаниями выделяют три основные группы:

  1. «стрессы ожидания», то есть стрессы, связанные с ожиданием предстоящей опасности или просто с формированием готовности к выполнению напряженной деятельности;
  2. «рабочие» стрессы, связанные с выполнением, спецификой профессиональной деятельности.  Понятие «рабочего» стресса связанно с постоянным воздействием на психику стресс-факторов умеренной интенсивности, т.е. не вызывающих психических травм, но имеющих свойство «накапливаться». Этот процесс приводит к снижению толерантности к стрессу, а в конечном  итоге к   психосоматическим   заболеваниям /22, с. 36/;
  3. посттравматические  стрессовые  расстройства.

     Несмотря  на то, что ребенок может оказаться  подверженным стрессу любой из перечисленных групп, нас в большей степени интересует первая. Вторая действительно специфична, а третья связана с уже происшедшими экстремальными случаями. И,   хотя в   наше  время   подобные   случаи,   к сожалению, не редкость, это не   относится в  полной   мере к  педагогике,   школьной   психологии.

     «Стресс ожидания» может возникать как задолго до начала выполнения деятельности, связанной с чрезвычайными психическими нагрузками (за месяц, и больше), так и непосредственно перед ее выполнением (за несколько минут). Надо заметить, что практически в любой школе стараниями педагогов создаются условия для каждого из вариантов «стресса ожидания». Достаточно вспомнить завуча, ежедневно меняющегося карточки на доске школьных объявлений: «До экзамена осталось ... дней» или ставшее классическим выражение «А сейчас к доске пойдет... (пауза), к доске пойдет (пауза)...».

      В картине двух таких разновидностей стресса есть существенные различия, но общее в них одно: такие стрессовые состояния носят как бы предупреждающий характер. Человек лишь прогнозирует неизбежное появление экстремальных ситуаций, возможно,  даже   мучается от дурных предчувствий. Вся сложность таких стрессовых ситуаций заключается в том, что на них невозможно, повлиять. По существу человек  вынужден пассивно ждать, что произойдет, перебирая в уме возможные действия,   собственные и других участников предстоящих событий, а также возможные последствия этих действий. Такое состояние выражается   в  психической   напряженности,  чем,   по сути, и  является стресс  /29,  с. 72/.

     Важность умения влиять на   стрессовые состояния для достижения успеха, в частности высоких результатов в спорте, давно понимают спортивные психологи. Так, А. П. Скородумова  писала,   что   всю  работу, совершаемую в годовом цикле спортсмена, можно рассматривать как стресс, поэтому   в  реакции  организма  на  нее можно выделить три стадии, аналогичные стадиям стресса по Г.Селье.  В.Н.Платонов, анализируя   срочную и долговременную  адаптацию  к   нагрузкам,   показывает,   что  понятие адаптации тесно связано с представлением о функциональных резервах: спортсмены отличаются от не занимающихся спортом способностью к мобилизации функциональных ресурсов /8, с. 66/. Высокую стрессоустойчивость   характеризует и повышенная мобильность, более  быстрая врабатываемость   организма и более совершенная   способность   переключаться  в  процессе   двигательной   деятельности /10, с 11/.

        Итак,  стресс   в  своем  развитии  проходит  3  основные  стадии: реакция  тревоги; фаза  сопротивления;  фаза  истощения  (по Г. Селье).  Однако  способность  сопротивляться  стрессу во  многом  зависит  от  адаптационных  способностей  организма,  так  как  адаптация  в  данном  случае рассматривается  как  регуляция  состояния человека  для  создания  предпосылок к более эффективной деятельности  в экстремальных условиях,  снижение  чувства  психологического  дискомфорта. 

          1.3  Положительное и отрицательное влияние  стресса  на  личность 

      Стресс может иметь и позитивное значение для деятельности и состояния организма. Такой положительный стресс в психологии назван термином  аутостресс. В этом случае мобилизация организма и высокая скорость деятельности  позволяют значительно быстро преодолеть проблемы на второй фазе стресса. В то же время особое состояние психики в ситуации стресса в случае успеха приводит к вытеснению из памяти эмоционального напряжения и переживаний, что впоследствии может привести к повторению стрессовой ситуации  /6, с. 28/.

     Но  частое повторение даже позитивного стресса истощает нервную систему, понижает активность защитных механизмов. Таким образом, продолжительный стресс рассматривается как   патогенный фактор.

  Изучение  индивидуальной вариативности реакций на стрессогенные ситуации позволяет говорить о том, что есть люди, плохо переносящие   любую   ситуацию, связанную с высоким напряжением и требующую активных действий.   У них не  наблюдается  аутостресса и во второй фазе стресса развивается дистресс — полная   дезорганизация деятельности, хаотичные поиски выхода  из ситуации, которые усиливают тревогу, негативное состояние субъекта и усугубляют ситуацию. В качестве психологической защиты такие люди стараются избегать   стрессовых ситуаций, тревожны и более, чем другие,  чувствительны к  выделению  стрессоров.

     Последствия  стресса у  детей    проявляются  несколько  иначе,  чем  у  взрослых,  чаще   всего  невротическими  и  эмоциональными  расстройствами,  нарушениями  поведения  /6, с. 29/.

       Симптомами  стресса у детей являются,  несобранность,  безразличие,  заикание,  ночные  страхи,  недержание  мочи,  снохождение,  сноговорение,  потеря  аппетита.  Нередко  в  стрессовой  ситуации  появляются  несвойственные  ранее  детям  трудности  в  поведении: жестокость,  агрессивность,  конфликты  со  сверстниками,  побеги  из  дома,  нежелание  учиться.  Родители  недоумевают  по  поводу  необычных  для  их  ребенка  лживости,  изворотливости,  склонности  к  воровству,  стремления  к  разрушению,  злобности,  не  догадываясь, что  всё  это  является  следствием  стресса.

     Если  ребенок  отличается  уверенным,  решительным,  общительным характером, то после оказанной психотерапевтической  помощи  и необходимого  лечения он  скоро приходит  в норму  /14, с. 122/.

     При  наличии  тревожности,  мнительности,  впечатлительности,  склонности  к самоанализу  и  заниженной  самооценке  возврат  к  привычному  образу  жизни  происходит  не  столь  безболезненно – у  ребенка  могут  развиться  тяжелые  неврозы,  усилиться   недоверие,  подозрительность  и  агрессивность.

  Обилие  стрессовых  ситуаций, с которыми приходится сталкиваться   детям, вряд ли может рассматриваться как своеобразная тренировка, которая поможет им бороться против  стресса во  взрослой   жизни.   Ребенок не может привыкнуть к стрессу, стресс разрушает детскую психику и делает ее  уязвимой к   любым   воздействиям такого рода в   дальнейшем.

      Находясь  в длительном стрессе или часто  сталкиваясь со стрессорами и не получая при этом помощи и поддержки взрослых, ребенок скорее всего сформирует неэффективные стратегии поведения в стрессовой ситуации. Он станет излишне робким, пугливым, застенчивым или, наоборот, агрессивным, бесчувственным к чужим переживаниям и боли. Он может замкнуться и тогда не научится устанавливать конструктивные отношения с людьми или стать поверхностным «верхоглядом». В конце концов, ребенок, долго пребывающий в стрессе, в прямом смысле теряет иммунитет и начинает болеть. Так что утверждения типа «пусть привыкает к стрессу — это хорошая  закалка на  будущее»,  скорее всего, являются ошибкой.

  Необходимо отметить, что ребенок, переживающий стресс, не всегда способен   обратиться за помощью к взрослому. Это обусловлено тем, что в такой ситуации ему  трудно сформулировать свою проблему словами. С другой стороны, не справляясь со всеми своими обязанностями, дети чувствуют себя виноватыми, ленивыми или неспособными — часто такие обвинения они   слышат от взрослых, — в этом случае они не просят о помощи, так как считают, что им не поверят  /14, с. 123/.

     Психическое  здоровье  детей  более  уязвимо,  поэтому не  приходится  удивляться  их  высокой травматизации в обстановке  социального насилия. 

     Таким  образом,  стресс может оказывать как негативное, так и положительное воздействие. Если ребенок не будет, испытывая стресс, учиться преодолевать его, он не будет развиваться. Известно, что преодоление препятствий является эффективным стимулом   развития.  Современный школьник нуждается в освоении умения справляться со стрессовыми состояниями, обусловленными различными причинами, в том числе экстремальными   ситуациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти