Стресс и его влияние на развитие личноти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50

Файлы: 1 файл

стресс.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

  Издание хорошо иллюстрировано   причем в качестве рисованных персонажей-сверстников, изображаются дети и подростки, наделенные конкретными признаками современника. Среди опасных ситуаций, характерных для нашего времени, обращается внимание на возможность оказаться жертвой террористического акта. Все перечисленное придает дополнительную достоверность изложенному и, как следствие, повышает эффективность программы в целом.

      Программа Э.М.Александровской и Н.И. Кокуркиной «Психологическое сопровождение подростков в школе» ставит своей целью обучение подростков социально-психологическим навыкам взаимодействия, а также актуализацию профессионального самоопределения. Однако ряд упражнений формируют у подростков стрессоустойчивость /25, с. 36/.

      Методически выверенная,   интересная  программа «Все цвета, кроме черного»,   разработанная коллективом автором под руководством М.М.Безруких и предназначенная для учащихся 2—4 классов. Основная цель — развитие у младших школьников навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей предупредить  приобщение к наркотизации.

     В программе приведены варианты игр, творческих заданий, формы проектной деятельности, участвуя в которых школьники осваивают эффективные навыки поведения в различных жизненных ситуациях (наиболее характерных для младших школьников), развивают умение оценивать свое состояние, настроение и настроение других людей, учатся общаться с сверстниками, взрослыми и т.д.

      Учебно-методическое   пособие для   учителей 1 —11 классов   под    редакцией В.Н.Касаткина и Л.А. Щеплягиной предлагает новую школьную дисциплину «Здоровье». Наряду с различными темами, которым посвящена программа, большое внимание уделяется развитию навыков противостояния стрессу. Справедливо, что «Здоровье» предполагает работу со всеми учащимися от первого до одиннадцатого классов /33, с. 67/.

     Успешный пример адаптации зарубежной программы в России представляет работа Л.М. Иванова и Е.В. Коневой «Применение нидерландской модели повышения социальной, компетенции подростков». Эта профилактическая программа направлена на развитие навыков социальной адаптации подростков (умение обращаться за помощью или информацией к посторонним людям или должностным лицам, умение договариваться и избегать конфликтов, умение противостоять наркотической провокации со стороны сверстников или взрослых, умение правильно вести себя в ситуации вымогательства и т. п.) /27, с. 78/.

      Существующие  антистрессовые программы, предназначены для тех, кто уже перенес стресс или оказался жертвой сотравматического синдрома (близкие, родственники пострадавших), Профилактических   программ   практически нет.

      В большинстве программ основной профилактической целью является предупреждение наркомании и заболеваний, передаваемых половым путем. Вместе с тем многие разработки включают в себя разделы, направленные на развитие стрессоустойчивости. Кроме того, приобретаемые навыки конструктивного решения конфликтов, умения обратиться за помощью способствуют преодолению негативного воздействия   стресса.

     Существует группа программ личностного роста и развития коммуникативных навыков, в которых немалую долю составляет отработка навыков адекватного поведения в стрессовых, экстремальных ситуациях. Копинг-профилактика, то есть защита, в том числе от негативных последствий стресса, с помощью собственных ресурсов, стала  предметом пока  еще  небольшого  количества   программ.

      К   последним можно отнести так   называемые    «робинзонады». Своеобразную рекламу делают им телепередачи типа «Форт Боярд». «Робинзанада» — увлекательные приключения, столкновения с трудностями, необходимость преодолевать себя, поддерживать товарищей и пользоваться их поддержкой. Все это не только позволяет подросткам осознать собственные физические и психические ресурсы, но и «нарастить» их, развить коммуникативные навыки, сформировать эффективные стратегии поведения в неординарных ситуациях. Именно это способствует развитию стрессоустойчивости.

  Интересной  представляется программа для   детей и   подростков «Вызов», выпущенная Фондом «НАН» /25, с. 38/. Являясь по своему жанру «робинзонадой» с элементами погружения в «естественные экстремальные условия выживания», она идеально подходит для летних лагерей. Основой программы являются тренинговые   курсы, разработанные немецким педагогом и философом Куртом Ханом («веревочный курс»), а также американской специалисткой Джин Берби (программа «Discovery»).

     Успешность  реализации программы предполагает соблюдение следующих принципов: свободы  выбора участия; мотивирования на участие посредством чувства успеха; ориентации на личностный рост каждого участника; чувства юмора в процессе работы. Авторы выделяют два «самых главных» метода, использующихся на каждом этапе программы: игры-испытания и обсуждения.

      Отдельный раздел посвящен описанию   технологии проведения   тренинга: как формировать группы, в том числе семейные; как разрабатывать программы с учетом личностных особенностей участников групп; как учитывать закономерности проведения тренинга и т.д. Особое внимание уделяется схеме построения тренингового дня, а также описанию обязательных для участников условий и правил.

     Существует  ряд профилактических программ, авторы которых ставили перед собой целью не только предупреждение у детей и подростков аддиктивного поведения, но и приобретение ими навыков успешной социализации, в том числе формирование у них адекватных гендерных позиций. Известно, что неумение решать многие вопросы, связанные с сексуальной сферой, становится источником серьезнейшего  стресса  как в подростковой, так и во взрослой жизни.

  «Программа  формирования  феминного  стиля  поведения у старшеклассниц» Л. Мостовой  направлена  на  предупреждение  маскулинизации  девочек,  т.к неверно усвоенные  половые  роли  могут являться  причиной депрессивных  состояний,  неврозов,  социальных психотравм,  ведут к девиантному  поведению,  чувству  неполноценности и одиночества, нестабильности  семейных  отношений. 

     Схожая  тема  развивается в  тренинге  для  девочек-подростков «А  если  это  любовь?»  Н. Семерниковой.  Целями  тренинга  являются  знакомство  с  социальными  проявлениями  любви,  с  поведенческими  особенностями  проявления  чувства  любви  у  лиц  противоположного  пола  /33, с. 100/. 

     Тему  гендерного  воспитания,  охватывающего  и  мальчиков  и  девочек,  продолжает  «Программа  и  тренинг  гендерного  развития  детей  младшего школьного возраста» И. Ткаченко.  Её  целью являются  развитие  гендерной  идентичности, оптимизации отношений с представителями противоположного пола, а в перспективе – профилактика  социальной  дезадаптации,  обусловленной  проблемами  гендера. 

      «Школа  жизни»  А.С. Прутченкова  дает  подросткам большой объем социально-психологических знаний, развивает способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, способствует преодолению барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям, развивает навыки межличностного взаимодействия для повышения его эффективности. Цели программы отрабатываются на  разнообразном   материале различных социальных сфер (частная жизнь, здоровье, профессиональные интересы, экология, право, политика,   культура, мораль, семья, межличностное общение) /22, с. 54/.

     Работы В.А. Родионова и соавторов «Я и все-все-все» и «Я и другие» представляют собой циклы тренинговых занятий по развитию социальных навыков у школьников. Каждый цикл включает занятия по самопознанию, саморегуляции, развитию стрессоустойчивости. Занятия могут вести психологи и педагоги, обладающие опытом тренинговой работы. Профилактическая программа предполагает реализацию в школе, то есть образовательном учреждении, однако с таким же успехом может применяться в учреждениях социальной защиты и общественных организациях.

      Методическими рекомендациями по  организации работы с подростками в рамках клуба является программа А. В. Терентьевой и соавторов «Перекресток».  Программа направлена на создание условий для становления социально адаптированной личности. Среди организаций, которые могли бы стать потребителями программы, — организации, принадлежащие к сфере образования, социальной   защиты, а также общественные организации. Важным ее достоинством является то, что занятия могут проводиться с разновозрастными и разнополыми подростками, и то, что объем не ограничивается   конкретными   часами  /33, с. 101/.

      Таким  образом,  из  вышесказанного  видно,  что многие отечественные авторы делают попытки развить тему стресса у подростков, так как совершенно справедливо полагают, что стресс — основа многих бед.  Многие из программ, о которых шла речь  можно применять в школе. Однако для этого следует учитывать школьную специфику.  

    2.3.  Организация  и   методы  исследования  школьной  тревожности

          у  детей-первоклассников 

      Поступление  в  школу  и  начальный  период  адаптации  к  ней  является,  одним  из  наиболее  важных  и  сложных  этапов  в  жизни  ребенка  в  связи  с  тем,  что  меняется  его  социальная  ситуация  развития.  Эти  изменения  могут  создать    особую  стрессовую  ситуацию  для ребенка,  предъявляя  высокие требования  к его адаптивным  возможностям  и оказывая  серьезное влияние на  дальнейший  ход его психического  развития.  Для многих  детей этот  период  часто  становится  болезненным  и  травматичным. 

      В исследовании приняли участие 20 первоклассников (дети  в возрасте  от  7  до  8  лет)  общеобразовательной  школы № 2  г. Благовещенска (10  мальчиков и 10  девочек).

      Методы  исследования:

-  Тест  школьной  тревожности  Филлипса  /16,  с. 323/.

   Личностный  опросник  предназначен   для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста. Стимульный материал теста состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Автором выделяются следующие факторы (шкалы) тревожности:

   1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

   2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

   3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

   4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

   5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

   6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

   7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие  приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного,   деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

   8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

   Количество вопросов, «работающих на ту или иную шкалу, различно. Так, например, общую тревожность испытуемого в школе «диагностируют» 22 вопроса, а низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 5. Соответственно, получаемые сырые значения по шкалам не уравновешены между собой. Поэтому сравнение результатов по шкалам между собой некорректно.

Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти