Стресс и его влияние на развитие личноти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50

Файлы: 1 файл

стресс.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

      2  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА 
       

      2.1  Причины возникновения стресса у детей 

      Школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования   детей. Стресс  практически   стал   основой школьного   обучения. Эту  проблему в  последние   годы  признали,   кажется, все — и педагоги, и родители,   и   психологи, и  чиновники   /22, с. 110 /.

      По  данным Института возрастной  физиологии, в школу   приходят   около  20% детей с нарушениями  психического   здоровья  пограничного  характера, а уже к  концу первого класса их оказывается 60—70%. Ведущую роль в таком быстром   ухудшении  здоровья   детей   играет  именно   школьный    стресс. 

     У  данного  явления   имеется   целый  ряд причин  /10,  с. 56 /. Это, прежде  всего, проблемы   адаптации. Известно, что на протяжении своей учебы ребенок переживает, как минимум, три кризисных периода, связанных с трудностями  адаптации: поступление в 1-й класс, переход  в основное звено школы (5-й класс) и переход в старшее звено (10-й класс). А если ребёнку приходится не раз менять школу (не секрет, что многие сегодня вынуждены переезжать с места на место), это превращается в серьезную проблему — он лишается поддержки старых друзей, ему   приходится  привыкать к новым одноклассникам и педагогам. Резкие изменения привычной обстановки, возникновение новых требований,  появление большого количества   педагогов и новых одноклассников — все эти обстоятельства превращаются в своеобразный вызов окружающей среды, который требует мобилизации адаптационных резервов организма. Стресс, по Г Селье, собственно, и является «общим адаптационным синдромом».

    Ряд причин детского стресса связан со сложностью школьных программ. Не всегда обоснованное содержание, непродуманная структура учебных курсов, несоответствие методики обучения возрастным и  функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебной деятельности превращаются в мощный стрессор. Прибавим сюда острую нехватку  времени, сопровождающую школьную жизнь  детей с первого до последнего года учебы,  и станет очевидным, что цейтнот является одной из главных причин школьного стресса. При этом успешность обучения до сих пор часто связывают не только с качеством, но и со скоростью деятельности — достаточно вспомнить, что в начальной школе до сих пор оценивают скорость чтения  /10, с. 57/. 

     Несмотря  на непрекращающиеся разговоры о  перегрузке учебных программ, школа продолжает интенсификацию труда школьника. Сегодня уже в основном звене школы рабочий день учащихся с учетом времени, необходимого на выполнение домашних заданий, превышает 10 часов. Что уж говорить о старшеклассниках, которым приходится выкраивать время  на подготовку к  поступлению в вуз.

     Развернувшаяся в последние годы реформа школьного образования предполагает, в частности, уменьшение количества часов на некоторые учебные дисциплины. Но даже   при   таком подходе объем учебного материала не только не сокращается, но иногда и увеличивается. Что это, как не ускорение школьного конвейера, загоняющего в стресс и детей, и учителей, и родителей?

     Конкуренция, охватившая сегодня практически все слои общества, не обошла стороной и школу. Отсюда еще один фактор детского стресса — «школьное соревнование». Его следствием становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в «вымаливание» хорошей оценки. А в иных случаях — это интриги,   подсиживание и откровенная травля  /33, с. 98/.

     Школьным  психологам и педагогам часто приходится сталкиваться с проблемой детей-изгоев, тех, кого по какой-то причине отвергают одноклассники. В последние годы их становится все больше. Средства массовой информации, предлагая такие образцы, как «Последний герой» или «Слабое звено», побуждают детей стремиться к успеху не ценой собственных усилий, а ценой унижения слабого. Можно представить себе, какой сильнейший каждодневный стресс испытывают дети-изгои. При этом не только жертва школьной травли, но и сами гонители, и те, кто не вмешивается (наблюдатели), также подвергаются  стрессу. Учитывая распространенность этого явления в   современной   школе,   можно    рассматривать его как   одну  из  причин   школьного  стресса.

      Нельзя  не отметить, что школьная учеба  — это постоянные проверки знаний (контрольные работы, опросы и т.д.). Прибавим сюда еще и экзамены, как минимум в 9-м и 11-м классах (а в некоторых школах экзамены сдаются при переводе из класса в класс). Эти испытания также вносят свою лепту в череду школьных   стрессоров.

     В период   обучения в школе дети переживают один из сложнейших жизненных  этапов — подростковый   кризис. Зачастую он охватывает несколько лет школьной жизни ребенка. Ясно, что в это время все обыденные школьные трудности  ощущаются им   особенно  остро /14, с. 124/.

  Очевидно, что школа, создавая стрессовые ситуации,   должна   позаботиться о развитии у   школьников   эффективных   стратегий поведения в этих ситуациях.

    Жизнь  наших детей полна стрессов  не  только  в школе.  Современные родители,  стремясь  обеспечить  будущий жизненный успех своих чад,  зачастую  слишком рано  начинают  подстегивать  их  развитие.  Чем бы  ни  занимался ребенок,  мы  хотим,  чтобы он  стал лучшим  в дворовой  компании, спортивной  группе,  кружке  или  студии.  Подвергаясь  постоянному  сравнению  с  братьями  и  сестрами,  детьми  знакомых  и  родственников,  слыша  о достижениях  детей-спортсменов,  музыкантов,  актеров,  ребенок  чувствует  себя  участником  своеобразного  марафона.  Он  вынужден  участвовать  в  этой  гонке,  пока  не  сломается.  Постоянное  соперничество  с  другими  детьми,  возникающее  под  влиянием  честолюбивых  родителей,  порождает  так  называемый  стресс  успеха.

      Почти  все  внешкольные  занятия  теперь  стоят  немалых  денег,  и  родители,  выкраивая  их  из  семейного  бюджета,  невольно  ожидают  отдачи,  а  зачастую  и  прямо  говорят  об  этом  своим  детям.  Ребенок,  если  ему  не  суждено  преуспеть  в  спорте,  творчестве  или  учебе,  превращается  в  заложника  родительских  амбиций  и  испытывает  сильный  стресс.

        Родители  требуют  безукоризненного  выполнения  обязанностей  («Нельзя,  чтоб  вырос  лентяем!»).  Тренер  ждет   спортивных  достижений  («зачем  тратить  время   на  неперспективного  ребенка?»).  Учитель  музыки  убеждает  в  необходимости  упорно  заниматься  («скоро  концерт»).  Преподаватель  иностранного  языка  заставляет  заучивать  все  больше  и  больше  («необходимо  продемонстрировать  родителям  успехи  ребенка»). 

     Далеко  не  всегда  дети  могут отвечать  завышенным  требованиям своих родителей.  Отсюда  специфический детский страх — страх не соответствовать ожиданиям значимых взрослых, порождающий   самые   неожиданные реакции, например, отказ от продолжения занятий (спортом, музыкой, рисованием и т. п.). Часто родители жалуются, что ребенок, столкнувшись с первой  же трудностью, бросает дело, которым начал заниматься. А не сами ли мы, взрослые, порождаем эти реакции, требуя от детей изнурительного соперничества, продвижения вперед любой ценой. Внешкольная жизнь детей, так же как и школьная, связана с хронической нехваткой времени. Уже с первого класса день ребенка расписан по минутам, после школьных уроков — музыка, иностранный язык,   спортивные занятия. А как же иначе, в будущем ему придется конкурировать за престижную работу, высокую зарплату, успешную карьеру.  Все, чему он успеет научиться в детстве, станет фундаментом его будущих успехов. Именно это внушают своим отпрыскам многие родители, лишая детей беспечности, столь свойственной детству. Часто приходится сталкиваться с нежеланием детей взрослеть  /31, с. 12/.

  Взрослая  жизнь воспринимается ими как  тяжкое бремя и бесконечные волнения. Такой образ будущего формируется у них под влиянием собственных родителей, которых они видят хмурыми, уставшими, раздраженными,  вечно чем-то недовольными. Участвуя в бесконечной гонке за  счастливым   будущим, дети лишаются счастливого настоящего, да и   само это  будущее   перестает  выглядеть таким уж  счастливым.

     Ребенок подавлен. Напряжен. Неуверен в себе. Раздражителен. Переутомлен. Непоседлив и невнимателен. Ничего не читает. Не умеет играть. Любимое его занятие — сидеть перед телевизором или за компьютером. Вот типичный портрет современного ребенка — портрет человека, находящегося в состоянии стресса.

     Итак,  факторами детского стресса можно считать: 

  Внешкольными: страх не соответствовать амбициям родителей; соперничество с другими детьми;  перегрузку внешкольными занятиями;  страх перед будущим.

  Школьными: адаптационные трудности в 1-м, 5-м, 10-м классах и в случаях перехода в новую школу;  перегруженность школьных программ;  нехватка времени;  «школьное соревнование»; проблема детей-изгоев;  ситуации проверки знаний, в т. ч. экзамены.

     Таким  образом, умение справляться с негативными  последствиями стресса не появится само по себе. Его необходимо развивать целенаправленно. Более того, если этим не заниматься, стресс будет постоянно разрушать детскую психику. 
 

      2.2 Анализ  программ  по формированию   стрессоустойчивости 

            у  детей 
 

      Развитие   стрессоустойчивости  представляется полезным не только с точки зрения здоровья, но и с точки зрения социально-экономической.

     Рубеж веков стал началом периода активного  освоения российским образованием теоретических представлений о жизненных навыках, апробации зарубежных профилактических программ и создания собственных. Большая часть программ была направлена на профилактику злоупотреблений психоактивными веществами и заболеваний, передаваемых половым путем. Однако в этих программах внимание уделялось и развитию навыков борьбы со стрессом /25, с. 34/.

      Среди различных проектов, направленных на решение указанных выше целей, интерес для специалистов представляет серия методических пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», подготовленных в рамках Проекта «ХОУП». Это вызвано в первую очередь тем, что в представленных материалах нашли свое отражение практически все направления современной профилактической работы. К ним относятся избегание вредных привычек; развитие критического мышления, позволяющего осмысленно относиться к рекламе и противостоять негативному влиянию группы; умение вести себя в сложных ситуациях, приобретение коммуникативных навыков и другие.

     Комплект  пособий предназначен для реализации в школе, что отличает его от многих аналогичных программ,   реализация  которых  возможна только  в условиях психолого-медико-социальных центров или иных учреждений дополнительного образования. Серию открывает буклет, в котором рассказывается о Проекте «ХОУП» и его школьной профилактической программе, включающей самые разнообразные материалы. Среди них — инструкция по использованию учебных пособий, концепция, включающая принципы, основные понятия, теорию и методологию, тематическое планирование, рабочие тетради для учащихся всех классов, плакаты, методические материалы для учителя, информация для родителей.

     Нельзя  не признать, что современному школьнику  выбор между «хорошо» и «плохо» дается сложнее, чем когда-то его родителям. С одной стороны, взрослые говорят о необходимости   соблюдать  определенные, социально одобряемые правила и нормы. С другой стороны, вездесущая реклама уверяет, что пить пиво — классно, курить — стильно, а правила   придуманы  для того,  чтобы их нарушать. В цикле «Полезные привычки» уже со второго класса  начинается   чрезвычайно важная тема повышения медиаграмотности, которая позволяет критически воспринимать рекламные приемы. Эта тема мало затронута в распространенных в настоящее время в стране профилактических программах, однако  она присутствует в книге В.А.Родионова и Е.А.Лангуевой «Развитие навыков делового общения для  старшеклассников»  /25, с. 35/.

   Следующий цикл («Полезные навыки») предназначен для учащихся 5—7 классов. Начиная с этого цикла, большое место в программе занимает тема самопознания. Материалы шестого класса помогают преодолеть чувство необоснованного беспокойства, а седьмого — правильно оценивать самого себя. В рабочих тетрадях   цикла много внимания  уделяется самовоспитанию и ответственности.

   По  мере взросления подросток все чаще оказывается в  ситуации выбора. Поэтому цикл для старшеклассников носит название «Полезный выбор». В нем большое внимание уделяется проблемам отношений с родителями, выбора профессии, умению искать работу, правильно составлять резюме.

  Отдельный блок программы   представляют материалы для учителя. Помимо сценарных планов, дается большая информация о психосоциальных подходах в системе  профилактики, о роли учителя в профилактической работе, о создании положительной психологической атмосферы и методах обучения в группе. Учитывая, что в зависимости от возрастных особенностей учащихся должен меняться подход в работе с ними, авторы группируют методические материалы по   возрастам: отдельно для работы с учащимися 5—7-х, 8—9-х и 10—11-к классов.

Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти