Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50
2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1
Причины возникновения
стресса у детей
Школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей. Стресс практически стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все — и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники /22, с. 110 /.
По данным Института возрастной физиологии, в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60—70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет именно школьный стресс.
У данного явления имеется целый ряд причин /10, с. 56 /. Это, прежде всего, проблемы адаптации. Известно, что на протяжении своей учебы ребенок переживает, как минимум, три кризисных периода, связанных с трудностями адаптации: поступление в 1-й класс, переход в основное звено школы (5-й класс) и переход в старшее звено (10-й класс). А если ребёнку приходится не раз менять школу (не секрет, что многие сегодня вынуждены переезжать с места на место), это превращается в серьезную проблему — он лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам. Резкие изменения привычной обстановки, возникновение новых требований, появление большого количества педагогов и новых одноклассников — все эти обстоятельства превращаются в своеобразный вызов окружающей среды, который требует мобилизации адаптационных резервов организма. Стресс, по Г Селье, собственно, и является «общим адаптационным синдромом».
Ряд причин детского стресса связан со сложностью школьных программ. Не всегда обоснованное содержание, непродуманная структура учебных курсов, несоответствие методики обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебной деятельности превращаются в мощный стрессор. Прибавим сюда острую нехватку времени, сопровождающую школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы, и станет очевидным, что цейтнот является одной из главных причин школьного стресса. При этом успешность обучения до сих пор часто связывают не только с качеством, но и со скоростью деятельности — достаточно вспомнить, что в начальной школе до сих пор оценивают скорость чтения /10, с. 57/.
Несмотря на непрекращающиеся разговоры о перегрузке учебных программ, школа продолжает интенсификацию труда школьника. Сегодня уже в основном звене школы рабочий день учащихся с учетом времени, необходимого на выполнение домашних заданий, превышает 10 часов. Что уж говорить о старшеклассниках, которым приходится выкраивать время на подготовку к поступлению в вуз.
Развернувшаяся в последние годы реформа школьного образования предполагает, в частности, уменьшение количества часов на некоторые учебные дисциплины. Но даже при таком подходе объем учебного материала не только не сокращается, но иногда и увеличивается. Что это, как не ускорение школьного конвейера, загоняющего в стресс и детей, и учителей, и родителей?
Конкуренция, охватившая сегодня практически все слои общества, не обошла стороной и школу. Отсюда еще один фактор детского стресса — «школьное соревнование». Его следствием становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в «вымаливание» хорошей оценки. А в иных случаях — это интриги, подсиживание и откровенная травля /33, с. 98/.
Школьным психологам и педагогам часто приходится сталкиваться с проблемой детей-изгоев, тех, кого по какой-то причине отвергают одноклассники. В последние годы их становится все больше. Средства массовой информации, предлагая такие образцы, как «Последний герой» или «Слабое звено», побуждают детей стремиться к успеху не ценой собственных усилий, а ценой унижения слабого. Можно представить себе, какой сильнейший каждодневный стресс испытывают дети-изгои. При этом не только жертва школьной травли, но и сами гонители, и те, кто не вмешивается (наблюдатели), также подвергаются стрессу. Учитывая распространенность этого явления в современной школе, можно рассматривать его как одну из причин школьного стресса.
Нельзя не отметить, что школьная учеба — это постоянные проверки знаний (контрольные работы, опросы и т.д.). Прибавим сюда еще и экзамены, как минимум в 9-м и 11-м классах (а в некоторых школах экзамены сдаются при переводе из класса в класс). Эти испытания также вносят свою лепту в череду школьных стрессоров.
В период обучения в школе дети переживают один из сложнейших жизненных этапов — подростковый кризис. Зачастую он охватывает несколько лет школьной жизни ребенка. Ясно, что в это время все обыденные школьные трудности ощущаются им особенно остро /14, с. 124/.
Очевидно, что школа, создавая стрессовые ситуации, должна позаботиться о развитии у школьников эффективных стратегий поведения в этих ситуациях.
Жизнь наших детей полна стрессов не только в школе. Современные родители, стремясь обеспечить будущий жизненный успех своих чад, зачастую слишком рано начинают подстегивать их развитие. Чем бы ни занимался ребенок, мы хотим, чтобы он стал лучшим в дворовой компании, спортивной группе, кружке или студии. Подвергаясь постоянному сравнению с братьями и сестрами, детьми знакомых и родственников, слыша о достижениях детей-спортсменов, музыкантов, актеров, ребенок чувствует себя участником своеобразного марафона. Он вынужден участвовать в этой гонке, пока не сломается. Постоянное соперничество с другими детьми, возникающее под влиянием честолюбивых родителей, порождает так называемый стресс успеха.
Почти все внешкольные занятия теперь стоят немалых денег, и родители, выкраивая их из семейного бюджета, невольно ожидают отдачи, а зачастую и прямо говорят об этом своим детям. Ребенок, если ему не суждено преуспеть в спорте, творчестве или учебе, превращается в заложника родительских амбиций и испытывает сильный стресс.
Родители требуют безукоризненного выполнения обязанностей («Нельзя, чтоб вырос лентяем!»). Тренер ждет спортивных достижений («зачем тратить время на неперспективного ребенка?»). Учитель музыки убеждает в необходимости упорно заниматься («скоро концерт»). Преподаватель иностранного языка заставляет заучивать все больше и больше («необходимо продемонстрировать родителям успехи ребенка»).
Далеко не всегда дети могут отвечать завышенным требованиям своих родителей. Отсюда специфический детский страх — страх не соответствовать ожиданиям значимых взрослых, порождающий самые неожиданные реакции, например, отказ от продолжения занятий (спортом, музыкой, рисованием и т. п.). Часто родители жалуются, что ребенок, столкнувшись с первой же трудностью, бросает дело, которым начал заниматься. А не сами ли мы, взрослые, порождаем эти реакции, требуя от детей изнурительного соперничества, продвижения вперед любой ценой. Внешкольная жизнь детей, так же как и школьная, связана с хронической нехваткой времени. Уже с первого класса день ребенка расписан по минутам, после школьных уроков — музыка, иностранный язык, спортивные занятия. А как же иначе, в будущем ему придется конкурировать за престижную работу, высокую зарплату, успешную карьеру. Все, чему он успеет научиться в детстве, станет фундаментом его будущих успехов. Именно это внушают своим отпрыскам многие родители, лишая детей беспечности, столь свойственной детству. Часто приходится сталкиваться с нежеланием детей взрослеть /31, с. 12/.
Взрослая жизнь воспринимается ими как тяжкое бремя и бесконечные волнения. Такой образ будущего формируется у них под влиянием собственных родителей, которых они видят хмурыми, уставшими, раздраженными, вечно чем-то недовольными. Участвуя в бесконечной гонке за счастливым будущим, дети лишаются счастливого настоящего, да и само это будущее перестает выглядеть таким уж счастливым.
Ребенок подавлен. Напряжен. Неуверен в себе. Раздражителен. Переутомлен. Непоседлив и невнимателен. Ничего не читает. Не умеет играть. Любимое его занятие — сидеть перед телевизором или за компьютером. Вот типичный портрет современного ребенка — портрет человека, находящегося в состоянии стресса.
Итак, факторами детского стресса можно считать:
Внешкольными: страх не соответствовать амбициям родителей; соперничество с другими детьми; перегрузку внешкольными занятиями; страх перед будущим.
Школьными: адаптационные трудности в 1-м, 5-м, 10-м классах и в случаях перехода в новую школу; перегруженность школьных программ; нехватка времени; «школьное соревнование»; проблема детей-изгоев; ситуации проверки знаний, в т. ч. экзамены.
Таким
образом, умение справляться с негативными
последствиями стресса не появится само
по себе. Его необходимо развивать целенаправленно.
Более того, если этим не заниматься, стресс
будет постоянно разрушать детскую психику.
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости
у детей
Развитие стрессоустойчивости представляется полезным не только с точки зрения здоровья, но и с точки зрения социально-экономической.
Рубеж веков стал началом периода активного освоения российским образованием теоретических представлений о жизненных навыках, апробации зарубежных профилактических программ и создания собственных. Большая часть программ была направлена на профилактику злоупотреблений психоактивными веществами и заболеваний, передаваемых половым путем. Однако в этих программах внимание уделялось и развитию навыков борьбы со стрессом /25, с. 34/.
Среди различных проектов, направленных на решение указанных выше целей, интерес для специалистов представляет серия методических пособий «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», подготовленных в рамках Проекта «ХОУП». Это вызвано в первую очередь тем, что в представленных материалах нашли свое отражение практически все направления современной профилактической работы. К ним относятся избегание вредных привычек; развитие критического мышления, позволяющего осмысленно относиться к рекламе и противостоять негативному влиянию группы; умение вести себя в сложных ситуациях, приобретение коммуникативных навыков и другие.
Комплект пособий предназначен для реализации в школе, что отличает его от многих аналогичных программ, реализация которых возможна только в условиях психолого-медико-социальных центров или иных учреждений дополнительного образования. Серию открывает буклет, в котором рассказывается о Проекте «ХОУП» и его школьной профилактической программе, включающей самые разнообразные материалы. Среди них — инструкция по использованию учебных пособий, концепция, включающая принципы, основные понятия, теорию и методологию, тематическое планирование, рабочие тетради для учащихся всех классов, плакаты, методические материалы для учителя, информация для родителей.
Нельзя не признать, что современному школьнику выбор между «хорошо» и «плохо» дается сложнее, чем когда-то его родителям. С одной стороны, взрослые говорят о необходимости соблюдать определенные, социально одобряемые правила и нормы. С другой стороны, вездесущая реклама уверяет, что пить пиво — классно, курить — стильно, а правила придуманы для того, чтобы их нарушать. В цикле «Полезные привычки» уже со второго класса начинается чрезвычайно важная тема повышения медиаграмотности, которая позволяет критически воспринимать рекламные приемы. Эта тема мало затронута в распространенных в настоящее время в стране профилактических программах, однако она присутствует в книге В.А.Родионова и Е.А.Лангуевой «Развитие навыков делового общения для старшеклассников» /25, с. 35/.
Следующий цикл («Полезные навыки») предназначен для учащихся 5—7 классов. Начиная с этого цикла, большое место в программе занимает тема самопознания. Материалы шестого класса помогают преодолеть чувство необоснованного беспокойства, а седьмого — правильно оценивать самого себя. В рабочих тетрадях цикла много внимания уделяется самовоспитанию и ответственности.
По мере взросления подросток все чаще оказывается в ситуации выбора. Поэтому цикл для старшеклассников носит название «Полезный выбор». В нем большое внимание уделяется проблемам отношений с родителями, выбора профессии, умению искать работу, правильно составлять резюме.
Отдельный блок программы представляют материалы для учителя. Помимо сценарных планов, дается большая информация о психосоциальных подходах в системе профилактики, о роли учителя в профилактической работе, о создании положительной психологической атмосферы и методах обучения в группе. Учитывая, что в зависимости от возрастных особенностей учащихся должен меняться подход в работе с ними, авторы группируют методические материалы по возрастам: отдельно для работы с учащимися 5—7-х, 8—9-х и 10—11-к классов.
Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти