Влияние стресса на работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.
В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».
2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.
3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.
4.Сделать вывод о проделанной работе.

Оглавление

Введение
1. Общие понятия стресса
1.1 Понятие стресса
1.2 Стадии стресса
1.3 Причины возникновения стресса
1.4 Методы борьбы со стрессом
2. Стресс в управленческом труде
2.1 Стресс на работе
2.2 Причины возникновения стресса на работе
2.3 Методы борьбы со стрессом на работе
3. Цель исследования
3.1 Методы исследования
3.2 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Общие понятия  стресса

1.1 Понятие стресса

1.2 Стадии стресса

1.3 Причины возникновения  стресса

1.4 Методы борьбы  со стрессом

2. Стресс в управленческом  труде

2.1 Стресс на работе

2.2 Причины возникновения  стресса на работе

2.3 Методы борьбы со стрессом на работе

3. Цель исследования

3.1 Методы исследования

3.2 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

стресс  дистресс управленческий работа

Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.

В соответствии с  данной целью будут выделены следующие  задачи:

1.Узнать, что же  представляет собой термин «стресс».

2.Выявить причины  и последствия стресса у сотрудников  организации.

3.Проанализировать  проблему стресса, его последствия  и пути решения этой проблемы  на примере конкретного образовательного  учреждения.

4.Сделать вывод  о проделанной работе.

Объектом исследования являются сотрудники МОУ «Шоршелской  СОШ им. А. Г. Николаева».

Актуальность курсового  проекта.

Стресс – это  «тихий убийца», он проник повсюду и  его воздействия на организм губительны, особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все  население страны, этому поспособствовал  финансовый кризис. Следовательно, кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают  из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых  главных причин, является загруженность  на работе. Сегодня к выше перечисленным причинам можно прибавить, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли об этом.

Целью данного курсового  проекта является изучение стресса  и его последствия в организации.

В соответствии с  данной целью будут выделены следующие задачи:

Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

Выявить причины  и последствия стресса у сотрудников  организации.

Проанализировать  проблему стресса, его последствия  и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

Сделать вывод о  проделанной работе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей силой затронул все  население страны, этому поспособствовал  финансовый кризис. А это говорит  о том, что кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают  из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых  главных причин, является загруженность  на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этом приводят к стрессу.

Многие люди даже не задумываются о том, что они  находятся в постоянном состоянии  стресса. Это то психическое состояние  организма, когда чрезмерное перенапряжение организма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно! Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает у нашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы не жалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и в достатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеют себя.

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходилось постоянно находиться в напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Сейчас же этот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится контактировать с другими людьми. Им приходится сталкиваться с, неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины и последствия стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

 

1.Общие  понятия стресса  

1.1 Понятие стресса

Пятьдесят лет назад  мало кто знал, что значит слово  стресс. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий - как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств .

Стресс (от англ. «stress»  — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень  сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также  соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса »

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы  стресса.

Эустресс имеет  два значения — «стресс, вызванный  положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это  патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание  что-либо делать.

3. Потеря веры  в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние,  желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение  памяти;

6. Нежелание обдумать  и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической  литературе также активно обсуждаются  понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей  с активной жизненной позицией, с  низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность  в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность  повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после  перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

 

1.2 Стадии стресса

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем  четыре фазы (стадии).

Первая фаза - стадия тревоги:

Тревога - реакция  организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания  существования.

Последняя фаза- болезнь. Болезнь - развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.  

1.3 Причины возникновения стресса

Причиной возникновения  стресса может стать любая  ситуация, на которую человек реагирует  сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники  стресса:

1. Психологическая  травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание  с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные  неурядицы;

3. Конфликты либо  общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые  не дают Вам возможности достигнуть  поставленных целей;

5. Ощущение постоянного  давления;

6. Несбыточные мечты  либо слишком высокие требования к себе;

7. Шум;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение,  укор самого себя в том, что  вы чего-то не достигли либо  что-то упустили;

10. Обвинение себя  во всем плохом, что произошло,  даже если это произошло не  по Вашей вине;

11. Напряжённая работа;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные  эмоции;

14. Ссоры с людьми  и, особенно с родными (так  же к стрессу может привести  наблюдение со стороны на ссоры  в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные  эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса  Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические  и биологические стрессоры. К  физиологическим относятся болевые  воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут  быть как реально действующими, так  и вероятными. Наиболее разрушительны  для организма психологические  стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Информация о работе Влияние стресса на работоспособность