Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:54, реферат
Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.
Введение………………………………………………………………………3-6
Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...6
1.1. История возникновения понятия стресса…………………….……….6.
1.2. Общие признаки стресса человека…………………………………….С.9.
Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11.
2.1. Причины возникновения стресса в студенческой среде….………..С.11.
2.2. Факторы риска развития стрессового состояния у студента............С.13.
2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.14
4.Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.16.
Заключение ……………………………………………………….……....С.17
Библиография……………………………………………………..……...С.18
Реферат по дисциплине
«Физическая культура» на тему:
«Влияние
стресса на здоровье
студентов»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы «А» ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Полякова
Е. В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общие представления
о стрессе.……………….….……….……...6
1.1. История
возникновения понятия стресса…
1.2. Общие
признаки стресса человека……………
Глава II. Изучение
проблемы проявления стресса в студенческой
среде…………………………………………………………………
2.1. Причины возникновения
стресса в студенческой среде….
2.2. Факторы риска
развития стрессового
2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.14
Заключение …………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Введение
Современный студент постоянно живет на грани стресса. В процессе учёбы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество факторов. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.
Один и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают ещё более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».
Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, а помимо этого ещё и раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты выбирают курение и алкоголь как средства для снятия психического напряжения. По статистике, на старших курсах число курящих в 2 раза превышает аналогичный показатель на первом курсе.
Сам
этот термин - "стресс" - стал
для людей уже обыденным
Глава I. Общие представления о стрессе
Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».
Знаменитый
исследователь стресса
Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.
При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г.Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.
Ганс Селье сформулировал четыре стадии развития стресса в организме человека:
Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма.
Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.
Эустресс:
Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс:
Негативный
тип стресса, с которым организм
не в силах справиться. Он разрушает
здоровье человека и может привести
к тяжелым заболеваниям1.
Общие признаки
стресса человека
Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные (хронические).
Признаки острого (кратковременного) стресса:
Телесные
проявления: изменение частоты
Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.
Переживание
напряжения у некоторых людей
даже в очень ответственные моменты
может не иметь соответствующего
выражения во внешнем облике и
поведенческих проявлениях. Человек
может отрицать у себя чувство
тревоги и страха, показывать внешне
ровное, спокойное поведение, расслабленность
и раскрепощенность. Попытки такого преодоления
могут наблюдаться у тех, кто намеренно
пытается скрыть свои переживания, например,
у стеснительных людей. Отрицание напряжения
может быть и у тех, кто неспособен к анализу
своего психического состояния, не имеет
никаких навыков самообладания.
К
наиболее частым признакам затяжного
(хронического) стресса относятся
следующие:
- ощущение потери контроля над собой;
- недостаточно
организованная деятельность (рассеянность,
принятие ошибочных решений, суетливость);
- вялость, апатия, повышенная утомленность;
- расстройство
сна (в том числе, более
Для
обнаружения стресса стоит
- раздражительность, снижение настроения
(придирчивость, необоснованная критичность);
-повышенный аппетит;
- увеличившееся количество выпитого алкоголя;
- увеличившееся
потребление психоактивных
- расстройства половой функции;
- неблагополучное
физическое состояние (
Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде
Как известно, стресс - это не невроз. Это совершенно естественная реакция человека на события, угрожающие его безопасности. При первых признаках опасности весь наш организм перестраивается на военный лад. При этом прерываются пищеварительный и внутренние восстановительные процессы. В организме вырабатываются адреналин и другие гормоны, которые быстро распространяют кислород по всему телу, поставляя в кровь горючее, необходимое для решительных действий. За считанные минуты мы приобретаем такую силу и решительность, на которые только способны, и это длится столько времени, сколько необходимо, например, чтобы поразить копьем опасного зверя.
Так же и у студентов. В процессе учебы они ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учебы. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.
Как показывают исследования, студенческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетентности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.
Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить содержанием первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации. На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.