Влияние стресса на здоровье студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-6

Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...6

1.1. История возникновения понятия стресса…………………….……….6.

1.2. Общие признаки стресса человека…………………………………….С.9.

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11.

2.1. Причины возникновения стресса в студенческой среде….………..С.11.

2.2. Факторы риска развития стрессового состояния у студента............С.13.

2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.14
4.Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.16.


Заключение ……………………………………………………….……....С.17

Библиография……………………………………………………..……...С.18

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Физическая культура» на тему:

«Влияние стресса на здоровье студентов» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 2 курса 

группы  «А» ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Полякова  Е. В.                                 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………3-6 

Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...6 

1.1.  История  возникновения понятия стресса…………………….……….6.

1.2.  Общие  признаки стресса человека…………………………………….С.9. 

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11. 

2.1. Причины возникновения  стресса в студенческой среде….………..С.11.

2.2. Факторы риска  развития стрессового состояния  у студента............С.13.

2.3. Негативное  влияние стресса на здоровье  студентов……….………С.14

    1. Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.16.
 

Заключение ……………………………………………………….……....С.17

Библиография……………………………………………………..……...С.18

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современный студент постоянно живет на грани стресса. В процессе учёбы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество факторов. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.

     Один  и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят  студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают ещё более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

     Стресс  негативно отражается на состоянии  здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, а помимо этого ещё и раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты выбирают курение и алкоголь как средства для снятия психического напряжения. По статистике, на старших курсах число курящих в 2 раза превышает аналогичный показатель на первом курсе.

     Сам этот термин  - "стресс" -  стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление  об изменениях поведения и целая  гамма чувств и переживаний, возникающих  в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Общие представления о стрессе

    1. История возникновения понятия стресса
 

     Стресс  – состояние напряжения, возникающее  при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

     Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в  своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

     Знаменитый  исследователь стресса канадский  физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал  свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал  употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций.

     Еще в 1920е годы, во время обучения в  Пражском университете, Селье обратил  внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

     При стрессе, наряду с элементами адаптации  к сильным раздражителям, имеются  элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г.Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

     Ганс  Селье сформулировал четыре стадии развития стресса в организме  человека:

  1. Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита.
  2. Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".
  3. Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.
  4. Болезнь - развитие хронических заболеваний.

     Если  стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма.

     Если  же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения  адаптационных резервов, а это  уже прямой путь к болезни.

От стресса  страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

     Позже Селье ввёл дополнительно понятие  «положительный стресс» (Эустресс), а  «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Эустресс:

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями»  и «несильный стресс, мобилизующий организм».

     Дистресс:

Негативный  тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает  здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям1. 

Общие признаки стресса человека 

     Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные (хронические).

     Признаки  острого (кратковременного) стресса:

     Телесные  проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

     Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.

     Переживание напряжения у некоторых людей  даже в очень ответственные моменты  может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и  поведенческих проявлениях. Человек  может отрицать у себя чувство  тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания. 

     К наиболее частым признакам затяжного (хронического) стресса относятся  следующие: 
- ощущение потери контроля над собой;

- недостаточно  организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость); 
- вялость, апатия, повышенная утомленность;

- расстройство  сна (в том числе, более долгое  засыпание, ранее пробуждение).

     Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как: 
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность); 
-повышенный аппетит; 
- увеличившееся количество выпитого алкоголя;

- увеличившееся  потребление психоактивных средств  (успокоительных, стимулирующих); 
- расстройства половой функции;

- неблагополучное  физическое состояние (головная  боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления)2. 

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде

    1. Причины возникновения стресса в студенческой среде
 

     Как известно, стресс - это не невроз. Это совершенно естественная реакция человека на события, угрожающие его безопасности. При первых признаках опасности весь наш организм перестраивается на военный лад. При этом прерываются пищеварительный и внутренние восстановительные процессы. В организме вырабатываются адреналин и другие гормоны, которые быстро распространяют кислород по всему телу, поставляя в кровь горючее, необходимое для решительных действий. За считанные минуты мы приобретаем такую силу и решительность, на которые только способны, и это длится столько времени, сколько необходимо, например, чтобы поразить копьем опасного зверя.

     Так же и у студентов. В процессе учебы  они ежедневно сталкиваются с  напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так  и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учебы. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.

     Как показывают исследования, студенческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетентности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.

     Обращает  на себя внимание средний уровень  чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это  можно объяснить содержанием  первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации. На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.

Информация о работе Влияние стресса на здоровье студентов