Влияние стресса на здоровье студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-6

Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...6

1.1. История возникновения понятия стресса…………………….……….6.

1.2. Общие признаки стресса человека…………………………………….С.9.

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11.

2.1. Причины возникновения стресса в студенческой среде….………..С.11.

2.2. Факторы риска развития стрессового состояния у студента............С.13.

2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.14
4.Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.16.


Заключение ……………………………………………………….……....С.17

Библиография……………………………………………………..……...С.18

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Следующая проблема — неудовлетворенность  результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой  функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.

     Низкий  уровень социальной поддержки в  сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих  профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.

    1. Факторы риска развития стрессового состояния у студента
 

     Самая главная проблема состоит в том, что состояние стресса рассчитано на короткое время, необходимое для преодоления опасности. Стресс как защитная реакция человека срабатывает и в наше время, когда, например, мы совершаем чемпионский прыжок, чтобы остановить ребенка, готового опрокинуть кастрюлю с горячим супом себе на голову, но еще чаще, когда получаем счет, который не можем оплатить. Нереализованные гормоны стресса надолго сохраняются в нашем организме, пагубно сказываясь на здоровье.

     Студенты  же, как правило, сталкиваются с долгосрочными  проблемами. Нам хотелось бы контролировать свою жизнь, но перемены во время учебы в университете происходят так быстро, что иногда нас просто несет по течению. Взаимоотношения с людьми и семейные проблемы дополняют этот список тревог.

     Один  и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают еще более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей кроется внутри его – в его мировоззрении, системы ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

     Актуальность  исследований психического здоровья студентов  определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания3.

        Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Несомненно, студенческая среда относится к таким, в которых эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки.

     Негативное  влияние стресса на здоровье студентов 

     Анализируя  полученные данные в результате анкетирования  о негативном влиянии стресса  на здоровье студентов, мы пришли к  выводу, что стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента и  не только здоровья. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, появляется раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни.

     Многие  студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия  напряжения».

     К чему приводит игнорирование проблемы:

  • Физический надлом
  • Подверженность несчастным случаям
  • Ухудшение взаимоотношений с окружающими – преподавателями и сокурсниками
  • Нервный срыв
  • Пониженная успеваемость
  • Проблемы с пищеварением, изжога, язва желудка
  • Головные боли от постоянного напряжения  
  • Постоянное ощущение усталости             
  • Потеря ориентации                                  
  • Бессонница, потеря сна
  • Раздражительность                                            
  • Частое ощущение подавленности
  • Постоянное ощущение перегруженности
  • Повышенный или пониженный аппетит
  • Особые индивидуальные сигналы организма4

   Самостоятельное решение проблемы у студентов  как правило связано с употреблением  в больших дозах:

  • Кофеина
  • Алкоголя
  • Наркотиков
  • Курение
  • Удовлетворение других пристрастий

И, как следствие, только отдаление от нее.

     Современный студент постоянно подвергается стрессу и внешней психической  агрессии.  Вследствие стрессов мы все  порой переживаем упадок сил и  физическую усталость, которая обычно накапливается в зимний период. 

Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента 

         Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании психического здоровья. К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, не зависящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида.

        Ожидания индивида занимают одно  из центральных мест в исследованиях  стресса и его последствий,  таких, например, как феномен психического выгорания. По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:

  • низкие ожидания положительного подкрепления;
  • высокие ожидания наказания;
  • низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности5.

       Потеря контроля над результатами  своей деятельности снижает мотивацию  индивида, вызывает чувство страха  и неопределенности и тем самым  ведет к раннему развитию симптомов  выгорания. Кратко  и долговременные  последствия неконтролируемого  окружения проявляются как пассивность и выученная беспомощность. В повседневном поведении человек до тех пор стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, пока не убедится в бесполезности этих усилий, т. е. придет к выводу о том, что ситуация не имеет выхода.

        Удовлетворенность  результатами своей  деятельности. Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности. Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конструктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов.

        Ожидания неконтролируемости значимых  событий приводят к развитию  отрицательных эмоций, причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением. Оценка эффективности собственных действий, по мнению автора, связана с ответом на следующие вопросы:

  1. Какие виды активности могут быть предприняты в данной ситуации? (Человек избегает тех действий, которые, по его мнению, превышают его возможности).
  2. Сколько усилий необходимо приложить для решения поставленной задачи?
  3. Как долго нужно предпринимать усилия для решения задачи, если появляются препятствия и трудности?
  4. Какие суждения могут появляться во время решения задачи?
  5. Какими эмоциональными реакциями сопровождается антиципация ситуации?

           Именно перцепция эффективности собственных действий оказывает влияние на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, т. е. становится важным регулирующим механизмом преодоления стресса. Оценка эффективности собственных действий в различных ситуациях показала существование сильной зависимости от содержания ситуаций и незначительное влияние стабильных личностных черт. Активность личности варьируется от ситуации к ситуации и в меньшей степени определяется ее стабильными свойствами.

         Сопоставляя концепцию эффективности  собственных действий с теорией ожиданий, следует подчеркнуть, что представления об эффективности собственных действий не всегда совпадают с ожиданиями по отношению к последствиям своего поведения, особенно в ситуациях, не зависящих или только частично зависящих от самого субъекта. Различие между понятиями эффективности и ожиданий заключается в следующем: первое описывает убеждение субъекта в том, что он справится с ситуацией, второе — его представление о том, что он считает вознаграждением за разрешение ситуации. В связи с этим следует вспомнить еще об одном факторе, который, несомненно, играет существенную роль в процессах эффективного преодоления трудных ситуаций. Им является так называемый кризис гратификации.

        Кризис гратификации. Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Модель кризиса гратификации можно представить как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением.

         Как следует из приведенной  модели, противоречие между собственным  вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации виден в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен индивид.

        Идентификация со средой деятельности. В исследовании причин студенческого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни. Необходимую помощь в преодолении этого негативного явления может оказать психологическая служба вузов, предоставляя различного рода консультации и помощь в организации учебной деятельности.

Информация о работе Влияние стресса на здоровье студентов