Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:27, реферат
Объект исследования: зависимость активного отдыха на самочувствие студента.
Цель исследования: анализ отношения студентов к проблемам здоровья.
Главной ценностью человеческой жизни является здоровье, при том, как физическое, так и психологическое. Здоровье позволяет человеку вести полноценную жизнь.
В нынешнее время существует множество определений термину «здоровье», которые происходят из различных подходов. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном: сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.
Тема: влияние активного отдыха на здоровье студента
Объект исследования: зависимость активного отдыха на самочувствие студента.
Цель исследования: анализ отношения студентов к проблемам здоровья.
Главной ценностью человеческой жизни является здоровье, при том, как физическое, так и психологическое. Здоровье позволяет человеку вести полноценную жизнь.
В нынешнее время существует множество определений термину «здоровье», которые происходят из различных подходов. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном: сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.
Понятие «здоровье» пытаются по-разному толковать, начиная с древних времен. Самым ранним определением является следующее: Здоровье есть гармония противоположно направленных сил. Так же термин «здоровье» по своему определял Цицерон. Он считал, что здоровье – это правильное соотношение различных душевных состояний. Не смотря ни на какие определения, с древних времен и по наши дни, здоровье считается наиболее важным фактором для счастливой жизни человека.
Устав Всемирной Организации Здравоохранения написано, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное социальное и духовное благополучие [1, с.19].
В медицине существует уровня которыми можно описать ценности здоровья:
Мы выяснили, что здоровье играет крайне важную роль для человека, осталось выяснить, какую роль может оказать активный отдых на самочувствие человека.
Повышенное внимание уделяется здоровью студента на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания о
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Невозможно навязать студенту образ жизни. Каждый студент самостоятельно выбирает и формирует образ действий и мышления. При этом индивидуум может навязать манеру своего поведения и образа жизни группе студентов, в котором он регулярно находится.
Студент имеющий не достаточный уровень саморегуляции быстро перенимает образ жизни студентов, которые его постоянно окружают. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24--30%, на режим питания -- 10--16%, на режим двигательной активности -- 15--30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 4--6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. [3, с. 112]. Поэтому для студента крайне важно вести здоровый и активный образ жизни, что бы поддерживать высокий уровень здоровья.
Не просто так в последние годы здоровому образу жизни студентов уделяется так много времени. Это связано с тем, что в последние годы здоровье специалистов, оканчивающих ВУЗы значительно ухудшилось: повысилось количество заболеваний, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки.
В целом невозможно охарактеризовать, как необходимо вести свою жизнь, что бы быть здоровым, так как для каждого человека здоровье – это уникальный компонент жизни.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.
Здоровый образ жизни создает для студента такую социокультурную среду, при которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, трудовой и общественной активности, трудоспособности, психологического комфорта, а так же актуализуется процесс самосовершенствования личности.
При условии, что студент ведет здоровый образ жизни, ответственность за здоровье формируется у него в качестве общекультурного развития. У такого студента появляется возможность построить себя как личность в соответствии с тем, как он сам представляет себе полноценную духовную, нравственную и физическую жизнь.
При организации своей жизни студент вносит в нее упорядоченность, при этом используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть как определенный правильный ритм жизни, так и активный образ жизни или правильный распорядок дня. Правильный ритм жизни позволяет студенту абстрагироваться от многочисленных вредных воздействий окружающей среды.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.
Студенты, имеющие высокий уровень развития, обычно стремятся не только познать себя, но и желают научиться менять себя и микросреду, в которой они живут.
Множество болезней студентов связаны с их недостаточной подвижностью. Из-за того, что молодое поколение проводит почти все свое время без активного движения, стали развиваться сердечно-сосудистые заболевания, заболевания нервной системы, а так же болезни обмена веществ. Большинство проблем, связанных с проблемами со здоровьем связаны с пассивным образом жизни.
Существует теория моторно-висцеральных рефлексов, в основе которой лежит взаимосвязь между внутренними органами и скелетной мускулатурой. Через центральную нервную систему передаются импульсы определенной частоты во внутренние органы. Эти импульсы исходят из нервных окончаний, которые находятся в сухожилиях, связках и мышцах.
Если студент ведет активный образ жизни, то его мышцы обладают хорошим тонусом и хорошо развиты. Это позволяет импульсам оптимально воздействовать на внутренние органы и нормализовать деятельность мозга [5, стр. 436].
При малоподвижном образе жизни, а так же при недостаточном уровне физической (двигательной) активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболевания желудочно-кишечного тракта, остеохондрозом, радикулитом, ишиасом. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела. [6, стр. 364].
Так же малая подвижность негативно влияет на сердце. При недостаточной активности сердце бьется чаще, потребляет большее количество элементов для работы и, соответственно, быстрее изнашивается и стареет. Так же негативное влияние оказывается и на все остальные органы и суставы.
Отдых – это состояние покоя или же такого рода деятельности, которая снимает утомление организма, а так же возвращает его работоспособность. Отдых и труд непосредственно связаны друг с другом в производственной и учебной сферах деятельности.
Не достаточность отдыха ведет к развитию утомления. Длительное отсутствие полноценного отдыха ведет к переутомлению, что снижает иммунитет организма, а так же к снижению трудоспособности.
Необходимо понимать, что пассивного отдыха организму не достаточно. Его необходимо чередовать с активным отдыхом, для восстановления сил и энергии организма.
Многие студенты занимаются спортом и стараются поддерживать активный образ жизни. Однако многие студенты ведут противоположный образ жизни. Учебный процесс занимает достаточно много времени, поэтому некоторые студенты не успевают уделять достаточно времени своему здоровью.
Существуют 3 вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный. Студентам, которые испытывают нехватку времени, достаточно уделять всего 30 минут в день на ежедневную гимнастику для того, что бы восстанавливать силы. Так же очень важно уделять особенное внимание еженедельному отдыху (отдыху в выходные дни). Отлично подходят для этого спортивные игры или посещение спортивного зала, или бассейна.
Спорт позволяет дисциплинировать себя, а так же давать нагрузку мышечной массе и улучшать здоровье.
Ежегодный отдых подразумевает под собой туризм. Смена обстановки и постоянное движение положительно влияют на здоровье, а так же улучшают иммунитет, что позволяет организму бороться с нагрузкой в течение года.
Выводы:
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:
Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, которое отражается в его полном физическом, социальном и психическом благополучии, а так же обеспечивает полноценное выполнение биологических, трудовых и социальных функций.
Во многом здоровье зависит от того, какой образ жизни ведет студент. Однако, в первую очередь, когда речь идет о здоровье, в первую очередь речь идет о правильном отдыхе, каким является активный отдых. Это необходимое условие для полноценной жизни. Кроме того, влияние на здоровье оказывает отсутствие вредных привычек, режим отдыха и труда, правильная система питания, различные развивающие и закаливающие упражнения.
Во многом здоровый образ жизни зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, нравственного и социального опыта. Общественные нормы далеко не всегда совпадают с тем, какие ценности принимает для себя студент.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - 90 с.
2.Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология .
3. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. 2002. - 340 с.
4. Барчуков И. С. Физическая культура, 2003. - 255 с.
5. Косицкий Г.И. Физическая культура, стр. 436
6. Коц Я.М, Спортивная физиология, стр. 364
Информация о работе Влияние активного образа жизни на здоровье студентов