Влияние активного образа жизни на здоровье студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:27, реферат

Краткое описание

Объект исследования: зависимость активного отдыха на самочувствие студента.
Цель исследования: анализ отношения студентов к проблемам здоровья.
Главной ценностью человеческой жизни является здоровье, при том, как физическое, так и психологическое. Здоровье позволяет человеку вести полноценную жизнь.
В нынешнее время существует множество определений термину «здоровье», которые происходят из различных подходов. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном: сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

Тема: влияние активного отдыха на здоровье студента

 

Объект исследования: зависимость активного отдыха на самочувствие студента.

Цель исследования: анализ отношения студентов к проблемам здоровья.

Главной ценностью человеческой жизни является здоровье, при том, как физическое, так и психологическое. Здоровье позволяет человеку вести полноценную жизнь.

В нынешнее время существует множество определений термину «здоровье», которые происходят из различных подходов. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном: сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.

Понятие «здоровье» пытаются по-разному толковать, начиная с древних времен. Самым ранним определением является следующее: Здоровье есть гармония противоположно направленных сил. Так же термин «здоровье» по своему определял Цицерон. Он считал, что здоровье – это правильное соотношение различных душевных состояний. Не смотря ни на какие определения, с древних времен и по наши дни, здоровье считается наиболее важным фактором для счастливой жизни человека.

Устав Всемирной Организации Здравоохранения написано, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное социальное и духовное благополучие [1, с.19].

В медицине существует уровня которыми можно описать ценности здоровья:

  1. Биологический – предполагает совершенство саморегуляции организма, а так же гармонию физиологических процессов.
  2. Социальнй  - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру.
  3. Психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” [2, с.49].

 

Мы выяснили, что здоровье играет крайне важную роль для человека, осталось выяснить, какую роль может оказать активный отдых на самочувствие человека.

 

  1. Влияние образа жизни студента на его здоровье

 

Повышенное внимание уделяется здоровью студента на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания о

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Невозможно навязать студенту образ жизни. Каждый студент самостоятельно выбирает и формирует образ действий и мышления. При этом индивидуум может навязать манеру своего поведения и образа жизни группе студентов, в котором он регулярно находится.

Студент имеющий не достаточный уровень саморегуляции быстро перенимает образ жизни студентов, которые его постоянно окружают. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24--30%, на режим питания -- 10--16%, на режим двигательной активности -- 15--30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 4--6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. [3, с. 112]. Поэтому для студента крайне важно вести здоровый и активный образ жизни, что бы поддерживать высокий уровень здоровья.

 

 

    1. Влияние здорового образа жизни на здоровье студента

 

Не просто так в последние годы здоровому образу жизни студентов уделяется так много времени. Это связано с тем, что в последние годы здоровье специалистов, оканчивающих ВУЗы значительно ухудшилось: повысилось количество заболеваний, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки.

В целом невозможно охарактеризовать, как необходимо вести свою жизнь, что бы быть здоровым, так как для каждого человека здоровье – это уникальный компонент жизни.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

Здоровый образ жизни создает для студента такую социокультурную среду, при которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, трудовой и общественной активности, трудоспособности, психологического комфорта, а так же актуализуется процесс самосовершенствования личности.

При условии, что студент ведет здоровый образ жизни, ответственность за здоровье формируется у него в качестве общекультурного развития. У такого студента появляется возможность построить себя как личность в соответствии с тем, как он сам представляет себе полноценную духовную, нравственную и физическую жизнь.

При организации своей жизни студент вносит в нее упорядоченность, при этом используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть как определенный правильный ритм жизни, так и активный образ жизни или правильный распорядок дня. Правильный ритм жизни позволяет студенту абстрагироваться от многочисленных вредных воздействий окружающей среды.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Студенты, имеющие высокий уровень развития, обычно стремятся не только познать себя, но и желают научиться менять себя и микросреду, в которой они живут.

 

    1. Влияние активного отдыха на здоровье студента

 

Множество болезней студентов связаны с их недостаточной подвижностью. Из-за того, что молодое поколение проводит почти все свое время без активного движения, стали развиваться сердечно-сосудистые заболевания, заболевания нервной системы, а так же болезни обмена веществ. Большинство проблем, связанных с проблемами со здоровьем связаны с пассивным образом жизни.

Существует теория моторно-висцеральных рефлексов, в основе которой лежит взаимосвязь между внутренними органами и скелетной мускулатурой. Через центральную нервную систему передаются импульсы определенной частоты во внутренние органы. Эти импульсы исходят из нервных окончаний, которые находятся в сухожилиях, связках и мышцах.

Если студент ведет активный образ жизни, то его мышцы обладают хорошим тонусом и хорошо развиты. Это позволяет импульсам оптимально воздействовать на внутренние органы и нормализовать деятельность мозга [5, стр. 436].

При малоподвижном образе жизни, а так же при недостаточном уровне физической (двигательной) активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболевания желудочно-кишечного тракта, остеохондрозом, радикулитом, ишиасом. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела. [6, стр. 364].

Так же малая подвижность негативно влияет на сердце. При недостаточной активности сердце бьется чаще, потребляет большее количество элементов для работы и, соответственно, быстрее изнашивается и стареет. Так же негативное влияние оказывается и на все остальные органы и суставы.

Отдых – это состояние покоя или же такого рода деятельности, которая снимает утомление организма, а так же возвращает его работоспособность. Отдых и труд непосредственно связаны друг с другом в производственной и учебной сферах деятельности.

Не достаточность отдыха ведет к развитию утомления. Длительное отсутствие полноценного отдыха ведет к переутомлению, что снижает иммунитет организма, а так же к снижению трудоспособности.

Необходимо понимать, что пассивного отдыха организму не достаточно. Его необходимо чередовать с активным отдыхом, для восстановления сил и энергии организма.

Многие студенты занимаются спортом и стараются поддерживать активный образ жизни. Однако многие студенты ведут противоположный образ жизни. Учебный процесс занимает достаточно много времени, поэтому некоторые студенты не успевают уделять достаточно времени своему здоровью.

Существуют 3 вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный. Студентам, которые испытывают нехватку времени, достаточно уделять всего 30 минут в день на ежедневную гимнастику для того, что бы восстанавливать силы. Так же очень важно уделять особенное внимание еженедельному отдыху (отдыху в выходные дни). Отлично подходят для этого спортивные игры или посещение спортивного зала, или бассейна.

Спорт позволяет дисциплинировать себя, а так же давать нагрузку мышечной массе и улучшать здоровье.

Ежегодный отдых подразумевает под собой туризм. Смена обстановки и постоянное движение положительно влияют на здоровье, а так же улучшают иммунитет, что позволяет организму бороться с нагрузкой в течение года.

 

Выводы:

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, которое отражается в его полном физическом, социальном и психическом благополучии, а так же обеспечивает полноценное выполнение биологических, трудовых и социальных функций.

Во многом здоровье зависит от того, какой образ жизни ведет студент. Однако, в первую очередь, когда речь идет о здоровье, в первую очередь речь идет о правильном отдыхе, каким является активный отдых. Это необходимое условие для полноценной жизни. Кроме того, влияние на здоровье оказывает отсутствие вредных привычек, режим отдыха и труда, правильная система питания, различные развивающие и закаливающие упражнения.

Во многом здоровый образ жизни зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, нравственного и социального опыта. Общественные нормы далеко не всегда совпадают с тем, какие ценности принимает для себя студент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - 90 с.

2.Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология .

3. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. 2002. - 340 с.

4. Барчуков И. С. Физическая культура, 2003. - 255 с.

5. Косицкий Г.И. Физическая культура, стр. 436

6. Коц Я.М, Спортивная физиология, стр. 364

 

 


Информация о работе Влияние активного образа жизни на здоровье студентов