Влияние стресса на здоровье студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Краткое описание

Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-6

Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...6

1.1. История возникновения понятия стресса…………………….……….6.

1.2. Общие признаки стресса человека…………………………………….С.9.

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11.

2.1. Причины возникновения стресса в студенческой среде….………..С.11.

2.2. Факторы риска развития стрессового состояния у студента............С.13.

2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.14
4.Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.16.


Заключение ……………………………………………………….……....С.17

Библиография……………………………………………………..……...С.18

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

        Одним из механизмов идентификации  со средой деятельности становится чувство когерентности. Согласно концепции, оно связано с положительной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой. Чувство когерентности складывается из трех основных компонентов:

  1. понимания ситуации как меры предсказуемости ее развития;
  2. способности к преодолению стрессовых ситуаций, осознания возможности управления ходом событий как проявление личностной и социальной компетентности индивида;
  3. переживания значимости и смысла ситуации, т. е. восприятие собственной жизни как полной смысла и значения, приводящее к активному поиску решения трудных ситуаций.

Чувство когерентности как механизм преодоления  стресса, включенный в процесс идентификации  со средой, влияет на формирование положительных  ожиданий успешности собственной деятельности, гарантирует рациональное использование  своих возможностей и тем самым благоприятствует сохранению психического здоровья6.

       Социальная поддержка  как фактор психического  здоровья студентов.

     Социальную  поддержку в обобщенном виде можно  определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных  ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.

Социальная  поддержка состоит из двух основных элементов:

  • Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.
  • Помощь в решении проблем:
    • непосредственная: выполнение работы за кого-либо;
    • опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны7.
 

     В целях ранней профилактики психического здоровья студентов направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:

  1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы?
  2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации?
  3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения?
  4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом?
  5. Что я переживаю в таких ситуациях?
  6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций?
  7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения?
  8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них?
  9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций?
  10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?8
 
    1. Способы снятия стресса. Определение уровня информированности  студентов о путях преодоления  стрессового состояния посредством  проведенного исследования
 

     Как уже было рассмотрено нами, существует множество способов снятия стресса:

  1. Расслабление
  2. Физическая активность (нагрузка)
  3. Отношение к жизни (система взглядов и убеждений)
  4. Правильное питание
  5. Верность друзей (доброжелательные теплые  взаимоотношения как в группе, так и в близком круге лиц)
  6. Планирование своего времени (организованность)
    • Переключение на другой вид деятельности

     В результате проведенного исследования, стало ясно, что далеко не все  студенты информированы о правильных способах снятия стресса.

     Некоторые студенты ошибочно считали снотворное, успокаивающие таблетки и другого рода лекарственные препараты эффективным способом снятия стресса. Однако применение лекарств вызывает множество побочных эффектов, а использование успокоительных влечет за собой привыкание.

     Таким образом, проделанное нами исследование наиболее остро выделило серьёзную проблему, царящую в студенческой среде – жизнь на грани стресса. Сделанные нами брошюры и презентация могут использоваться в качестве методического пособия на мероприятиях по профилактике стресса. Данную проблему нельзя оставлять без внимания, иначе студенты в процессе учёбы могут потерять свой истинный облик и отойти от главной цели нахождения в стенах Университета – получения знаний и превратиться в болезненных и нервных людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Стресс всегда присутствует в жизни человека, хотим мы этого или нет. Это понятие уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении, оказалось, что он просто необходим – поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь именно под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Любая деятельность не может быть осуществлена без какого-то уровня стресса. Как утверждает Г. Селье, полное отсутствие стресса может означать только смерть.

   Мы  выяснили, что стресс бывает двух видов: полезный (эустресс) и вредоносный (дистресс). Исследовав эти явления, можно сказать, что избегать не следует эустресс, так как он вызван положительными эмоциями и именно он не приносит вреда человеку, а наоборот, стимулирует его. Поэтому, в любой критической ситуации лучше всегда сосредоточиться на положительных эмоциях.

   Из  всех проводимых исследований видно, что для плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый уровень стресса просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задаёт тонус его деятельности. Такой стресс называют конструктивным (эустрессом).

   Важнейшее качество, придающее стрессу конструктивность, - умение анализировать тревожную  ситуацию спокойно, без паники разобраться  в ней. С этим качеством тесно  связано умение анализировать и  планировать собственные поступки.

   Стресс  становится конструктивным, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни – это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Эустресс, в отличие от дистресса, то есть мешающего, разрушающего деятельность и организм, всегда направлен на преодоление чётко обозначенного препятствия. 
 
 
 

Использованной  литературы

  1. Введение в психологию / под ред. Аткинсона Р.Л. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 672с.
  2. Джордж М. Что такое стресс и как с ним совладать // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы, 2002. - №1. – С.65-71.
  3. Дмитриева Т.Б. Психологическое здоровье россиян // Человек, 2002. - №6. – С.21-31.
  4. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. - С. 114, 184, 272.
  5. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособ. – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2000. – 36с.
  6. Лебедь Л. Страхи и стрессы большого города. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
  7. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. – СПб.: Союз, 2003. – 220с.
  8. Ньюстром Д.В. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / под ред.Кантураевского. – СПб.: Питер, 2000. – 448с.
  9. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство. – М.: Изд. Инст. психотерапии, 2001. – 256с.
  10. Цыган В.Н. Стресс, Постстрессорные нарушения и их коррекция // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: сборная информация / ВИНИТИ, 1999. - №10. – С.29-75.
  11. Шадриков В.Д. Введение в психологию эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 153с.
  • Информация о работе Влияние стресса на здоровье студентов