Психофизические основы здоровья студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Черты студенческого возраста
Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Файлы: 1 файл

Рефера.docx

— 42.35 Кб (Скачать)

Реферат по спец.курсу дисциплины «физическая культура»

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Выполнила студентка 1 курса

факультета Сервиса и  рекламы

гр. №14161 (Бизнес-информатика)

Ледникова Анастасия

Иркутск 2011 

Черты студенческого  возраста

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самоутверждение – это стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.

Самостоятельность – это волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Самоопределение – это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе.

Коллективизм – это отношение между людьми, основанное на единстве их коренных интересов, и соответствующее этому единству общественное сознание, которое выражается в преданности людей общему делу, в чувстве высокой ответственности перед коллективом.

Максимализм – это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему – миру, жизни, людям). Это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель.

 

Выносливость

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера.

Виды выносливости:

  • Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация;
  • Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

 

Что происходит в  организме человека во время умственного  труда?

При умственном труде мозг — это не только регулирующий, но и работающий орган, поэтому влияние  интеллектуальных нагрузок сказывается, прежде всего, на функциональном состоянии центральной нервной системы. Основное условие стабильного трудового процесса при умственной работе — это выработка и поддержание устойчивой доминанты, обесценивающей высокий уровень работоспособности. Во время умственной деятельности локальная активация развивается во многих зонах мозга. Если генерализованные, общие, изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации развиваются в соответствующих областях коры и подкорковых образованиях при всем многообразии видов деятельности: восприятии, запоминании, мышлении, движениях.

При умственном труде вначале  наблюдается повышение чувствительности анализаторных систем, в том числе  зрительной и слуховой. Рядом исследователей установлено, что деятельность психических  функций под влиянием умственной работы претерпевает, как правило, фазные изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность  обычно изменяются в сторону улучшения. Значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние  на психическую деятельность. При  этом количественные и качественные показатели работоспособности падают. Снижается лабильность зрительного  анализатора. Обнаруживается ухудшение  функций внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной  и долговременной), восприятия, что  сопровождается большим числом ошибок.

 

Что такое утомление?

Утомление – это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты).

 

Что такое переутомление?

Переутомление – это накопление (кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают – начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.

 

Работоспособность

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.

В процессе труда работоспособность не является стабильной, подвергается изменениям, соответствующим различным фазам (периодам):

  1. врабатывание;
  2. устойчивая работоспособность;
  3. снижение работоспособности.

Факторы, влияющие на работоспособность:

  • Внешние: продолжительность светового дня, климатические и природные условия, бытовые и производственные условия, степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
  • Внутренние: эмоции в течение дня, питание, движение энергии в организме, двигательная активность, мотивация, состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие.

 

Профилактика наркомании в молодежной среде

Общая профилактика

Общая профилактика является наиболее массовой, она охватывает всю субпопуляцию подростков и молодежи и направлена на противодействие наиболее общим причинам наркопотребления (макросоциальным факторам). К таким причинам относят в первую очередь резкие социально-исторические, политические или экономические изменения, которые, как известно, неизбежно влекут за собой рост уровня отклоняющегося поведения в обществе, в том числе и наркотизации. В рамках общей профилактики реализуются следующие направления работы.

1) Информационно-пропагандистская работа, включающая в себя следующие направления:

а) Информирование общественности и представителей целевых групп  профилактики о государственной  стратегии, позиции властей, а также  реализуемой профилактической деятельности в отношении наркомании;

б) Формирование общественного  мнения направленное на изменение норм, связанных с поведением «риска», и пропаганду ценностей нормативного здорового поведения;

в) Информирование о поведении, наносящем ущерб здоровью, о рисках, связанных с наркотиками;

г) Стимулирование подростков к обращению за психологической  и иной профессиональной помощью;

д) Формирование позитивных ценностей через эмоциональную сферу подростков.

2) Развитие адаптивных навыков, необходимых подросткам для социализации и преодоления жизненных проблем:

а) Воспитание лидеров подростковой среды (волонтерская работа);

б) Программы по формированию жизненных навыков;

Выборочная  профилактика

Выборочная профилактика, в отличие от общей, направлена на молодежь и подростков, демонстрирующих  какие-либо поведенческие нарушения. Идея выборочной профилактики состоит в том, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно на фоне психологических или жизненных проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно, – при этом поведенческие нарушения являются их индикатором. Таким образом, целью выборочной профилактики является раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка до того, как они приведут к приобщению к наркотикам, и дальнейшая реализация мероприятий по социально-психологической коррекции его поведения.

Симптоматическая  профилактика

Симптоматическая профилактика направлена на лиц, уже имеющих опыт потребления наркотиков, но еще не имеющих клинического статуса больных  наркоманией. Как правило, употребление наркотиков на этой стадии проявляется  в характерных изменениях поведения: снижении успеваемости, сужении круга  интересов, появлении безразличия  к родителям, кругу друзей и социальному  окружению, алкогольных и токсических  эксцессах и пр.

Профилактические  меры в отношении потребителей инъекционных наркотиков

Организационные недостатки на описанных выше этапов профилактической работы приводят к формированию крайне проблемной социальной группы – потребителей инъекционных наркотиков (ПИН), которая  во многом определяет не только уровень  распространенности тяжелых форм наркопотребления на территории, но и уровень распространенности опасных инфекций, передающихся через кровь, таких как ВИЧ и гепатит С, инфекций, передающихся половым путем.

Представители этой группы обычно не попадают в поле зрения официальной  системы здравоохранения и основной формой доступа к ней является аутрич-работа (от англ. оutreach – внешний контакт). Ее цель состоит в установлении доверительных отношений для оказания помощи: информировании о рисках наркомании и сопутствующих заболеваниях, консультировании по вопросам их диагностики и лечения, мотивировании и направлении в лечебные учреждения и социальном сопровождении.

Реабилитация

Отдельным направлением профилактики наркомании является реабилитация, которая  требуется для восстановления психологических  и социальных навыков лицам, прошедшим  курс лечения. Ее целью является мотивирование  пациента к полному и окончательному отказу от приема наркотиков – профилактика «срыва». Последнее замечание подчеркивает центральную проблему всей реабилитации – удержание поведения пациента в направлении выздоровления, для  чего крайне важным является обеспечение  максимально возможной доступности  для пациента каждого из этапов реабилитации.

Кроме традиционной модели реабилитации, включающей в себя последовательное прохождение пациентом этапов психиатрической, психологической и социальной помощи, существуют модели профилактики, основанные на приобщении к религии и труду.

Принципиальное отличие  между традиционной и религиозной  моделями реабилитационного процесса состоит в том, что традиционная модель подразумевает восстановление психологических и социальных навыков  и возвращение бывшего наркозависимого  в его привычную среду, как  только он становится к этому готов. Программы, основанные на религиозной  модели, сводятся к уходу бывшего  наркозависимого из привычной социальной среды на неопределенный срок, и  могут быть эффективны только для лиц, неориентированных на восстановление своей полноценной социальной жизни.

 

Измерительные приборы и инструменты для самоконтроля показателя здоровья

  • Тонометр (для измерения артериального давления);
  • Термометр  (для измерения температуры тела);
  • Глюкометр (для измерения уровня глюкозы (сахара) в крови);
  • Пульсометр (для измерения и записи частоты сердечного ритма);
  • Ростомер (для измерения роста);
  • Весы (для измерения массы тела).

 

Параметры физического  развития, физической и функциональной подготовленности, их характеристика и определения

Физическое  развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы  тела, пропорции развития отдельных  частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

Информация о работе Психофизические основы здоровья студента