Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования: исследовать особенности переживаний стресса у студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия стресса;
выявить возрастные психологические особенности студентов;
Введение 3
Сущность понятия стресса 5
Понятие и природа переживаний 9
Возрастные психологические особенности студенток 13
Стресс в жизни студента 19
Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у
студентов 23
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 27
Содержание
Введение 3
студентов 23
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 27
Введение
Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем и безопасностью. [1, 22 c]
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблеме переживания стресса у студентов, механизмы его возникновения остаются малоизученными.
Объект исследования: стресс как психологическое состояние.
Предмет исследования: психология переживаний стресса у студентов.
Цель исследования: исследовать особенности переживаний стресса у студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка источников и используемой литературы.
1. Сущность понятия стресса
В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение. Стрессом называют неспецифическую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Ганс Селье. [12, 51]
Также стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) - вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.
Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. [10, 121 c] Стрессоры - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса.
а) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы.
б) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка.
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный - эутресс,
б) стресс вредоносный - дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.
Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:
1) Положительный эмоциональный фон;
2) Опыт решения подобных
проблем в прошлом и
3) Одобрение действий
индивидуума со стороны
4) Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.; чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма; большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Необходимо отметить, что стресс - это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием - человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности. [10, 144 c]
Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни". [12, 87 c]
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.
Стресс - это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной". Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть. [12, 101 c]
О переживаниях связанных с психологическим аспектом стресса, далеко не всегда говорят просто «я в стрессе». Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.
Изучение психологических реакций на стресс посвящено большое число исследований, хотя многие из них и не имеют этого конкретного названия. Следует указать несколько четко очерченных областей, в которых велись исследования. При изучении животных исследователей интересовали поведенческие компоненты эмоций, (особенно отрицательных, таких, как страх), влияние на поведение наказания и поведения в конфликтных ситуациях. В исследованиях, проводимых на людях, интерес концентрировался на клинических, производственных и военных ситуациях. При изучении клинических ситуаций основное внимание обращалось на этиологию нервных расстройств и предшествующих им изменениях в психическом состоянии. При рассмотрении производственных или военных ситуаций интерес также сосредотачивался на исследовании состояния индивида, более подробно изучалась его деятельность в экстремальных условиях. Основная проблема в понимании психологических реакций человека на стресс касается его способности справиться со стрессогенной ситуацией. В результате всех этих исследований было разработано несколько разных моделей для объяснения психологических реакций на стресс, каждая из которых более или менее отвечает своим специфическим условиям, но лишь частично адекватна как общая модель. [ 6, 154 c] Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения.
2. Понятие и природа переживаний
Понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. То есть, переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. Однако, переживание здесь мыслится как отражение и представляет собой переживание созерцание. Наряду с ним существует и переживание — деятельность. [ 3, 75 c]
К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Лев Семенович Выготский. "Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания" . В другом тексте Л.С. Выготского читаем: "Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание". Стало быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Л. С. Выготский апробировал это понятие в своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить "изменение личности как целого". В этом изменении выделяются "поворотные" переживания. В первых детских речевых реакциях выражено "аффективно-волютивное содержание". В нем и коренится "завязь" того особого отношения личности к своему миру, на которое указывает термин "переживание". За ним скрыты конфликты и кризисы развития ребенка. Он говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Также, важным моментом является включение переживаний в контекст идеи об единстве аффекта и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые походит история индивида. И, наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории. [5, 155 c]
Роль первоэлемента предметной области психологии отвел Рубинштейн Л.С. Переживание и знание - согласно его взгляду, два полюса этой области. "Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание…Переживание это первично, прежде всего - психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер" .
Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему - как никому другому. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни.. В дальнейший анализ категории переживания Рубинштейн не углублялся. Более того, он поставил переживание в решающую зависимость от знания. Последнее же дано субъекту в другой, отличной от переживания категории образа как единственного известного нам психологического коррелята познавательного отношения субъекта к миру (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.). [8]