Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломлибь.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Задача заключается  в том, чтобы на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживания ребенком отношений в семье.

На основании особенностей рисунка можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок: примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность - те характерные признаки, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния  ребенка во время рисования:  наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном - хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных  отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

При интерпретации результатов  следует обращать внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов: чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

В рисунках анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).

 

2.2. Сравнительный  анализ результатов исследования

 

Опросник социализации для школьников «Моя семья»

В результате обработки  и интерпретации результатов  были получены следующие данные об уровне взаимоотношений в семьях испытуемых:

    • благоприятный уровень (18 человек)
    • менее благоприятный (14 человек)
    • удовлетворительный (12 человек)
    • неблагоприятный (16 человек)

           Тест «Подростки о родителях»

Опираясь на результаты опросника «Моя семья» мы получили следующие данные об оценке родителей подростками из семей разного уровня благополучия:

I. Дети из благополучных и менее благополучных семей – 32 человека. Из них девочек – 15 человек (12 человек из полных семей и 3 человека имеют только мать).

Таблица 1

Оценка

отца

шкалы

матери

8

1. позитивного интереса

13

1

2. директивности

1

 

3. враждебности

 
 

4. автономности

 
 

5. непоследовательности

 
 

позитивного интереса-директивности

1

2

позитивного интереса-автономности

 

1

позитивного интереса-непоследовательности

 

Количество человек

 

количество человек


 

Мальчики – 17 человек (15 человек  из полных семей и 2 человека имеют  только мать).

Таблица 2

Оценка

отца

шкалы

матери

9

1. позитивного интереса

14

2

2. директивности

2

 

3. враждебности

 

1

4. автономности

1

1

5. непоследовательности

 

1

директивности- непоследовательности

 

1

позитивного интереса- автономности

 

количество человек

 

количество человек


 

II. Дети из семей с удовлетворительным уровнем взаимоотношений. Девочки – 8 человек (4 человека из полных семей и 4 человека имеют только мать).

 

 

 

 

Таблица 3

Оценка

отца

шкалы

матери

2

1. позитивного интереса

 

2

2. директивности

5

 

3. враждебности

 
 

4. автономности

1

 

5. непоследовательности

2

количество человек

 

количество человек


 

Мальчики – 4 человека. Все из полных семей.

Таблица 4

 Оценка

отца

шкалы

матери

 

1. позитивного интереса

 

2

2. директивности

3

 

3. враждебности

 

2

4. автономности

1

 

5. непоследовательности

 

количество человек

 

количество человек


 

III. Дети из неблагоприятных семей. Из них 6 человек просто из неблагополучных семей и 10 человек из алкогольных семей.

Неблагоприятные семьи: девочки – 4 человека (3 человека из полных семей и 1 человек имеет  только мать).

Таблица 5

Оценка

отца

шкалы

матери

1

1. позитивного интереса

 
 

2. директивности

 
 

3. враждебности

 

1

4. автономности

3

1

5. непоследовательности

1

количество человек

 

количество человек


 

Мальчики – 2 человека, оба из полных семей.

 

 

Таблица 6

Оценка

отца

шкалы

матери

 

1. позитивного интереса

 
 

2. директивности

1

 

3. враждебности

1

 

4. автономности

 

2

5. непоследовательности

 

количество человек

 

количество человек


 

Алкогольные семьи: девочки – 3 человека (2 человека из полных семей и 1 человек имеет только отца).

Таблица 7

Оценка

отца

шкалы

матери

 

1. позитивного интереса

 
 

2. директивности

 
 

3. враждебности

 

1

4. автономности

 

2

5. непоследовательности

 
 

директивности- непоследовательности

1

 

позитивного интереса- автономности

1

количество человек

 

количество человек


 

Мальчики – 7 человек (6 человек из полных семей и 1 человек имеет только отца).

Таблица 8

Оценка

отца

шкалы

матери

 

1. позитивного интереса

2

 

2. директивности

2

1

3. враждебности

 

3

4. автономности

1

3

5. непоследовательности

1

количество человек

 

количество человек


 

Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

1. В семьях с благополучным  и менее благополучным уровнем  взаимоотношений, в оценке детьми родителей преобладает шкала позитивного интереса.

2. В семьях с удовлетворительным  уровнем взаимоотношений в оценке преобладает шкала директивности.

3. В неблагоприятных  и алкогольных семьях преобладающими  являются шкалы автономности и непоследовательности.

Для подтверждения полученных данных об уровне взаимоотношений в семьях испытуемых, нами была проведена проективная методика «Рисунок семьи».

В рисунках детей из благополучных  и менее благополучных семей  присутствовало:

 - обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук, что означает тесные эмоциональные контакты в семье;

  - сверх плотное расположение фигур (сверх тесные связи в семье);

            - улыбающиеся лица.

Дети из семей с  удовлетворительным уровнем взаимоотношений  изображали:

- всех членов семьи  в отдалении друг от друга  (ослабление эмоциональных связей между членами семьи);

- удаленность одного  из членов семьи от других (его  слабая связь с остальными);

- домашних животных (недостаток  общения, потребность в эмоциональном тепле);

           - руки за спиной или в карманах (уход от общения, негативизм).

В рисунках детей из неблагоприятных семей присутствовало:

          -  удаленность всех членов семьи друг от друга (разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними);

- изображение члена  семьи отвернувшимся от остальных  (конфликтные отношения с этим членом семьи);

- небрежное или схематическое  изображение всех членов семьи  или большинства из них (отсутствие  эмоциональной привязанности к  семье, конфликтное отношение).

Помимо выше перечисленных  признаков неблагополучных семей  в рисунках детей из алкогольных семей присутствовала агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые когти и зубы, как признак вербальной агрессии.

Результаты сравнительного анализа данных представлены в таблице.

Таблица 9

Оценка детьми матерей

Шкалы оценки

дети из благополучных и менее благополучных семей (чел.)

дети из семей  с удовлетворитель-ным уровнем взаимоотношений (чел.)

дети из неблагополуч-ных семей (чел.)

дети из алкогольных семей (чел.)

POZ

27 (84%)

-

-

2 (22%)

DIR

3 (9%)

7 (64%)

1 (17%)

2 (22%)

HOS

-

-

1 (17%)

-

AUT

1 (3%)

2 (18%)

3 (50%)

1 (11%)

NED

-

2 (18%)

1 (17%)

1 (11%)

POZ-DIR

1 (3%)

-

-

-

POZ-AUT

-

-

-

1 (11%)

DIR-NED

-

-

-

1 (11%)

общее количест-во человек

32

11

6

8

Оценка детьми отцов

POZ

17 (63%)

2 (25%)

1 (20%)

-

DIR

3 (11%)

4 (50%)

-

-

HOS

-

-

-

1 (11%)

AUT

1 (4%)

2 (25%)

1 (20%)

4 (44%)

NED

1 (4%)

-

3 (60%)

5 (50%)

POZ-AUT

3 (11%)

-

-

-

POZ-NED

1 (4%)

-

-

-

DIR-NED

1 (4%)

-

-

-

Общее количест-во человек

27

8

5

10

Информация о работе Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь