Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………
По данным А.Е. Личко 75 % делинквентных подростков составляют подростки неустойчивого типа. 90 % из них уже к VII - VIII классам сначала эпизодически, а затем и систематически употребляют спиртные напитки. Причем практически все эти дети были из алкогольных семей. Таким образом, круг замыкается: от родителей, злоупотребляющих алкоголем рождаются дети, многие из которых имеют разнообразные предпосылки к ранней алкоголизации и, действительно, уже в подростковом возрасте начинают употреблять алкоголь.
Картина алкогольного опьянения у подростков примерно та же, что и у взрослых, считает П.Н. Ягодка, однако, по Н.Г. Шуйскому (1974), здесь часто возникают атипичные формы острого опьянения, сопровождаемые в ряде случаев алкогольными палимпсестами.
В клинике похмелья определяется преобладание психотического компонента, чаще в форме депрессивного и депрессивно-параноидного синдромов (Зеневич Г.В., и др., 1974).
Еще K. Demme (1891) писал об особо отрицательном влиянии алкоголя на организм подростков, что нашло свое подтверждение в последующих исследованиях разных авторов.
В развитии алкоголизма у подростков П.И. Сидоров (1979) выделяет 4 социально-психологических механизма.
1. «Механизм индукции». На первом этапе формирования алкоголизма позволительно говорить о психогенном (в широком смысле этого понятия) формировании симптомов зависимости, утраты контроля, форм потребления (включая изначальные утренние приемы небольших доз алкоголя) и форм опьянения. Гротескные, индуцированные симптомы «клиники до болезни» имитируют и потенцируют начальные биологические проявления заболевания. Этот механизм реализуется во многом за счет подростковых реакций группирования и имитации.
2. «Механизм стимуляции». Часто преморбидная патологическая отягощенности у подростков «угрожаемого» контингента (будь то органическая церебральная недостаточность или личностные изменения) имела астено-апатический и астено-депрессивный радикал. У этой группы несовершеннолетних алкоголь на короткое время давал бодрость, активность. После употребления спиртного они становились общительнее, решительнее, увереннее, легко отвлекались от неприятных переживаний. Подростки заявляли, что пьют, «чтобы забыть неприятности», «поднять тонус», «для храбрости», «снять напряжение», «восстановить силы». Учитывая, что ранняя алкоголизация очень быстро приводит к астенизации личности, описанный механизм можно считать общим для рассматриваемого контингента.
3. «Механизм деформации». Большин
4. «Механизм срыва реактивности». Значительная органическая перегруженность преморбида «угрожаемого» контингента создавала предпосылки к быстрому разрушению, срыву биологических защитных механизмов (рвотного рефлекса и др.) уже при повышении толерантности в 2-3 раза относительно изначальной, возникновению амнестических форм опьянения, извращению характера опьянения с грубой агрессивностью, злобностью, расторможенностью влечений, ускоренному формированию признаков физической зависимости и астенизации.
Описанные механизмы в определенной последовательности, обнаруживаются на различных этапах алкоголизации и алкоголизма, выделенных Ц.П. Короленко и соавт. (1979):
I этап - начальной адаптации к алкоголю, обусловленной воздействием микросоциальных факторов; как правило, продолжается 1-3 мес. Адекватные воспитательные и педагогические меры воздействия на этом этапе могут привести к прерыванию или прекращению пьянства;
II этап - усвоения стереотипов алкогольного поведения; продолжается от 2-3 мес. до 1 года. На этом этапе также возможно прервать пьянство путем педагогических и воспитательных воздействий. Основными методами должны быть устранение гипоопеки, прекращение контактов с компанией выпивающих подростков, максимальная занятость подростка;
III этап - психической зависимости от алкоголя. Подросток сам становится активным инициатором частых выпивок в любое время суток. Длительность этапа - от нескольких месяцев до полутора лет. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь уже необходимы медицинские меры;
IV этап - физической зависимости от алкоголя, сходен с таковыми у взрослых.
Для развития алкогольной наркомании достаточен срок от нескольких месяцев до 5 лет (Aru K., 1972).
У подростков, злоупотребляющих алкоголем, установлены признаки нравственно-этической несостоятельности.
Таболин В.А. (1988) относит сюда низкий уровень образования и отрицательное отношение к обучению, отсутствие общественно-политической активности и социально-значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; уход от ответственных ситуаций и решений; дефицит мотивации поведения; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации; отсутствие установки на трудовую деятельность; утрата «перспективы жизни» - видения и осознания путей развития своей личности.
Пьют подростки обычно в компаниях сверстников. Ю.А. Строганов, В.Г. Капанадзе (1978) описывают явление своеобразной групповой психической зависимости от алкоголя, возникающее еще до развития абстиненции и приводящее к многодневному и даже многонедельному пьянству. Опьянение на первых порах чаще, чем у взрослых, сопровождается бурной рвотной реакцией и выраженными вегетативными нарушениями, которые, однако, при продолжении пьянства быстро исчезают.
Кондрашенко В.Т. (1988) утверждает, что с самого начала употребления спиртных напитков для подростков характерны измененные формы опьянения: в одних случаях вместо чувства эйфории и физической успокоенности прием алкоголя вызывает дисфорию, злобность, сопровождающиеся агрессивностью, противоправными поступками и суицидальным поведением, в других - на фоне двигательной расторможенности отмечается неожиданное, непрогнозируемое поведение, внешне напоминающее импульсивные действия, в третьих - прием даже небольших доз алкоголя вызывает глубокое оглушение, доходящее нередко до сопора.
Социальная дезадаптация
наступает быстрее, чем у взрослых.
С началом алкоголизации
При продолжении пьянства у подростков еще до появления выраженных признаков патологической зависимости от алкоголя отмечаются заметные нарушения памяти, возникают неврастеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью и вегетососудистыми кризами преимущественно симпатико-адреналового характера, рано намечается тенденция патохарактерологического формирования личности (Пятницкая И.Н., 2002).
Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведет к формированию алкоголизма.
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих и неупотребляющих алкоголь
2.1. Методы психологической
диагностики специфики
Проблема алкоголизма в семье является в наше время очень актуальной. Алкоголизм влияет не только на самого больного, но и на его семью, в особенности на детей.
С целью выявления
особенностей родительско-
Исследование проходило в первой половине дня и носило групповой характер.
В работе были использованы следующие методики:
Тест «Подростки о родителях»
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR - сокращенно подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Использование опросника
в ЧССР на выборке молодежи показало
необходимость его переработки
и адаптирования к
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
Проведение исследования.
Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования.
Инструкция. Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».
Затем подростку выдают
регистрационный бланк для
После того, как подросток заполнил бланк, все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца.
Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т.е. 3.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса
Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом» Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына, целью которой является стремление унизить его в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.