Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломлибь.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и   прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка, одной из форм которых может быть акцентуация характера. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы (Славина Л.С., 1988).

Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.

Взаимосвязь между типами   воспитания и формируемым типом  акцентуации характера Личко А.Е. и Эйдемиллер Э.Г. представили в виде следующей таблицы.

 

 

 

                                                                                                              Таблица 3

Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

Тип семейного воспитания

Его основные характеристики

Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается)

Гипопротекция

Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение

Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других     типов,     кроме сензитивной и психастенической акцентуации

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание

Гипертимно-неустойчивый тип

Психастеническая акцентуация

Сензитивная акцентуация

Астено-невротическая акцентуация

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм

Истероидная акцентуация

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к       ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка

При истероидной акцентуации - реакции оппозиции

При шизоидной - уход в себя

При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий

Жестокие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие

Особо   пагубно   для эпилептоидного и конформного типа


 

 

Гарбузов В.И. выделил  три типа неправильного воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное  отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жёсткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое  воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

  Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье, как отмечает Хоментаускас Г.Т., хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует,  что чувствуют другие люди по отношению к  нему.  Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения и с так называемыми трудными подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им   лишь   плохого.    Да    и    взрослые   люди,    кажется, имеющие все - и уважение на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: «Никто меня не любит! Никому я не нужен!» Все это не только реакция на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.

На основе своего жизненного опыта и обобщения его, доступными    интеллектуальными    средствами    ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.

Хоментаускас Г.Т. (1989) выделяет четыре обобщенные  установки   по отношению к родителям и к себе:

  1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
  2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.
  3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.
  4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

Определенным образом  сложившиеся отношения могут  помочь ребенку осознать, что он любим, и в то же время способствовать развитию пренебрежительного отношения к родителям и другим лицам. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой социальной среде, мешает созданию нормальной атмосферы в семье. Чувство, что он нелюбим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителей, их неспособности включить детей в общие дела семьи. Дефицит любви, внимания со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание «приблизиться» к отцу и матери. Сперва ребенок своим поведением провоцирует, чтобы родителей обращали на него внимание. Если ему это не удается, ребенок стремится принудить родителей считаться с ним. В результате он включается в «силовую борьбу», которая нагнетает в семье и дальше не меняются и ребенок все больше удостоверяется в своей нелюбимости, он может прибегнуть к актам своеобразной детской «мести». Полностью обескураженный, ребенок может осмыслить себя как нелюбимого, бездарного и стремиться полностью отгородиться от родителей, других взрослых.

Все эти изменения  происходят не автоматически, а через  осмысление происходящего ребенком. Они имеют свою логику, и помочь ребенку можно, лишь разобравшись, поняв, что происходит в чужой детской душе, а не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.

Если в семьях с  нормальными, не пьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям детей, то трагедия  детей   в   семьях   алкоголиков   состоит  в   искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений (Буянов М.И., 1998).

В семьях, где родители - алкоголики, нарушаются все функции семьи: репродуктивная,   экономическая,   культурная,   воспитательная, эмоциональная, психологическая. Расход значительных материальных   средств   на   спиртное   ухудшает,   нередко   значительно, питание семьи, что не может не отражаться на физическом развитии ребенка.  Реакции  родителей-алкоголиков на те или иные поступки  или  высказывания  детей  отличаются   (из-за  особенностей алкоголизма как заболевания)  непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение,  а  какие - осуждение.  Это дезорганизует его психическое развитие: у ребенка не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей. Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно отражается на формировании личности будущего человека. Дети обычно стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что их отец пьет - и скандалит дома, для них это всегда остро переживаемое глубоко личное, «потаенное» горе, бесследно не проходящее для здоровья: развиваются заболевания, называемые неврозами.

Исследования Урывчикова Г.А. (1988) показали, что еще тяжелее отражается на психике детей морально-психологический климат семьи, когда спивается мать, быстро утрачивая при этом   свою   социальную   роль хранительницы очага: она теряет материнские чувства, опускается   настолько,   что   кроме   мыслей о том, где бы достать спиртное, - забот у нее не остается.

Как утверждает Сусков И.И. (1988), в семьях алкоголиков дети   нередко   получают   и   травмы. В   детские   отделения   больниц   иногда   доставляют   детей с переломами,   ожогами,   сотрясением   мозга   и   другими   ранениями, полученными из-за невнимательности родителей, занятых выпивками,   ссорами   между   собой.   Бывает   и   так,   что   дети   получают травмы в драке с пьяными родителями. Существует даже термин «синдром избитого ребенка» или «синдром жестокого обращения с детьми». Чаще всего жестоко обращаются с детьми именно пьющие родители.

 

1.2.Особенности психологии подростка  в семьях, употребляющих 

алкоголь

 

Самый трудный этап родительско-детских  отношений наступает, когда ребенок достигает подросткового возраста.

Подростковый возраст  связан с перестройкой организма  ребенка - половым созреванием. И  хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы  этого периода значительно   варьируются. Одни  дети  вступают   в   подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.  Начинаясь с   кризиса,  весь  период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.   Поэтому   подростковый   возраст   иногда   называют   затянувшимся кризисом.

Кризис подросткового  возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста (Фролов Ю.И., 1997). Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и, преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитой подростка, очень трудно.

Кризис  подросткового  возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении.

Божович Л.И. (1997) считает, что дело в том, что в  младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность, и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия - особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной,  более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, - имеют здесь также большое значение.

Подросток подвергается воздействию могучих сил, как  бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле разрывающих его на части. Это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего активизируются физиологические процессы, связанные с интенсивным половым созреванием организма. Первая менструация у девочек, неконтролируемая эрекция (зачастую в не очень подходящий момент) у мальчиков, формирование вторичных половых признаков, изменение тембра голоса... Сколько переживаний может доставить девочке-подростку слишком маленькая, на ее взгляд, или, напротив, чересчур рано развившаяся грудь. А если, не дай Бог, прыщи... Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. Я помню рассказ одной мамы о том, как поражена она была, заметив в один прекрасный день, что у ее младшенького, всегда бывшего милым котенком, появились волосы на руках и ногах и басовитые нотки в привычном, ласкающем материнский слух мурлыканье.

По мнению Ильина В.А. (2002) на проблемы, связанные с физиологией, накладывается вторичное обострение кризисов, характерных для предшествующих стадий развития ребенка. Автономия и инициатива мощно и не всегда адекватно проявляются в потребности получить власть над собственной жизнью. В том, насколько это удается сделать и насколько успешным оказывается подросток в реализации такой власти, проявляется конфликт предыдущей стадии: компетентность - неуспешность. И, наконец, все это происходит на фоне того, насколько внешний мир, и в первую очередь родители, готовы понимать и принимать происходящее (что соответствует конфликту самой первой стадии человеческой жизни: доверие - недоверие). По мнению Э. Эриксона, одна из основных задач подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.

«Подросток - клубок противоречий» (Прихожан А.М., 1990).

Э. Шпрангер выделяет три  основных противоречия подросткового  возраста, С. Холл - двенадцать, Л.С. Выготский пишет о том, что их можно было бы насчитать  еще   в  двенадцать раз больше. Возможно, однако, что и это не предел. Но все сходятся в признании первостепенной важности одного из противоречий: с одной   стороны,   это   возраст социализации,   врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой - возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я.

Благодаря бурному росту  и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности,   действительные   и   мнимые.

Информация о работе Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь