Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.
На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Неправильное воспитание
может рассматриваться как
Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.
Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера Личко А.Е. и Эйдемиллер Э.Г. представили в виде следующей таблицы.
Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера
Тип семейного воспитания |
Его основные характеристики |
Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Гипопротекция |
Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение |
Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации |
Доминирующая гиперпротекция |
Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание |
Гипертимно-неустойчивый тип Психастеническая акцентуация Сензитивная акцентуация Астено-невротическая акцентуац |
Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») |
Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм |
Истероидная акцентуация |
Эмоциональное отвержение |
Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка |
При истероидной акцентуации - реакции оппозиции При шизоидной - уход в себя При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий |
Жестокие взаимоотношения |
Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие |
Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа |
Гарбузов В.И. выделил три типа неправильного воспитания.
Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жёсткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.
Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье, как отмечает Хоментаускас Г.Т., хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения и с так называемыми трудными подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: «Никто меня не любит! Никому я не нужен!» Все это не только реакция на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.
На основе своего жизненного опыта и обобщения его, доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.
Хоментаускас Г.Т. (1989) выделяет четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:
Определенным образом сложившиеся отношения могут помочь ребенку осознать, что он любим, и в то же время способствовать развитию пренебрежительного отношения к родителям и другим лицам. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой социальной среде, мешает созданию нормальной атмосферы в семье. Чувство, что он нелюбим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителей, их неспособности включить детей в общие дела семьи. Дефицит любви, внимания со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание «приблизиться» к отцу и матери. Сперва ребенок своим поведением провоцирует, чтобы родителей обращали на него внимание. Если ему это не удается, ребенок стремится принудить родителей считаться с ним. В результате он включается в «силовую борьбу», которая нагнетает в семье и дальше не меняются и ребенок все больше удостоверяется в своей нелюбимости, он может прибегнуть к актам своеобразной детской «мести». Полностью обескураженный, ребенок может осмыслить себя как нелюбимого, бездарного и стремиться полностью отгородиться от родителей, других взрослых.
Все эти изменения происходят не автоматически, а через осмысление происходящего ребенком. Они имеют свою логику, и помочь ребенку можно, лишь разобравшись, поняв, что происходит в чужой детской душе, а не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.
Если в семьях с нормальными, не пьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям детей, то трагедия детей в семьях алкоголиков состоит в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений (Буянов М.И., 1998).
В семьях, где родители - алкоголики, нарушаются все функции семьи: репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная, эмоциональная, психологическая. Расход значительных материальных средств на спиртное ухудшает, нередко значительно, питание семьи, что не может не отражаться на физическом развитии ребенка. Реакции родителей-алкоголиков на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие: у ребенка не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей. Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно отражается на формировании личности будущего человека. Дети обычно стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что их отец пьет - и скандалит дома, для них это всегда остро переживаемое глубоко личное, «потаенное» горе, бесследно не проходящее для здоровья: развиваются заболевания, называемые неврозами.
Исследования Урывчикова Г.А. (1988) показали, что еще тяжелее отражается на психике детей морально-психологический климат семьи, когда спивается мать, быстро утрачивая при этом свою социальную роль хранительницы очага: она теряет материнские чувства, опускается настолько, что кроме мыслей о том, где бы достать спиртное, - забот у нее не остается.
Как утверждает Сусков И.И. (1988), в семьях алкоголиков дети нередко получают и травмы. В детские отделения больниц иногда доставляют детей с переломами, ожогами, сотрясением мозга и другими ранениями, полученными из-за невнимательности родителей, занятых выпивками, ссорами между собой. Бывает и так, что дети получают травмы в драке с пьяными родителями. Существует даже термин «синдром избитого ребенка» или «синдром жестокого обращения с детьми». Чаще всего жестоко обращаются с детьми именно пьющие родители.
1.2.Особенности психологии
алкоголь
Самый трудный этап родительско-детских отношений наступает, когда ребенок достигает подросткового возраста.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста (Фролов Ю.И., 1997). Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и, преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитой подростка, очень трудно.
Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении.
Божович Л.И. (1997) считает, что дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность, и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия - особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, - имеют здесь также большое значение.
Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле разрывающих его на части. Это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего активизируются физиологические процессы, связанные с интенсивным половым созреванием организма. Первая менструация у девочек, неконтролируемая эрекция (зачастую в не очень подходящий момент) у мальчиков, формирование вторичных половых признаков, изменение тембра голоса... Сколько переживаний может доставить девочке-подростку слишком маленькая, на ее взгляд, или, напротив, чересчур рано развившаяся грудь. А если, не дай Бог, прыщи... Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. Я помню рассказ одной мамы о том, как поражена она была, заметив в один прекрасный день, что у ее младшенького, всегда бывшего милым котенком, появились волосы на руках и ногах и басовитые нотки в привычном, ласкающем материнский слух мурлыканье.
По мнению Ильина В.А. (2002) на проблемы, связанные с физиологией, накладывается вторичное обострение кризисов, характерных для предшествующих стадий развития ребенка. Автономия и инициатива мощно и не всегда адекватно проявляются в потребности получить власть над собственной жизнью. В том, насколько это удается сделать и насколько успешным оказывается подросток в реализации такой власти, проявляется конфликт предыдущей стадии: компетентность - неуспешность. И, наконец, все это происходит на фоне того, насколько внешний мир, и в первую очередь родители, готовы понимать и принимать происходящее (что соответствует конфликту самой первой стадии человеческой жизни: доверие - недоверие). По мнению Э. Эриксона, одна из основных задач подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.
«Подросток - клубок противоречий» (Прихожан А.М., 1990).
Э. Шпрангер выделяет три основных противоречия подросткового возраста, С. Холл - двенадцать, Л.С. Выготский пишет о том, что их можно было бы насчитать еще в двенадцать раз больше. Возможно, однако, что и это не предел. Но все сходятся в признании первостепенной важности одного из противоречий: с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой - возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.