Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………
Кроме того, влечение к алкоголю выступает как результат научения и подражания, как средство межличностной защиты - манипулирования.
Согласно одной из наиболее распространенных в зарубежной наркологии концепции психогенеза алкоголизма (Reichelt-Nauseef S., Hedder С., 1985), алкоголизм понимается не как патология индивидуума, а как результат взаимодействия между всеми членами семьи или как часть функционирования структуры семьи, направленной на сохранение семейного гомеостаза. По мнению Штейнгласса, потребление алкоголя играет центральную роль в жизни семьи, поэтому он оказывает большое влияние на манеру поведения ее членов при взаимодействии (P. Steinglass, 1983).
Члены семьи обнаруживали
различное эмоциональное
Велик материальный ущерб, наносимый пьющим человеком своим близким. Это - не только прямые расходы на покупку спиртного. Подсчет денежных затрат в каком-либо городе, области на покупку спиртных напитков (по количеству проданного в магазине) скорее относится к категории «умеренно пьющей» части населения. Дело в том, что пьяница не в состоянии удовлетворить свою потребность в алкоголе прямым, обычным способом, так как это слишком дорого. Учитывая среднюю суточную потребность алкоголика в алкоголе, прямые затраты на покупку в магазине могут составить для него от 250 до 500 рублей. Поэтому алкоголики чаще потребляют самогон, суррогаты, воруют спиртное, выполняют «левые» разовые работы, условием оплаты которых является спиртное, и т.п. Основной материальный ущерб семье пьяница приносит исключением из семейного бюджета своей зарплаты, которая становится все меньшей, воровством домашних вещей, необходимостью оплачивать налагаемые на него штрафы. Этот материальный ущерб является основным фактором, разрушающим благосостояние семьи.
Как утверждает В.А. Таболин (1988) бесспорна роль пьянства в формальном разрушении семьи. В последние годы опубликованы сведения о разводах, причиной которых является пьянство мужа. В различных регионах нашей страны эта причина составляет от 20 до 80 % всех случаев распада семьи.
Как бы ни были опасны для семьи социальные последствия пьянства, медики большое значение придают нравственно-психологическим последствиям, психическим и физическим нарушениям здоровья членов семьи алкоголика эти нарушения таковы, что в сравнении с ними материальный ущерб теряет свое значение; а развод оказывается спасительным благом. «Алкоголизм - мощный причинный и ускоряющий фактор патологии, влияющий не только на нисходящее поколение - детей, но и на восходящее - родителей, братьев и сестер, супругов» (Жданова С.А., 1988).
Особенно наглядно пьянство мужа отражается на здоровье жены. В семьях алкоголиков практически отсутствуют здоровые женщины даже молодого возраста. Обязательными у них являются признаки психического истощения: раздражительность, плаксивость. В начале работы быстро наступает слабость. Нарушены сон и аппетит. Обычны жалобы на плохое засыпание, частые тревожные пробуждения по утрам - разбитость, отсутствие чувства отдыха. Расстройство аппетита чаще выглядит чрезмерным повышением и использованием еды как способа успокоиться.
Настроение снижено постоянно, и постоянно держится уровень тревоги, даже в те периоды, когда муж не пьет. Женщины рассказывают, что каждый раз они испытывают чувство страха при звуке открывающейся двери: в каком состоянии - трезвом или пьяном - вернулся в дом муж. У некоторых возникают временами приступы злобы, придирчивости (наступает полоса скандалов в доме и на работе) или глубокая подавленность, депрессия, с нежеланием что-либо делать («руки опускаются», «ничто не мило»), длящаяся днями и неделями.
У членов семьи больного алкоголизмом может возникнуть такое состояние как созависимость.
«Созависимость - это паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь болезненной. Это зависимость от людей и явлений внешнего мира, сопровождающаяся невниманием к себе до такой степени, что мало остается возможностей для самоидентификации» (Whitefield C.Z. 1989).
Другой американский исследователь Уэкшайдер-Круз: «Это (созависимость) постоянная концентрация мысли на ком-то или на чем-то и зависимость (эмоциональная, социальная, иногда физическая) от человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения (цит. по Whitefield C.Z., 1989).
Созависимыми являются:
Редко алкоголизм протекает с ежедневным употреблением алкоголя. Это или далеко зашедшая стадия или тяжелый вариант алкоголизма. Чаще алкоголик имеет как «мокрые», так и «сухие» дни.
Созависимость тоже колеблется в своей интенсивности, могут наступать периоды ослабления (ремиссии) и обострения (срывы). Иногда это идет параллельно с чередованием обострений и ремиссии мужа, иногда - нет. Триггером для рецидива созависимости могут служить другие, неалкогольные трудности жизни, усталость, нерешенные проблемы, накопившиеся отрицательные эмоции. Обострение течения алкоголизма у близкого человека, как правило, приводит к обострению созависимости (Москаленко В.Д., 2002).
Параллелизм проявлений зависимости и созависимости по фазам течения того и другого процесса Москаленко В.Д. выразила в следующей таблице.
Таблица 1
Параллелизм проявлений зависимости и созависимости по фазам течения того и другого процесса
Алкоголик |
Семья |
Фаза привыкания. Пьянство, первоначальная веселость (эйфория), иногда стыл, обещания меньше пить, повторные эпизоды пьянства. |
Фаза попыток отрицания |
Фаза поисков. Повторяющиеся периоды пьянства и трезвости. Периодические чувства возмущения, негодования. Отказ ходить туда, где не бывает алкоголя. Первые отрицательные последствия выпивок. |
Фаза попыток преодоления |
Фаза зависимости. Провокационное поведение с обвинением окружающих и обоснованием своего права пить. Злоупотребление алкоголем. Конфликты дома и на работе. Проблемы с работой. |
Фаза дезорганизации. Безнадежность, страх сойти с ума. Напряжение. Угрозы. «Жена пилит мужа». Замкнутость. Дети теряют преданность родителям. Поиски помощи пне семьи. |
Фаза злокачественной зависимос |
Фаза попыток реорганизации, несмотря на проблемы. Отделение от семьи фактическое или психологическое. Внимание на собственную работу. Перераспределение ролей. Алкоголик игнорируется Пьянство воспринимается как поведение, которое семья не и силах изменить. Внесемейная деятельность. |
Фаза прогрессирующей |
Фаза ухода. Решение разойтись или развод. Эмоциональные проблемы. Желание отплатить. Суицидальные мысли. Реорганизация части семьи. Чувство вины - «я бросила больного человека». |
Критическая линия. Здесь может начаться либо выздоровление алкоголика и семьи, либо непроходящий кризис. | |
Фаза воздержания. Посещает врача. Посещает группы АА. Встречается со старыми друзьями. Рассказывает спою историю, как он пил. |
Фаза допущения созависимости. «Возможно, у меня есть проблемы». Изучение зависимости как болезни. Понимание, что зависимость лечится. Желание помочь себе. |
Фаза согласия. Начало возвращения надежды. «У меня проблемы в связи с алкогольной зависимостью, но...». Встречи с другими выздоравливающими алкоголиками. |
Фаза согласия. Начало возвращения надежды, «У меня проблемы в связи с алкогольной зависимостью, но...». Медовый месяц. Образ алкоголика сдвигается «он не плохой человек, а больной человек». Понимание, что «я не одна такая». |
Фаза приятия. «Я - алкоголик и не могу себя контролировать после употребления». Новый круг друзей. Семья и друзья замечают улучшение. Восстановление самоуважения. Ценит новый образ жизни. Способен идентифицировать себя с другими выздоравливающими алкоголиками. |
Фаза приятия. «Я теряю контроль над собой после вовлечения в проблемы алкоголика». Чувство ответственности за алкоголика. Расширение круга интересов. Более открыто выражает чувства страха, негодования. Повышается самооценка. Личность в целом становится более стабильной при наличии помощи. |
Фаза укрощения гордыни. «Я бессилен перед алкоголем как до употребления, так и после. Не я, а алкоголь распоряжается моей жизнью». Трезвость. Способен смело смотреть прямо в лицо фактам и ситуациям. Повышается контроль эмоций, терпение. Делает шаги к экономической стабильности. Становится ответственным за себя. Признает потребности семьи. |
Фаза укрощения гордыни. «Я бессильна перед алкоголизмом моего мужа как до обострения, так и после». Восстановление здоровья - психического, физического, эмоционального, духовного. Поиски удовлетворения своих собственных нужд и первоочередных потребностей. Сбалансирование взаимоотношений. |
Созависимость формируется
не в браке с больным алкоголизмом
Созависимые, как отмечает Цыцарев (1989) происходят из семей, в которых имели место либо зависимость от психоактивных веществ, либо жестокое обращение - эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие либо сексуальное оскорбление.
Естественное выражение
чувств вредительской семье запрещалос
Само собой разумеется,
что в степени
Рассмотрим схему, которая дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов).
Таблица 2
Переходные случаи между функциональными и
дисфункциональными семьями
Здоровые семьи |
Проблемные семьи |
Семьи больных зависимостью |
1. Открытые для перемен |
«Ничего нельзя поделать. Есть ли смысл стараться?» |
Твердые, «зацементированные», неизменяемые. Правильно/неправильно |
2. Высокий уровень собственной ценности |
Неустойчивое чувство |
Низкий уровень ощущения собственной ценности. Вместо взятия на себя ответственности стремление обвинять |
3. Функциональные способы психологической защиты |
Используются зашиты с целью спрятать боль, отрицать реальные чувства. Выбор потерян. Постоянна либо улыбка, либо слезы, либо жалобы |
Нет выбора. Реакции резкие, автоматические, застывшие, продиктованные страхом |
4. Четкие правила, которые можно обсуждать. Уважение к собственности друг друга, пользованию телефоном. Спокойное отношение к домашним делам и т.п. |
Неясные и непостоянные правила. Все зависит от того, кто (родитель, ребенок) задает вопрос и в какой день |
Жесткий приказ или отсутствие вообще всяких правил. Хаос во всем. Правилам невозможно следовать |
5. Люди идут на риск - выражают чувства, мысли, представления, свои точки зрения |
Люди чувствуют себя неуверенно и ненадежно, чтобы свободно выражать чувства или мнения. Правило «Не раскачивай лодку» |
Отрицание проблем. Игнорируют все непонятное, угрожающее. Правило «Не говори» действует даже в отношении серьезных проблем, в особенности пьянства. |
6. Могут противостоять стрессу, воспринимая боль других членов семьи. Заботливое и бережное отношение друг к другу |
Избегают боли, не видят ее в других |
Отрицают стресс, уже больше не могут никак с ним и меть дело и справляться |
7. Спокойно принимают естественные стадии жизни. Радуются и поздравляют других членов семьи с ростом, взрослением, появлением сексуальных и других естественных чувств |
Родители могут состязаться с детьми, взросление которых воспринимается болезненно. В семье не говорят о сексуальной стороне жизни |
Проходящие периоды жизни игнорируются. Члены семьи боятся перемен. Ко взрослым относятся как к детям. Дети могут нести себя как взрослые |
8. Либо четкая иерархия, либо равенство во взаимоотношениях. Сильные коалиции родителей, Меньше потребности в контроле. Могут вести переговоры |
Скрытые коалиции между представителями разных поколений. Слабые родительские коалиции. Склонность к жесткому доминированию, подавлению |
Роли могут быть перевернутыми вверх ногами - дети заботятся о родителях, родители безответственны и беспомощны как дети. Либо полный хаос без правил, либо один родитель отвечает за все |
9. Чувства открыты. Прямое выражение чувств - вес чувства хороши и нормальны, включая гнев |
Негативизм, преобладание отрицательных чувств, аргументы в пользу контроля настроения. Одни чувства - нормальны, другие – нет |
Явная враждебность, садизм. Все пытаются манипулировать друг другом и причинять боль |
Воспитание в
Основу воспитания дети получают в семье, где формируется их личность. Детские дошкольные учреждения и школа только дополняют основное - семейное воспитание. Самые близкие ребенку люди - мать, отец, старший брат или сестра становятся примером для подражания. «Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (Захаров А.И., 2000). Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете... вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребенка.
Как пишет Шнайдер Л.Б. (2003) у лиц, воспитывающихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
А.Болдуин выделил
два стиля родительского
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.