Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломлибь.doc

— 472.00 Кб (Скачать)


 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Сравнительный анализ родительско  – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь

 

 

Содержание


 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между  взрослыми  и ребенком……………………………………………..……………….7

    1. Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
    2. Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23

Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38

    1. Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
    2. Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
    3. Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57

Заключение……………………………………………………………………72 

Литература……………………………………………………….……………74

Приложения…………………………………………………………………...80

 

Введение

 

Широкое употребление населением алкогольных напитков наносит огромный ущерб социальной жизни общества, возможностям всего населения включиться в осуществление программ социального и экономического развития страны. В связи с этим Сусков И. Л. (1988) отмечает две стороны человеческого фактора. Одна из них социальная - способность приобретать навыки действовать, поступать определенным образом, заниматься деятельностью, полезной для общества или, наоборот, антиобщественной. Другая сторона - физическо-биологическая основа человеческих возможностей, физическое и психическое здоровье населения.

Употребление спиртных напитков наносит вред обеим сторонам человеческого фактора. Пьянство и алкоголизм осложняют социально-демографическую ситуацию в стране на численность населения и его психические и физические возможности, снижают социально полезную деятельность. Злоупотребление алкоголем нарушает качественное и количественное воспроизводству людей, ибо снижается уровень рождаемости и увеличивается число детей с врожденными физическими и психическими отклонениями. В связи с этим растет заболеваемость, снижается трудоспособность, происходит преждевременное старение и повышается смертность среди так называемых умеренно пьющих и злостных пьяниц, хронических алкоголиков.

Результирующий  отношение к алкоголю отдельных  людей, общества и государства очень печально - в России 15 миллионов людей, больных алкоголизмом, из них 96,2% приобщились к спиртному до 15 лет, а более 30% до 10 лет. Ежегодно наша страна теряет около 400 000 человек самого продуктивного и трудоспособного возраста по причинам, связанным с алкоголизацией. Из этого числа 50 000 - 60 000 гибнут от отравлений алкогольными изделиями, а остальные тонут, угорают, сгорают, замерзают, попадают в дорожно-транспортные происшествия, в драку, совершают суициды и т.д. Около трети всех смертей в России в большей или меньшей степени связаны с алкоголем (А. В. Немцов, 2003). 56% всех краж, 80% грабежей, более половины тяжелых преступлений, более половины всех серьезных дорожно-транспортных происшествий непосредственно связаны с употреблением алкоголя (Ф. Г. Углов, 2003).

Продолжительность жизни людей в России позорно  низкая и продолжает снижаться. В 1998 г. Она была 61,3 год, в 2000 г. -  58,9 лет. Злоупотребление алкоголем является одной из важнейших причин смертности населения. Самый высокий прирост смертности отмечается в трудоспособном возрасте. Преждевременная смертность мужчин в 5 раз выше, чем у женщин (Ё. А. Кошкина, 2002).

Экономические потери, связанные  с потреблением алкоголя по данным экономиста академика Б. И. Искакова в 5-6 раз превышает доходы от его продажи. По расчетам зарубежных ученых прекращение употребления алкоголя позволит на 90%  уменьшить число людей, попадающих в тюрьмы.

В настоящие  время из 100 подростков до 12 лет интенсивно употребляет алкоголь 24 мальчика и 19 девочек. Возраст первого приобщения к алкоголю составляет 5-6 лет (Е. С. Скворцрва, 1997). Уже 3 летние дети на вопрос «Где был?» отвечают словами из телевизионной рекламы - « Пиво пил».

Немаловажную роль играет пьянство самих родителей, которым дети подражают. Чем чащ в семье употребляют спиртные напитки, тем меньше дети осуждают пьянство окружающих. Именно микросоциальные, в первую очередь семейные, условия, в которых развивается ребенок, формирует свойственные алкоголизму привычки (В. А. Лаболин, 1988). В семье ребенок обучается основным правилам и нормам поведения в обществе. Если там неблагополучная обстановка - это обязательно скажется на детях. Неблагоприятные условия семейного воспитания, по мнению отечественных и зарубежных ученых, являются факторами «высокого риска», способствующими развитию злоупотребления алкоголем в будущем. В таких семьях, как пишет Москаленко В. Д. (1992), возникает между членами семьи, напряженная психологическая обстановка, которая передается подростку и толкает его на употребление алкоголя, выставляет детей на улицу, в компанию.

В 65 -75% таких семей  наблюдается пьянство и алкоголизм либо одного, главным образом отца (58% семей), либо обоих родителей (5,7% семей) (В. М. Целуйко, 2003) спиртными напитками родителей влечет за собой ненормальные условия воспитания, отсутствие внимания к духовному развитию ребенка и контроля со стороны родителей, так называемое социальное сиротство. Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков «группы риска» отклонений в поведении, пренебрежению к социальным функциям и обязанностям, бессодержательному времяпровождению, что способствует развитию пьянства среди подростков (И. И. Сусков, 1988).

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.

Объект  исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.

Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие  алкоголь.

Гипотеза  исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.

Задачи:

1. Изучить  литературу по проблеме родительско-детских  взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих и не употребляющих алкоголь;

2. Подобрать методики  и провести диагностику подростков  из алкогольных и «нормальных» семей;

3. Выявить уровень  благополучия взаимоотношений в  семьях подростков, не употребляющих алкоголь;

4. Выявить особенности  микроклимата в семьях подростков, употребляющих алкоголь;

5. Провести сравнительный  анализ  родительско-детских  взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих и не употребляющих алкоголь.

Положения на защиту:

1. В алкогольных семьях  будет наблюдаться неблагополучие  и деструктивные отношения.

2. Поведение родителей-алкоголиков  отличается непоследовательностью, нестабильностью, асоциальностью.

3. Взаимодействия родителей-алкоголиков  с детьми основывается на позициях  силы и деспотичности.

4. Родители-алкоголики  формально относятся к воспитанию  и проявляют излишнюю беспристрастность в общении, что полностью соответствует гипоопеке.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений  в семье между взрослыми и ребенком

 

1.1.Особенности  родительско-детских отношений:  норма и отклонения

 

«Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в  течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе» (Шнайдер Л.Б., 2003).

Согласно определению  из философского словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Жизнь семьи детерминирована  условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества.

В.И. Зацепин пишет: «Отец, мать, ребенок - это лишь составляющие общего целого, которое представляет собой некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, т.е. членов семьи».

Иными словами, семья - это  новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи  могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего и главным образом именно отношения между составляющими ее лицами.

Гармоничная (здоровая) семья по определению (Райгородский Д.Я., 2002) характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья - система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

В гармоничной семье  между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости  постоянно доказывать свою силу детям и самим себе). Взаимно солидарные родители поощряют творчество по отношению к игре и экспериментирование в общении.

Мы рассмотрели понятие  здоровой семьи и особенности  воспитания в ней. Теперь, исходя из темы нашей работы необходимо рассмотреть  проблемные семьи.

Проблемные семьи - это семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

С. Мухин (2002) выделяет следующие  типы проблемных семей. Дисфункциональная семья - семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная семья - семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

К проблемным семьям относятся:

  • семья с больным ребенком (психически или соматически);
  • семья с нарушением внутрисемейной коммуникации;
  • дисгармоничный союз;
  • семья в разводе;
  • неполная семья;
  • семья алкоголиков;
  • повторный брак.

        В нашем исследовании акцент  делается на алкогольные семьи,  поэтому остановимся подробнее на данном типе дисфункциональных семей. 

Патологическое влечение к алкоголю является стержневым расстройством в совокупности клинических и личностно-психологических нарушений у больных алкоголизмом на всех этапах течения заболевания (Бокий И.В., Цыцарев С.В., 1987, 1995).

Алкогольное поведение определяется двумя тесно связанными между  собой системами - биологической (действие алкоголя на организм и формирование наркотического синдрома) и социальной, раскрывающей нормативно-ценностную сторону такого поведения.

И.В. Бокий и С.В. Цыцарев (1987) предложили классификацию ведущих мотивов и способов удовлетворения потребностей, которые определяют содержательную сторону влечения к алкоголю. Влечение к алкоголю, в том числе и патологическое, выступает как средство:

  1. редукции напряжения;
  2. изменения аффективного состояния;
  3. получения удовлетворения;
  4. повышения самооценки и самоуважения;
  5. компенсации;
  6. общения-коммуникации.

Информация о работе Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь