Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих алкоголь.
Объект исследования: родительско-детские взаимоотношения в семье, как индикатор благополучия или неблагополучия подростка.
Предмет исследования: семьи подростков, употребляющие и не употребляющие алкоголь.
Гипотеза исследования: родительско-детские взаимоотношения в алкогольных семьях характеризуются деструктивностью, нестабильностью, разобщенностью интересов между поколениями, что нарушает целостность семьи как социального института.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика психологии взаимоотношений в семье между взрослыми и ребенком……………………………………………..……………….7
Особенности родительско-детских отношений: норма и отклонения…………………………………………………………………………7
Особенности психологии подростка в семьях употребляющих алкоголь……………………………………………………………………….23
Глава 2. Изучение родительско-детских взаимоотношений в семьях употребляющих алкоголь…………………………………………………………38
Методы психологической диагностики специфики семейных взаимоотношений………………………………………………………….38
Сравнительный анализ результатов исследования…………………50
Психологическое сопровождение подростков из семей, употребляющих алкоголь……………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………72
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломлибь.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Примечание: POZ - позитивного интереса, DIR – директивности, HOS - враждебности, AUT – автономности, NED – непоследовательности, POZ-AUT - позитивного интереса- автономности,  POZ-NED -  позитивного интереса- непоследовательности, DIR-NED – директивности- непоследовательности, POZ-DIR - позитивного интереса- директивности, POZ-AUT - позитивного интереса- автономности.

          Из выше указанной таблицы видно, что дети оценивали отдельно мать и отца.

Из результатов оценки матерей видно:

  1. Из 32 человек из благополучных и менее благополучных семей 84% детей оценили своих матерей как позитивных; 9% - как директивных; 3% - как автономных; 3% - как позитивно-директивных.
  2. Из 11 человек из семей с удовлетворительным уровнем взаимоотношений 64% детей оценили своих матерей как директивных; 18% - как автономных; 18% - как непоследовательных.
  3. Из 6 человек из неблагополучных семей 17% детей оценили своих матерей как директивных; 17% - как враждебных; 50% - как автономных; 17% - как непоследовательных.
  4. Из 8 человек из алкогольных семей 22% детей оценили своих матерей как позитивных; 22% - как директивных; 11% - как автономных; 11% - как непоследовательных; 11% - как позитивно-автономных; 11% - как директивно-непоследовательных.

Результаты оценки детьми отцов показали:

  1. Из 27 человек из благополучных и менее благополучных семей 63% оценили своих отцов как позитивных; 11% - как директивных; 4% - как автономных; 4% - как непоследовательных; 11% - как позитивно-автономных; 4% - как позитивно-непоследовательных; 4% - как позитивно- директивных.
  2. Из 8 человек из семей с удовлетворительным уровнем взаимоотношений 25% детей оценили своих отцов как позитивных; 50% - как директивных; 25% - как автономных.
  3. Из 5 человек из неблагополучных семей 20% детей оценили своих отцов как позитивных; 20% - как автономных; 60% - как непоследовательных.
  4. Из 10 человек из алкогольных семей 11% детей оценили своих отцов как враждебных; 44% - как автономных; 50% - как непоследовательных.

Сравнительный анализ данных позволил нам сделать следующие  выводы:

  1. В оценке родителей детьми из благополучных и менее благополучных семей преобладающей является шкала позитивного интереса. Имеет место психологическое принятие детьми родителей, взаимопонимание, доверительные отношения, дружеские способы общения.
  2. В оценке родителей детьми из семей с удовлетворительным уровнем взаимоотношений преобладает шкала директивности. Проявляется в доминировании родителей, управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, в не приветствии собственного мнения ребенка.
  3. В оценке родителей детьми из неблагополучных семей и в оценке родителей алкоголиков преобладают шкалы автономности и непоследовательности. Автономность выражается в формальном отношении к воспитанию, игнорировании интересов, отсутствии заботы и опеки, взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Непоследовательность выражается в непредсказуемости поведения родителей, дети не могут предвидеть как родители отреагируют на ту или иную ситуацию.

 

2.3. Психологическое  сопровождение подростков из  семей, употребляющих алкоголь

 

С дисфункциональными семьями, в частности с алкогольными, необходимо проводить коррекционную работу. Для этого нужно получить согласие всех членов семьи. Но психологу получить такое согласие бывает достаточно сложно, а иногда абсолютно не возможно. Поэтому школьный психолог должен осуществлять психологическое сопровождение детей из алкогольных семей.

Итак, как в нашей  работе акцент делается на детях подросткового  возраста, мы рассмотрим особенности  психологического сопровождения подростков.

Стратегическая линия психологического сопровождения подростков определяется психологическими особенностями и задачами данного возраста.  Среди них, по мнению различных исследователей, наиболее важной является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и общения людей. Вторичными по отношению к этой задаче являются такие задачи, как принятие своего тела и внешности, приобретение навыков мужского и женского поведения, межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, установление более независимых отношений в семье, формирование задач на будущее, жизненных стратегий.

Психологическая работа с подростками в школе направлена на оказание им помощи в проживании кризиса подросткового и юношеского возраста, в адекватном решении задач развития. Особое место занимает помощь в профессиональном самоопределении.

Опыт различных психологов, исследующих подростковый возраст, показал, что тренинговая работа — оптимальная форма создания условий для личностного роста и развития подростков.

Программа обучения навыкам социального функционирования рассчитана на работу с подростками 13 — 15 лет (8 — 9-й класс) в условиях реальной малой группы. Такой группой признан коллектив класса, куда школьники естественно включены, проводят там значительную часть своего времени, осуществляя личностно значимое для них общение. Варианты дезадаптивного поведения у подростков различны, они формируются в результате попадания ребят в трудную ситуацию, которая может быть связана как с усвоением учебной программ,. так и с нарушением контакта с одноклассниками или учителями. Невозможность реализовать себя в сложившихся условиях является психотравмирующим фактором, что с неизбежностью приводит к нарушениям поведения, снижению позитивной активности, изменению эмоционального состояния. Психологическая зашита, возникающая в случае угрозы структуры «Я», включает негативные проявления во всех сферах деятельности подростка в школе и выражается чаще всего в виде активного протеста, ухода, реакций тревожности и неуверенности, эмансипации, группирования (Байярд Р.Т., Байярд Д., 1991).

Программа реализуется в несколько этапов.

I. Подготовительный этап реализации данной программы включает взаимодействие специалистов центра с администрацией школы, в ходе которого формулируется запрос на работу с подростками и заключается договор на реализацию представленной программы. Встреча с педагогами, работающими в классе, позволяет получить необходимую информацию, отражающую личностные и учебные характеристики подростков. Также на этом этапе специалисты центра проводят встречу с родителями учащихся, на которой знакомят их с целями программы, получают согласие на диагностическую и коррекционную работу с детьми. Еще один необходимый шаг на этом этапе — встреча с подростками на занятии, где ведущий его психолог формирует мотивацию на совместную работу.

Подготовительный этап завершают проработка полученной информации, планирование деятельности специалистов центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II. Диагностический этап включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования личности подростка с целью выявления причин дезадаптации. Исследование личностных особенностей подростков направлено на определение типа акцентуации характера, самооценки и ее деформаций, а также стиля межличностного взаимодействия подростка в группе. Используются: патохарактерологический опросник А. Е. Личко (1994), тест «Кто Я?» М. Куна («Общая психодиагностика» / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина, М., 1987), опросник МИС (Пантилеев С.Р., 1993), методика «Личностный дифференциал» (Бажин Б.Ф., Эткинд А. М., 1983), цветовой тест отношений (Собчик Л. Н., 1990), опросник Г. Айзенка, проективные рисунки. Для проведения коррекционной работы необходима информация о месте подростка в коллективе сверстников, так как изоляция и отвержение способствуют усугублению поведенческих и личностных отклонений. Эту информацию специалисты центра получают с помощью социометрического метода («Социально-психологический диагностико-коррекционный инстру-ментарий», 1993). Тест Т. Лири, метод «Незаконченные предложения», тест-опросник родительского отношения позволяют выявить характер взаимоотношений подростка с окружающими. По мере необходимости может быть проведено исследование интеллектуальных особенностей с использованием  как качественных методов диагностики (Блейхер В. М., Крук И. В.,1986), так и с помощью психометрического теста Д. Векслера. Полученные данные фиксируются и анализируются; определяются школьники, нуждающиеся в более углубленной диагностике.

III. Этап групповой работы: социально-психологический тренинг, в процессе которого происходит обучение навыкам социального взаимодействия. Формирование умений и навыков общения, развитие самосознания способствуют более успешному решению задач подросткового возраста. Опубликованные в последнее время многочисленные тренинговые программы для детей и подростков, как правило, ориентированы на формирование потребностно-мотивационной, когнитивной и коммуникативной сферы личности подростка (Прутченков А.С., 1995; Щуркова Н.Е., 1994). Среди зарубежных программ необходимо отметить «Доверенные ученики» (2001), адаптированную в центре и направленную на позитивное развитие личности подростков, навыков взаимодействия между ними. Практика апробации этой программы среди российских школьников свидетельствует о ее высокой эффективности в области профилактики отклоняющегося поведения. В работе с подростками тренинг рассматривается нами как основной метод оказания помощи в социальной адаптации. Для успешности этой деятельности выделяется ряд условий. Они касаются общей позиции взрослого при работе с подростками, требований к ведущим подростковых групп и к помещению для занятий.

Рекомендации для взрослых по работе с подростками:

1. Важно иметь ясное представление о подростках, стараться понять их мир. Принимать их такими, какие они есть.

2. Необходимо осознавать свои границы как взрослого. Можно оказать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере взросления детей авторитарная власть и дисциплина должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости с соблюдением определенной дистанции.

3. Научиться доверять молодежи и их способности выживать в современном мире. Нередко они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняйте, что именно вы ждете от подростков. Объяснения должны быть понятны им так же, как и ваши побудительные мотивы. Подросткам надо знать, какие последствия их ждут, если и они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность высказаться им самим, узнать, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда взрослые избегают каких-то тем или не говорят правды. Им так же необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые признают.

6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя. наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни. Не наказывайте подростков, если они не обратились к вам за помощью. Помогите им найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

          Требования к ведущим тренинговой группы:

Для успешного ведения детских и подростковых тренинговых групп важны следующие элементы профессионального знания и поведения:

  • Умение войти в мир подростка, не нарушая границ личнос<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st

Информация о работе Сравнительный анализ родительско – детских взаимоотношений в семьях подростков употребляющих алкоголь