Анализ раннего детского аутизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:52, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ коррекции раннего детского аутизма.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности детей с аутизмом.
3.Проанализировать методы коррекционной работы при аутизме, особенно
альтернативный метод – дельфинотерапию.

Оглавление

Введение………………………………………………….2

РАЗДЕЛ 1. Понятие об аутизме и основных причинах его
возникновения……………………………………….4
1.1. Понятие об аутизме. Основные причины его
возникновения……………………………………….4
1.1.Возрастные особенности психического развития
детей с аутизмом…………………………………………7
Выводы по первому разделу…………………………….13
РАЗДЕЛ 2.Методы коррекционной работы при аутизме………15
2.1. Принципы коррекционной работы при аутизме…….15
2.2. Подвижные игры в коррекционной работе ………….17
2.3. Поведенческая терапия, метод модификации
поведения……………………………………………….21
2.4. Фармакотерапия ………………………………………..24
2.5. Психологическая коррекция…………………………..30
Выводы по второму разделу………………………………32
РАЗДЕЛ 3. Дельфинотерапия…………………………………….33
3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный метод
коррекции аутизма…………………………………….33
Выводы по третьему разделу…………………………………….34
Выводы…………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………39

Файлы: 1 файл

I.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

 


 


                                                Содержание

Введение………………………………………………….2

                        

             РАЗДЕЛ 1. Понятие об аутизме и основных причинах его

                                  возникновения……………………………………….4

                       1.1. Понятие об аутизме. Основные причины его

возникновения……………………………………….4

                       1.1.Возрастные особенности психического развития   

                           детей с аутизмом…………………………………………7

                           Выводы по первому разделу…………………………….13

           РАЗДЕЛ 2.Методы коррекционной работы при аутизме………15

                     2.1. Принципы коррекционной работы при  аутизме…….15

                     2.2. Подвижные игры в коррекционной работе ………….17

                     2.3. Поведенческая терапия, метод модификации

                   поведения……………………………………………….21

   2.4. Фармакотерапия ………………………………………..24

   2.5.  Психологическая коррекция…………………………..30

                       Выводы по второму разделу………………………………32   

 РАЗДЕЛ 3. Дельфинотерапия…………………………………….33

3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный  метод 

        коррекции аутизма…………………………………….33

                   Выводы по третьему разделу…………………………………….34

                   Выводы…………………………………………………………….38

                   Список используемой литературы………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                       

                                                        Введение

Целью данного реферата является анализ коррекции раннего детского аутизма.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть особенности детей с аутизмом.

3.Проанализировать методы коррекционной работы при аутизме, особенно

    альтернативный метод  – дельфинотерапию.

Предмет исследования: анализ методов коррекционной работы при аутизме.

Объект исследования: особенности и степень помощи методов коррекции

                                        аутизма.

       Актуальность проблемы коррекции аутизма определяется высокой частотой данной аномалии психического развития и очень большим значением своевременной и адекватной коррекции. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился

1 случай аутизма: это чаще, чем  изолированные глухота и слепота  вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной Организации Аутизма в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

      Появилось достаточно много литературы (Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М [1];Башина В.М.[2,3];СимашковаН.В.[4];Веденина М.Ю.[5];[9,8]; Каган В.Е.[10]; Лебедиская К.С[12,13]; Морозова C.C.[16],[17];Питерс Т. [18];Ремшмид[19])  в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца изученными. Коррекционная работа с аутичными детьми - особый раздел дефектологической науки. Если для детей, у которых нарушены интеллект, речь, слух или зрение, функции опорно-двигательного аппарата, давно составлены программы обучения, разработаны специальные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, вузы готовят специалистов - дефектологов (олигофренопедагогов, логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов), специальных психологов, для таких детей создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений с 1 по УШ вид, то система помощи аутичным детям только начинает развиваться. В целом ряде руководств и статей подробно описаны классификации, клинические проявления аутизма и показаны возможные пути коррекционной работы. Однако редко удается встретить описание конкретных коррекционных методик, но даже если последние и встречаются, то в виде, не готовом для практического использования, в виде как бы “полуфабрикатов“, которые приходится дорабатывать применительно к каждому конкретному ребенку. Нет единой универсальной методики коррекции аутизма и поэтому необходимо анализировать и синтезировать все описанные в литературе методики, учитывая разнообразие клинических проявлений у детей и различный прогноз.

Решение проблемы коррекции связывается, в первую очередь, с необходимостью широкой информированности общества об особенностях лиц с аутизмом. В первую очередь, доступ к такой информации должны иметь родители и специалисты, работающие в системе дошкольного и школьного образования, причем в образовательных учреждениях разного профиля. Порой кажется невероятным, что даже у специалистов, работающих в специальных коррекционных учреждениях, отсутствуют хотя бы элементарные знания об особенностях аутизма и принципах его коррекции. Часто это приводит к большим сложностям обучения и воспитания таких детей, а иногда и к ситуации, когда педагог своими действиями усугубляет аутизацию ребенка.

Однако до сих пор не существует однозначного представления о том, что означает само понятие - аутизм, что является его основными характеристиками. Это затрудняет ситуацию с дифференциальной диагностикой, нередко приводя к постановке ошибочного диагноза, к выбору неверного методического подхода в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующие рекомендации к коррекционной работе с аутичными детьми не дают представления о целостной картине работы.

Поэтому в данной работе будут рассмотрены различные методы коррекции и их особенности, а так же степень помощи этих коррекционных методов

 

                  Раздел 1. ПОНЯТИЕ ОБ АУТИЗМЕ И  ОСНОВНЫХ

                                   ПРИЧИНАХ     ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

              1.1.Понятие об аутизме. Основные причины его возникновения

   Аутизм - психологическое расстройство, характеризующееся выраженным  дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.

   Термин аутизм ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения  особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943году. Почти одновременно с Л. Каннером  к постановке сходных клинических проблем пришли Н. Аспергер и С. С. Мухин. Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу

Л. Каннера о существования особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной.

В клинической картине детского аутизма Л. Каннер отмечал врожденную недостаточность в установлении аффективного контакта с людьми. Среди характерных особенностей детей выделялись следующие: неспособность в младенчестве эмоционально отвечать матери, принимать антиципирующую позу перед взятием на руки; отгороженность от внешнего мира с игнорированием внешних раздражителей и, в тоже время, страх звучащих и движущихся объектов; невозможность использования речи для коммуникации, отставленная эхолалия и перверзия местоимений, буквальность в использовании слов; блестящая механическая память и трудности использования абстрактных понятий; неспособность к символизации в игре и сообразительности в решении сенсомоторных задач.

В качестве клинических критериев синдрома Л. Каннер в 1943 году выделил:

        • глубокую недостаточность способности установления аффективного контакта;
        • тревожное навязчивое стремление к сохранению постоянства в обстановке;
        • сверхсосредоточенность на определенных объектах и ловкие моторные действия с ними;
        • мутизм или речь, не направленную на коммуникацию;
        • хороший познавательный потенциал, проявляющийся в блестящей памяти у говорящих детей и в решении сенсомоторных задач у мутичных.

В последующие годы эти критерии значительно развивались и уточнялись. Итак, критерии синдрома были значительно уточнены и определенны следующим образом:

  • проявление специфических трудностей до 30-месячногго возраста;

особые глубокие нарушения социального развития, не связанные жестко с уровнем интеллектуального развития;

  • задержка и нарушение развития речи вне прямой зависимости от интеллектуального;
  • стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипных занятиях, сверхпристрастиях к объектам или сопротивлении изменениями среды.

       В настоящее  время существует несколько теорий  происхождения аутизма: 

      1. Психогенная теория  происхождения аутизма (теория "холодной  матери" Беттельхейма Б.), утверждающая, что аутизм вызывается холодной, враждебной окружающей ребенка обстановкой. Теория была популярна в 1950-60-х годах, но не нашла научного подтверждения и признана неверной и вредной.

     2.Биологическая теория  происхождения аутизма рассматривает его, как результат поражения ЦНС, которое вызывает аномальное развитие мозга.

     3. Органические нарушения  мозга могут быть вызваны различными  причинами: генетическими, пре-, пери- и постнатальные повреждениями ЦНС.

    4. Вирусные инфекционные факторы.

    5. Структурные и функциональные  нарушения мозга и другие.

B.Bettelheim[1] в 1967 году отметил, что стремление к постоянству в окружающем может не проявляться у глубоко аутичных детей, отгороженных от всякого контакта с реальностью.  E. Ornitz и E. Ritvo[1] в 1968 году в качестве опорных признаков детского аутизма выделили особенности восприятия и особенности восприятия и организации моторных действий. L. Wing [1]одним из основных признаков аутизма считал трудность символизации, заключающуюся в буквальности, одноплановости понимания происходящего, трудностях переноса сформированных навыков и развития символической игры.

    В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг[1]. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА, табл.1.1

I ГРУППА – наиболее тяжелая  форма аутизма.

Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт с взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабы;
  • может присутствовать мутизм;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чрезмерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
  • ритуализация повседневной жизни.

 

 

III ГРУППА.

Характерные признаки:

  • наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас «книжного характера»;
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная  в плане коррекции.

Характерные признаки:

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Информация о работе Анализ раннего детского аутизма