Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:52, реферат
Целью данного реферата является анализ коррекции раннего детского аутизма.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности детей с аутизмом.
3.Проанализировать методы коррекционной работы при аутизме, особенно
альтернативный метод – дельфинотерапию.
Введение………………………………………………….2
РАЗДЕЛ 1. Понятие об аутизме и основных причинах его
возникновения……………………………………….4
1.1. Понятие об аутизме. Основные причины его
возникновения……………………………………….4
1.1.Возрастные особенности психического развития
детей с аутизмом…………………………………………7
Выводы по первому разделу…………………………….13
РАЗДЕЛ 2.Методы коррекционной работы при аутизме………15
2.1. Принципы коррекционной работы при аутизме…….15
2.2. Подвижные игры в коррекционной работе ………….17
2.3. Поведенческая терапия, метод модификации
поведения……………………………………………….21
2.4. Фармакотерапия ………………………………………..24
2.5. Психологическая коррекция…………………………..30
Выводы по второму разделу………………………………32
РАЗДЕЛ 3. Дельфинотерапия…………………………………….33
3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный метод
коррекции аутизма…………………………………….33
Выводы по третьему разделу…………………………………….34
Выводы…………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………39
организации взаимодействия и жесткая стереотипность.
Дети первой группы |
Дети второй группы |
Дети третей группы |
Дети четвертой группы |
Не развивается индивидуальная избирательность в контакте с миром; мало проявляется привязанность к близким; поведение остается преимуществу полевым, чаще всего у него нет никаких собственных занятий, игр. |
Определяется жесткая избиратель- ность в еде, одежде, маршрутах прогулок, способах контакта с родными; фиксируются множественные страхи и запреты. |
Нарастает конфликтность в отношениях, становиться очевидным организовать взаимодейст- вие, привлечь внимание детей к тому, что не находится в русле из увлечений. Они не слушают других, не отслеживают их реакцию. |
Дети крайне устают и истощаются от впечатлений, легко первозбуждают- ся, особенно в группе других детей. Речь бедная и аграмматичная, интонационно невыразительна. |
1.2. Возрастные особенности психического развития
Те проблемы, которые с очевидностью
встают перед родителями
Для страдающих аутизмом свойственны неравномерность созревания речевой, как и других сфер жизнедеятельности, нарушение иерархических взаимоотношении между простыми и сложными структурами в пределах каждой функциональной системы, отсутствие явлений вытеснения, как это происходит в норме, примитивных структур сложными. По этой причине в пределах каждой сферы деятельности (речевой, моторной и др.) наблюдается хаотическое переслаивание примитивных и сложных функций, что и отличает их от нормы. Именно в этих явлениях, как считает автор, находит свое отражение расщепление развития личности, ее диссоциация. Отдельные специалисты подчеркивали, что такие речевые нарушения, как искажение грамматических форм во фразах, отсутствие логической связи между отдельными фразами, фрагментарность, разорванность ассоциаций, характерных для РДА, свидетельствуют о выраженных нарушениях мышления. По мнению этих авторов, когнитивные нарушения составляют основу дефекта при РДА, при этом патология речевого развития — его центральную часть. Речевой дефект, по мнению Башиной В.М. и Симашковой Н.В.[4.C.161-165], заключается в нарушении понимания устной речи, осознания смысла прочитанного, что ведет к резкому отставанию речевого развития, а, следовательно, и к социальной отгороженности.
Задержка развития, прежде всего моторного и речевого, может наблюдаться уже на первом году жизни. Выраженность коммуникативных нарушений при аутизме сильно варьирует от полностью не говорящих аутистов, которые не пользуются даже жестами, и, заканчивая бегло говорящими, но имеющими особенности прагматической стороны речи; помимо этого, встречаются эхолаличные дети, способные механически повторять целые высказывания без связи со смысловым контекстом, а так же дети, у которых есть отдельные слова, но отсутствует беглая речь. Вот некоторые из речевых проблем, характерных именно для аутизма (т.е. не являющихся просто следствием задержки развития или сопутствующих частных речевых нарушений):
Ребенок проявляет себя малоактивным: мало двигается, мало гулит, активно не требует взаимодействия с близкими. У аутичного ребенка в раннем возрасте отмечается выраженный дискомфорт, прежде всего повышенная чувствительность (сензетивность) к сенсорным стимулам.
По мнению Лебединской К.С. и Никольской О.С. [12.C.10-16], принципиальным отличием аутистического типа развития является тот факт, что близкому человеку практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка.
Автор отмечает, что при нормальном эмоциональном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции подкрепляет и активизирует контакт ребенка с близким взрослым, то в случаи раннего нарушения этого развития увлечения малыша поглощают его и отгораживают от взаимодействия с близким, а значит, препятствуют развитию и усложнению связей с окружающим миром.
При аутистическом развитии, сложности установления глазного контакта и его непродолжительность отмечается достаточно рано. Признаком благополучного аффективного развития традиционно считается своевременное проявление улыбки и ее направленность близкому. Практически у всех детей с аутизмом она появляется вовремя, но может быть адресована в равной степени близкому человеку и возникать в связи с рядом других приятных ребенку впечатлений. У части детей раннего возраста не возникало известного феномена «заражения улыбки». У ребенка отмечается затруднения в различении лица близких, а в ряде - случаев неадекватная реакция на эмоциональное выражение другого, подчеркивают Лебедиская К.С. и Никольская О.С.[13.C.10-15].
Дошкольный возраст- это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Это время сложившейся картины синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными увлечениями или экстремальные трудности Уже в дошкольном возрасте возможно накопление информации в областях, связанных со стереотипными увлечениями, проявлением отдельных интеллектуальных способностей По мнению Никольской О.С., Баенской Е.Р., Ведениной М.Ю., Либлинга М.М., Костина И.А., Аршатского А.В. и Аршатской О.С [17.С.40],
аутистические установки оборачиваются и здесь общей задержкой развития, фрагментарностью представлений об окружающем, крайней социальной наивностью и бытовой неприспособленностью.
По мнению Никольской О.С., Баенской Е.Р., Ведениной М.Ю., Либлинга М.М., Костина И.А., Аршатского А.В. и Аршатской О.С [17.С.88-93], возможны следующие виды агрессии по отношению к окружающим объектам и людям:
1.Циклические агрессивные разряды: это наиболее грубы проявления избирательной агрессии, обрушивающейся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка.
2. Импульсивные агрессивные действия, связанные с примитивными влечениями, направленными на окружающих людей. Это - навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руки, вдавливаться подбородком в плече взрослого.
3. Агрессия по отношению к близким может возникать в ситуациях особого напряжения, дискомфорта, запрета. Чаще всего ребенок бьет маму или кусает ее, пытаясь заглушить невыносимые для него ощущения, так же как он бьет себя, когда ему больно. Особенно часто страдает мать, поскольку такой ребенок не может еще отделить мать от себя.
4. Генерализированная агрессия часто наблюдается при направленной активации ребенка и легко провоцируется сенсорными свойствами используемых в занятиях предметов.
5. Свернутая психодрамма отражает следующий закономерный этап повышения эмоционального тонуса ребенка и представляет собой агрессивные действия избирательного и стойкого характера. Иногда они могут сопровождаться свернутыми речевыми комментариями.
6.Агрессивный контакт следует отличать от импульсивных агрессивных действий по отношению к окружающим людям. Обычно агрессия подобного типа появляется при заметном повышении их психического тонуса, уменьшении тревожности, смягчении страхов и представляет собой спонтанную попытку примитивного контакта с окружающими.
7. Агрессия по отношению к окружающим людям - направленные агрессивные действия, сочетающиеся с ожиданием негативной реакции на них со стороны взрослого.
Проявления стереотипии: стереотипность поведения аутичных детей, так же как и аутостимуляция, является для них наиболее доступным способом адаптации к окружающему миру, при которой гарантируется стабильность, надежность этого мира.
Развитие социально-бытовых навыков: они мало способны к подражанию и долго и трудно приобретают навыки самообслуживания. Ребенок мало направлен на самообслуживание. Аутичный ребенок не очень уверен в своем успехе, теряется при возникновении малейших затруднений, нуждается в помощи.
Проблемы еды: часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде.
Одежда: с одежной в семье аутичного ребенка связано множество проблем. Многие дети стараются все с себя снять при первой возможности и дома предпочитают бегать голышом.
Ребенку с аутизмом
намного труднее начать «
Таким образом, клиническая картина синдрома характеризуется большинством авторов как полиморфная и противоречивая, что внешне как бы констатирует с четкостью основных критериев, выделенных Л.Каннером. L. Wing считал, что помимо ядра классического синдрома детского аутизма, существуют и его « периферические варианты». По описанию многих клиницистов, развитие детей с аутизмом чаще всего расценивается как аномальное или вызывает сомнение и тревогу уже в очень раннем возрасте. Проявления синдрома аутизма изменяются в зависимости от возраста и уровня развития пораженного человека. Однако основные моменты клинической картины и общая структура нарушений психического развития при всех вариантах синдрома остаются общими, достаточно характерными и требующими определенным образом организованной коррекционной работы.
Раздел 2. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1.Принципы коррекционной работы при аутизме
Начиная коррекционную работу, мы вторгаемся во внутренний мир ребенка с аутизмом, в его жизнь, хотя он сам не просит нас об этом, а порой и сопротивляется доступными ему способами. Если у родителей есть тревога или сомнения, не навредит ли предлагаемый специалистом коррекционный подход их ребенку, лучше не прибегать к такой помощи. Как правило, родители чувствуют - по крайне мере, должны чувствовать - своего ребенка лучше, чем самый компетентный профессионал. Доверие родителей к специалисту, основанное на любви к ребенку, осторожная уверенность специалиста в том, что он своим воздействием не навредит, совершенно необходимы для того, чтобы коррекционная работа помогла реализовать потенциал развития, который заложен в ребенке.
Родителям и специалистам важно понять, насколько адекватны их требования к ребенку, насколько они реалистичны по сравнению с его актуальным состоянием. Кроме того. Чтобы пытаться «изменить» ребенка, надо быть уверенным в том, что эти изменения помогут ему в будущем.