Анализ раннего детского аутизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:52, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ коррекции раннего детского аутизма.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности детей с аутизмом.
3.Проанализировать методы коррекционной работы при аутизме, особенно
альтернативный метод – дельфинотерапию.

Оглавление

Введение………………………………………………….2

РАЗДЕЛ 1. Понятие об аутизме и основных причинах его
возникновения……………………………………….4
1.1. Понятие об аутизме. Основные причины его
возникновения……………………………………….4
1.1.Возрастные особенности психического развития
детей с аутизмом…………………………………………7
Выводы по первому разделу…………………………….13
РАЗДЕЛ 2.Методы коррекционной работы при аутизме………15
2.1. Принципы коррекционной работы при аутизме…….15
2.2. Подвижные игры в коррекционной работе ………….17
2.3. Поведенческая терапия, метод модификации
поведения……………………………………………….21
2.4. Фармакотерапия ………………………………………..24
2.5. Психологическая коррекция…………………………..30
Выводы по второму разделу………………………………32
РАЗДЕЛ 3. Дельфинотерапия…………………………………….33
3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный метод
коррекции аутизма…………………………………….33
Выводы по третьему разделу…………………………………….34
Выводы…………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………39

Файлы: 1 файл

I.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

  Одним из основных отечественных  подходов к коррекции раннего  детского аутизма (РДА) является  подход, разработанный в лаборатории  О.С. Никольской. Это направление  опирается на понимание детского аутизма как нарушения в развитии аффективных механизмов регуляции поведения (механизмы 1 – 4 уровней по О.С.Никольской). В ходе психологической коррекции происходит формирование этих механизмов, выстраивание их правильной иерархии, без чего невозможна эффективная адаптация к окружающему миру. Формирование механизмов аффективной регуляции идет в процессе эмоционального взаимодействия с ребенком, развития и постепенного усложнения различных форм контакта с ним. Очень важно при этом начинать коррекционную работу с доступных ребенку форм эмоционального контакта, определить которые помогают выделенные 4 группы детского аутизма. Каждая из групп характеризуется определенной степенью глубины аутизма и, соответственно, совокупностью доступных и уже освоенных форм контакта. В то же время практикующие специалисты Гилберт К. и Питере Т[7С.50-51] отмечают, что состав детей внутри отдельно взятой группы неоднороден, несмотря на общность в степени выраженности самого аутизма.

  Специфические особенности, отличающие детей друг от друга внутри одной группы, могут быть связаны с разной степенью сформированности у них механизмов аффективной регуляции. Эти особенности можно проследить уже на самых ранних этапах развития, с первых месяцев жизни ребенка. По мнению Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. [15.С64] ход и содержание коррекционной работы должны учитывать индивидуальные варианты формирования аффективных механизмов.

В каждом случае в процессе коррекции происходит разработка всех уровней системы аффективной регуляции поведения. Во время игры мы разрабатываем поначалу свернутый бытовой сюжет, вносим в него подробности и детали, связанные с личным опытом ребенка. Однако логика коррекционной работы, то, с чего мы будем ее начинать и на что опираться, зависит от выраженности проявлений тех или иных аффективных механизмов. Психологические приемы, специфичные для коррекции детей 4 группы, будут сочетаться с одновременным тонизированием механизмов преобладающих уровней и включением их проявлений в социальный контекст. Например, для тонизирования первого уровня подойдет рисование красками, их разбрызгивание, катание на качелях и с горки, любая эмоционально насыщенная «возня» с обязательным ее включением в смысловой контекст игровой ситуации, отмечает  Веденина М.Ю.[5.С. 9-50].

  Тонизируя второй уровень, можно акцентировать внимание ребенка на различных качественных особенностях игрушек, предметов, приятных и уютных бытовых деталях. Иногда бывает полезным вводить в игру какие-то повторы, отвечающие склонности такого ребенка к стереотипности.

  Играя с ребенком, для которого  характерны яркие проявления 3 уровня, необходимо вводить острые переживания  с их положительным разрешением, с приданием им социально одобряемого, героического смысла. К таким  играм относятся, например, игры  в пожарника, спасателя.

 Это примеры лишь самых общих и основных приемов психологической коррекции детей с легкими формами аутизма. В целом они более многообразны и имеют свою специфику на каждом возрастном этапе, на каждом этапе коррекционной работы, считает Каган В.Е.[10.С 123-125].

    Психологическая коррекция  начинается с диагностики проявления  психологического дизонтогенеза  в условиях его общей и игровой  деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирования произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов детей с аутизмом, способствует формированию у них памяти, внимания и восприятия. В процессе занятий у них создается в последующем возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.

   Особенно важное значение  в воспитании аутичного ребенка  имеет организация его целенаправленного  поведения. Этой цели служит четкий  распорядок дня, формирования стереотипного поведения   в определенных ситуациях, отмечает Лебединский В.В.[ 11.С161-163].

          Таким  образом,  дети с аутизмом могут  сделать значительный прогресс  при правильном использовании  методов коррекции. Чем раньше  начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход лечения. Для того, чтобы понять с чего начинать коррекционную работу необходимо определить ведущее направление: развитие речи, навыков социального взаимодействия, воображения. В свою очередь выбор метода будет зависеть от потребностей конкретного ребенка.

                                  Раздел3.Дельфинотерапия

        3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный метод коррекции   

                                                        aутизма

 

 О том, что общение с дельфином может оказывать лечебное воздействие, было впервые сообщено Лили. Именно тогда была высказана мысль, что коммуникационная «дельфин-человек» может помочь людям более эффективно строить общение между собой, в том числе и в терапевтических целях. Эти идеи получили развитие и научное обоснование в 1970-х годах в трудах

Д. Натансона с соавторами( 22-26). В нашей стране приоритет в области терапевтических возможностей дельфинов принадлежит Л.Н. Лукиной, которая в течении нескольких десятилетий проводит научные исследования в Государственном океанариуме в Севастополе.

  Невербальный характер общения  между ребенком и дельфином  облегчается задачу для ребенка, делает  его естественным процессом. Важным элементом такого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Установление дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построением позитивных и конструктивных отношений с окружающим людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Игра с дельфинам является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов ребенка. Положительные эмоции от общения с дельфином позволяют значительно стимулировать психическое, речевое и физическое развитие детей.

   При провидении исследований Л.Н. Лукиной[14.С21-22]: были отмечены улучшения познавательных способностей и рост времени концентрации внимания на выполнении зданий у детей с атизмом. У детей с ранним детским аутизмом в 80% наблюдалась положительная динамика одного рода симптомов  (стабилизация ночного сна, уменьшение и исчезновение энуреза, снижение агрессии). Получалось возможность более эффективно обучать детей и формировать у них навык социального взаимодействия.

      Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:

Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч (в футбол и волейбол), общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.

Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.

      Дети с диагнозом аутизм ведут себя с дельфинами своеобразно. Если все без исключения здоровые дети гладят их, разговаривают с ними, наделяя их ласковыми кличками, то некоторые маленькие аутисты на первых порах не смотрят на этих обаятельных морских млекопитающих или относятся к ним негативно. Но терапевтический эффект все равно проявляется – дети становятся спокойнее, доброжелательнее и начинают на дельфина смотреть! Важность этого события, по мнению Чуприковой А.П., Василевской Н.Ю и Келюшок С.В. [20.С16-17] в полной мере могут оценить лишь специалисты или родители детишек.

    У 95 % дельфиньих пациентов  отмечаются сдвиги в лучшую  сторону. Почти у всех, кто страдает  аутизмом, нездоровое пристрастие  только к определенной еде. Но  после лечебных сеансов ребенок, которого раньше можно было условно назвать «чай с булочкой» или «шоколадка», тянется за помидором или ломтиком арбуза.

   Дети с аутизмом, после сеанса дельфинотерапии, начинают понемногу общаться с окружающими людьми.

    После работы с детьми аутистами были получены такие результаты

                                                    (12 человек):

     Критериальные показатели развития детей от 3 до 5 лет жизни

                 характерные для РДА в сравнении  с нормой

Возраст

Норма

Кол-во

дет

Изменения при РДА

Кол-во

дет

3 года

(36месяцев)

1. Словарный запас около 100 слов

2. Многие грамматические  морфемы (множественное Число, прошлое время, предлоги и др.) использует должным образом

3. Эхолалическое повторение  в редких случаях

4. Возрастает использование речи для обозначения «там» и «тогда».

5. Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации.

 6. Обучается взаимодействию со сверстниками.

 7. Замена одного объекта другим (например, вместо кубика используется машинка).

8. Объекты воспринимаются  как имеющие независимую деятельность (например, кукла поднимает свою собственную кружку).

3.

 

1

 

 

 

 

4

 

 

7

 

 

 

5

 

 

 

 

5

 

 

8

 

 

 

3

1. Комбинации слов встречаются  редко()

2. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое

 

3.Эхолалия

 

 

4.У 50-60% детей речь не  осмысленная (без осознания значений).

 

5. Берет родителей за  руку и ведет к объекту и ждет, пока ему дадут предмет.

 

6. Не допускает к себе  других детей.

 

7. Не владеет символической игрой.

 

 

8. Хорошие способности  в моторных манипуляциях.

 

9

 

2

 

 

 

 

8

 

 

5

 

 

 

7

 

 

 

 

7

 

 

4

 

 

 

9

4 года 

(48месяцев)

1. Использует комплексные структуры предложения.

 

 

2. Может поддерживать  тему разговора и добавлять.

 

3. Просит пояснения высказываний.

4. Распределяет роли со  сверстниками в социодраматической игре.

5. Предпочитает друзей  по игре.

6. Социодраматическая игра  – творческая игра с двумя и более людьми.

1

 

 

 

2

 

 

Нет

 

1

 

 

2

 

2

 

1. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.

2. При коммуникации может  использоваться эхолалия.

3. Копирует ведущих ТВ-передач (рекламу).

4. Не способен понять  правила игры.

 

5. Не допускает к себе  других детей.

6. Некоторые действия  направлены на кукол и др.; в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица.

6

 

 

 

5

 

 

2

 

6

 

 

5

 

3

5 лет 

(64 месяца)

1. Используется большой комплекс речевых структур.

 

2. Способен оценивать  предложения как грамматические/неграмматические структуры и делать исправления.

 

3. Речь очень важна  при представлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы.

1

 

 

 

нет

 

 

 

 

 

нет

1. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени).

2. Неправильно использует  высказывания, не может поддержать разговор. Нарушены тон и ритм речи.

3. Нет социодраматической  игры. Нет способностей к пантомиме.

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

4

 


 

                                               

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВЫВОДЫ

         Эффективность  описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использование или чередовании с занятиями в домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.

         Успех социальной  адаптации аутичного ребенка, занимающегося  в коррекционной группе либо в другом социальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, психиатра, психолога и логопеда.

       Ход развития аутичного ребенка  достаточно сложный. Он характеризуется отсутствием речи или малым словарным запасом, отличии нормально развивающихся детей. Наблюдается во многих случаях разлад во взаимоотношениях с окружающими, особенно с детьми. Иногда симпатии и желание общаться выражаются через щипание, сильное жимание, даже через агрессию направленную на объект симпатии. Аутичные дети не всегда способны понять правила игры. Не имеют играть в символические игры.

  Говоря о актуальности и эффективности дельфинотерапии, можно отметить, что  дельфины дают тот толчок и запускают те механизмы, которые способствуют активации коры головного мозга. Кроме того, дельфинотерапию можно сравнить с работой нитки и иголки. Дети закрываются в себе, окружают себя непроницаемой оболочкой и таким образом не развиваются. Поэтому общение с дельфином – это именно та иголка, которая будто пробивает скорлупу и подталкивает ребенка к общению. Так же как иголка, пробивая ткань, тянет за собой нитку, сначала у ребенка налаживается контакт «дельфин-ребенок». А когда к терапии подключаются другие специалисты и дополнительные методы, то ребенок становится открытым и готовым к общению с внешним миром.

 

 

                         

                      

                        Список используемой литературы

1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М., Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: -Центр традиционного и современного образования «Теревинф».-1997. –С.288

2. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.- М.,1999.

   3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. Исцеление: Альманах. — М., 1993.   — С. 154-165.

  4. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом. // Альманах "Исцеление". — 1993. С.161-165.

Информация о работе Анализ раннего детского аутизма