Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:52, реферат
Целью данного реферата является анализ коррекции раннего детского аутизма.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности детей с аутизмом.
3.Проанализировать методы коррекционной работы при аутизме, особенно
альтернативный метод – дельфинотерапию.
Введение………………………………………………….2
РАЗДЕЛ 1. Понятие об аутизме и основных причинах его
возникновения……………………………………….4
1.1. Понятие об аутизме. Основные причины его
возникновения……………………………………….4
1.1.Возрастные особенности психического развития
детей с аутизмом…………………………………………7
Выводы по первому разделу…………………………….13
РАЗДЕЛ 2.Методы коррекционной работы при аутизме………15
2.1. Принципы коррекционной работы при аутизме…….15
2.2. Подвижные игры в коррекционной работе ………….17
2.3. Поведенческая терапия, метод модификации
поведения……………………………………………….21
2.4. Фармакотерапия ………………………………………..24
2.5. Психологическая коррекция…………………………..30
Выводы по второму разделу………………………………32
РАЗДЕЛ 3. Дельфинотерапия…………………………………….33
3.1. Дельфинотерапия, как альтернативный метод
коррекции аутизма…………………………………….33
Выводы по третьему разделу…………………………………….34
Выводы…………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………39
В силу нарушений поведения,
характерных для аутизма, в любой
семье, в которой есть такой
ребенок, сталкиваются с проблемой
насилия- т.е. выполнения по отношению
к нему какого-то действия вопр
Если специалист начинает заниматься с ребенком, он должен быть максимально открыт контакту, объяснять все непонятные в работе моменты, принимать к сведенью все соображения, высказываемые родителями. Если возникает противоречие во мнениях относительно того или иного аспекта коррекции, то специалист несет ответственность за то, чтобы его точка зрения не воспринималась родителями как истина в последней инстанции. Всегда следует помнить о то, как много существует теорий и методик, относящихся к коррекции аутизма, о том, что ни у одной из этих методик нет монополии на истину. Поэтому специалист должен быть готов к сомнению и к тому, чтоб не скрывать сомнений от родителей ребенка, с которым он работает.
Порой в начале коррекционной работы от матери (или от других близких) можно услышать вопросы: « В чем мы виноваты?», « Почему так случилось?», « За что нас так?» и т.п. Ответить на эти вопросы так, чтобы мать. Отец и др. были удовлетворены, вряд ли кто-то сможет, в том числе и специалист. Поэтому, выслушав страдающего человека, надо помочь ему вернуться в реальную ситуацию настоящего, и задача специалиста - сделать это по возможности естественно и безболезненно. Если это удается, родители начинают думать о конкретных насущных проблемах: как наладить контакт со своим ребенком, как научить его обслуживать себя, говорить простые слова и т.п.
Вопрос о будущем возникает на протяжении всей коррекционной работы и является не менее острым, чем вопрос о прошлом, отмечает ШипицынаЛ.М. [9.С137-143]. Обычно проблема будущего формулируется родителями так: « Станнит ли он таким, как другие дети?», « Заговорит ли он?», « Пойдет ли он в школу?», « Что с ним будет, когда он вырастит?» и т.п. На эти вопросы надо отвечать крайне осторожно, поскольку велика опасность вселить в родителей ложную надежду или не менее ложное отчаяние.
Проблемы целесообразности
коррекционного вмешательства
2.2. Подвижные игры в коррекционной работе
Наиболее известно определение игры, принадлежащее Э. Эриксону (1950): "Игра - это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я".
С точки зрения влияния на развитие, детскую игру подразделяют на:
В 1928 г. А. Фрейд стала
использовать игру как способ
вовлечения ребенка в аналитиче
Игра, отмечает Эльконин [C.220], что это деятельность, возникающая на определенном этапе онтогенеза, как одна из основных, ведущих форм развития психических функций. Это один из способов осознания ребенком мира взрослых, это « арифметика социальных отношений .
Подход к исследованию
игры при аутизме с позиции
теории деятельности по-новому
оценивает и ее коррекционно-
Игра психически больного
ребенка не может быть принята
в отрыве от оценки развития
других видов деятельности на
этапах, предшествующих ее
Функция игры - не бегство к аутистическому удовлетворению желаний, а, наоборот, более глубокое осознание окружающего мира. Такая идея отнюдь не отрицает связь игры с потребностями и мотивами ребенка.
Первые сюжетные игры для детей с аутизмом сначала предельно свернуты. Например, игра в путешествие возможна лишь в варианте « поехали-приехали». Задачей взрослого является постепенное введение в игру ряда деталей: это могут быть сборы в дорогу («Что с собой возьмем?», « Что наденем?»), выбор средств передвижения, подходящей компании, а на определенном этапе возможно введение новых поворотов сюжета. Эта работа очень длительна, успешность ее зависит от того, насколько значимы для ребенка предлагаемые психологом детали, насколько близки они его эффективному опыту.
Создавая новый игровой стереотип можно активно использовать уже имеющийся набор привычек ребенка. Если для ребенка третей или четвертой группы (см. табл.11.) возможно достаточно длительное эмоциональное насыщение и расширение одного игрового стереотипа, то для ребенка второй группы необходимо соединить отдельные, уже привычные моменты взаимодействия.
Игра
позволяет раскрыть
Таким образом,
игра является источником
2.3. Поведенческая терапия, метод модификации
Аутентичное название описываемого подхода - прикладной анализ поведения, который в свою очередь, является одной из отраслей бихевиоризма, на ряду с экспериментальным и концептуальным бихевиоральным анализам. В качестве аналога в американской литературе встречается « модификация поведения». Наименования « поведенческая терапия» или « оперативная терапия» используется в европейской литературе. В настоящей работе будет применять термин « поведенческая терапия».
Перечислим важнейшие черты, характеризующие поведенческую терапию в целом. Поведенческая терапия, как следует из названия, работает с поведением, а именно- реакциями организма, проводящими наблюдаемые изменения во внешней среде или в самом организме, отмечает Cooper [16.С.9-10].Следовательно, весь коррекционный процесс описывается в терминах поведения, традиционная психологическая терминология используется в ограниченном объеме.
Целью бихевиоральной терапии является формирования некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются нарушения. Поведенческий подход является социально ориентированным.
Систематическое построение поведенческой терапии на основе точного применения упомянутых принципов служит гарантией продуманности и эффективности коррекционного процесса. Степень эффективности поведенческой терапии оценивается и демонстрируется ее построением по модели естественно-научного эксперимента.
Поведенческая терапия
построена как процесс
На начальных этапах работы с аутичными детьми по методикам поведенческого подхода фактически неизбежны реакции протеста и негативных эмоций со стороны ребенка.
В поведенческой терапии
имеет место завышенная оценка
возможностей коррекции
Предполагается, что если
коррекционный процесс не
Организация специальных воздействий, направленных на коррекцию проблем поведения- самое трудное в работе с аутичными детьми. Для того, чтобы эффективно влиять на проблемы поведения, используются методы поведенческой терапии, требуется многолетний опыт, высокий профессионализм. В некоторых случаях можно использовать общие принципы бихевиорального подхода к коррекции проблем поведения, с осторожностью применять некоторые приемы работы. Остановимся на основных моментах, связанных с коррекцией проблем поведения в рамках поведенческого подхода.