Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Оценка, баллы |
Характеристика |
<21 |
Практическая непригодность к выполнению функций руководителя |
21—27 |
низкий уровень пригодности к выполнению функций руководителя |
28—36 |
средний уровень пригодности к выполнению функций руководителя |
>36 |
высокий уровень пригодности к выполнению функций руководителя |
Номер признака |
Содержание признака |
Оценка, баллы |
1,1 |
Проявляет интерес к деятельности руководителя |
|
1,2 |
Самостоятельно включается в организаторскую работу |
|
1,3 |
Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы) |
|
1,4 |
Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя |
|
1,5 |
Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений членов коллектива (группы) |
|
1,6 |
Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы) |
|
Средний балл |
||
2,1 |
Считает, что главное — это результат и качество труда |
|
2,2 |
Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы) |
|
2,3 |
Считает необходимым поддержание дисциплины |
|
2,4 |
Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты |
|
2,5 |
Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива (группы) |
|
2,6 |
Считает, что отношения не должны носить формальный характер |
|
2,7 |
Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) |
|
Средний балл |
||
3,1 |
Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) |
|
3,2 |
Стремится получить социальное признание |
|
3,3 |
Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности |
|
3,4 |
Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы) |
|
3,5 |
Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности |
|
3,6 |
Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы |
|
3,7 |
Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой) |
|
Средний балл |
||
4,1 |
Способен давать точные характеристики |
|
4,2 |
Способен быстро оценивать особенности и состояние других людей |
|
4,3 |
Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком |
|
4,4 |
Способен анализировать особенности поведения других людей |
|
4,5 |
Способен к сопереживанию и сочувствию |
|
4,6 |
Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам |
|
4,7 |
Способен ориентироваться во взаимоотношениях |
|
Средний балл |
||
5,1 |
Способен находить правильный тон во взаимоотношениях |
|
5,2 |
Способен находить индивидуальный подход к людям |
|
5,3 |
Способен проявлять участливость, приходить на помощь |
|
5,4 |
Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах |
|
5,5 |
Способен проявлять взвешенность в оценках |
|
5,6 |
Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости |
|
5,7 |
Способен общаться с людьми без грубости и чванства |
|
Средний балл |
||
6,1 |
Способен воздействовать убедительностью доводов |
|
6,2 |
Способен к волевому воздействию |
|
6,3 |
Способен к эмоциональному воздействию |
|
6,4 |
Способен воздействовать личным примером (действием) |
|
6,5 |
Способен вызывать уверенность в успехе дела |
|
6,6 |
Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу) |
|
6,7 |
Способен правильно выбрать момент для воздействия |
|
Средний балл |
||
7,1 |
Способен смело предъявлять требования |
|
7,2 |
Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований |
|
7,3 |
Способен проявлять гибкость в требованиях |
|
7,4 |
Способен проявлять настойчивость в требованиях |
|
7,5 |
Способен проявлять постоянство в требованиях |
|
7,6 |
Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа) |
|
7,7 |
Способен находить должную меру требования |
|
Средний балл |
||
8,1 |
Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей |
|
8,2 |
Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости |
|
8,3 |
Способен к доброжелательной критике |
|
8,4 |
Способен логично и аргументировано делать критические замечания |
|
8,5 |
Способен проявлять глубину и сущность в критических замечаниях |
|
8,6 |
Способен точно дифференцировать поведение и действия людей |
|
8,7 |
Способен к самокритичности в оценках своего поведения |
|
Средний балл |
||
9,1 |
Способен объективно оценить свои успехи и неудачи |
|
9,2 |
Способен работать с полной отдачей сил |
|
9,3 |
Способен довести до конца начатое дело |
|
9,4 |
Способен интересы дела ставить выше личных интересов |
|
9,5 |
Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя |
|
9,6 |
Способен признавать ошибочность своих решений |
|
9,7 |
Способен ответственно выполнять любую работу |
|
Средний балл |