Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:19, курсовая работа
Цель работы – изучить специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Гипотеза - нет группы без лидера
Объект исследования - выявление лидерских качеств.
I. Введение 3
II. Теоретическая часть
1. Специфика лидерства. 4
2. Теории лидерства. 7
3. Функции лидера. Стиль лидерства. 10
4. Восприятие лидера группой. 14
5. Современные модели лидерства. Плата за лидерство. 17
III. Практическая часть 21
IV. Заключение 35
V. Список литературы 36
Содержание
I. Введение
II. Теоретическая часть
1. Специфика лидерства.
2. Теории лидерства.
3. Функции лидера. Стиль лидерства.
4. Восприятие лидера группой.
5. Современные модели лидерства. Плата за лидерство. 17
III. Практическая часть
IV. Заключение
V. Список литературы
Введение.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства.
В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную
роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Проблема лидерства изучается многими учеными в разных дисциплинах; интерес исследователей закономерен – в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых, на определенном этапе развития является выдвижение лидера. Важность изучения лидерства обусловлена и силой его влияния на развитие группы. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций.
Цель работы – изучить специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Гипотеза - нет группы без лидера
Объект исследования - выявление лидерских качеств.
Предмет:
Способность к лидерству (выраженность качеств лидера).
Задачи:
Рассмотреть теории лидерства, функции лидера
Рассмотреть восприятие лидера группой
Провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.
Специфика лидерства.
Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
Лидерство может быть формальным (официальное руководство) и неформальным.
Руководитель –наделен законной властью для воздействия на других (руководитель отдела, подразделения, староста учебных групп и пр.). Формальные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возможность представлять группу в целом и защищать ее интересы перед организацией. В некоторых ситуациях группа сама избирает формального лидера (вместо того чтобы назначить кого-то главой комитета, декан может предоставить право комитету самому избрать председателя из своей среды). Во время работы группа может иметь только одного формального лидера, но лидерские функции могут выполнять несколько человек.
Неформальные лидеры – это члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры – это члены группы, авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы. Неформальные лидеры не обладают законной властью, их влияние основано, скорее, на компетентности и авторитете.
Существует большое количество определений лидерства. Различные подходы акцентируют внимание на той или иной стороне достаточно сложного комплекса отношений, в которые вступают лидер и ведомые. Р.Стогдилл классифицировал все определения лидерства по одиннадцати ключевым идеям, позволившим сгруппировать эти в соответствии с ними.
1. Лидерство как центр групповых интересов. Лидер является духовно-эмоциональным центром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы.
2. Лидерство как проявление личностных черт. Этот подход предполагает выявление наиболее оптимального набора личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться лидерских позиций в конкретной группе или организации и удерживать их.
3. Лидерство как искусство достижения согласия. Акцент делается на обязательно присущем эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умении улаживать конфликты. Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.
4. Лидерство как действие и поведение. Акцент – на поведенческих аспектах лидерства. Лидерское поведение – любые действия, которые совершает лидер для управления и координации работы группы.
5. Лидерство как инструмент достижения цели или результата. Эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы.
6. Лидерство как взаимодействие. Согласно этому подходу необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство понимается как эффект группового действия.
7. Лидерство как умение убеждать. Лидер управляет путем убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для многих политических и общественных (чаще всего неформальных) организаций.
8. Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Большое значение придается анализу межличностных отношений.
9. Лидерство как отношения власти. Форма лидерских отношений, которая рассматривается как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей.
10. Лидерство как дифференциация ролей. Каждый участник взаимоотношений «лидерство – подчинение» рассматривается как ролевая дифференциация. Процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы.
11. Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы.
Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи, принимая на себя при этом определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
Теории лидерства.
Понятие лидерства фактически стали изучать только в ХХ в., и соответствующие теории распались на несколько групп, причем каждая теория внесла свой вклад в общую сокровищницу знаний о предмете путем постановки принципиальных вопросов, которые другие теории развивали или опровергали.
Теория врожденных черт. Исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала ХХ в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Этот подход к теории лидерства был популярен вплоть до 40-х годов ХХ в. Его основная мысль – лидерами рождаются, а не становятся. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. В 30-е годы в США были предприняты исследования с целью определения черт прирожденных лидеров. Исследователи считали, что если они изучат характеры ряда людей, которые находятся на высших постах в промышленности, торговле и вооруженных силах, определят, что у них общего, то получат черты «прирожденного лидера». Эти наборы черт тщательно фиксировались, поскольку должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров. Но быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт не решаема. В 1940 году К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р.Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Это дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.
Ситуационные теории. Эти теории, будучи продолжением поведенческих теорий, возникли в 60-е годы ХХ в. и в настоящее время они все еще служат полезным ориентиром. Идея, лежащая в основе теории ситуационного лидерства гласит, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации.
Здесь прежде всего следует упомянуть работы Ф.Фидлера. Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, он пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости оттого, что именно требуется в конкретной ситуации). В одних случаях приоритеты должны быть отданы непосредственно решению производственных задач (например, техническому обеспечению производства, разработке инструкций и предписаний), в то время как в других наибольшего внимания руководитель потребуют вопросы взаимоотношений в коллективе, мотивации его членов, группового принятия решений. Фидлер также определил три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
· взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности отношений, взаимного уважения);
· характер регламентации труда;
· возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
В соответствии с этим Фидлер предложил два основных направления повышения эффективности руководящей деятельности: а) приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а так же стимулирования и как крайняя мера – замена одного лидера другим, в большей мере отвечающим требованиям данного участка производства) и б) изменить ситуацию. Это может быть достигнуто, например, посредством наделения руководителя дополнительными полномочиями по стимулированию работников и их продвижению.
Вопрос о том, какой стиль следует предпочесть, должен решаться в зависимости от степени зрелости тех, кем приходится руководить, следует учитывать, какими возможностями располагают подчиненные и насколько они заинтересованы в успешном выполнении работы
Функции лидера.
Роль лидера может быть рассмотрена с позиции анализа его специфических функций. Многие функции входят, прежде всего, в круг обязанностей формальных руководителей, как первичных коллективов, так и крупных организаций. Как отмечает Ю.Н. Емельянов, специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных группах решающее значение имеют совершенно иные функции, нежели в "авторитарных". Эти функции качественно различны.
Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. В круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции заключается в предписании работы другим членам группы.
Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Функция включает в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.
Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника:
· Указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией.
· Указание снизу, т.е. решение самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он также вовлечен в выработку этих целей и методов.