Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Заключение
В рамках данного теоретико-эмпирическогого исследования были изучены психологические качества и особенность лидера.
Для этого провели анализ литературы по проблеме лидерства в академических группах, рассмотрели теоретические положения, касающиеся феномена лидерства как сложного интегрального процесса формирования личности студента и также формирование студенческих групп.
Таким образом, в ходе данного исследования было опровергнуто предположение, что лидер является руководителем в данной группе. Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что неформальный лидер и рукводитель это один человек было не верным. Об этом свидетельствует тот факт, что после анализа результатов испытуемых наиболее высоко выраженные качества руководителя были у формального лидера группы. Не смотря на тот факт, что по полученным результатам руководитель не является лидером он имеет значительное влияние на группу, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. В проведенном исследовании была предпринята попытка исследовать эту взаимосвязь, однако в рамках дипломной работы не представляется возможным охватить весь перечень аспектов этой проблематики. Поэтому мы считаем, что проблема лидерства требует дальнейшей разработки. Исследования в данном направлении и полученные в ходе их проведения результаты способны внести вклад в практику психологического консультирования.
При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.
В ходе исследования была изучены:
C учетом особенностей
Список литературы:
Приложение
Приложение 1
Методика «Лидер» В.Б. Шапарь.
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да,
б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие
из окружающих вас людей
а) да,
б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да,
б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да,
б) нет.
5. Испытываете ли вы
а) да,
б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да,
б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да,
б) нет.
8. Испытываете ли вы
а) да,
б) нет.
9. Теряли ли вы иногда
а) да,
б) нет.
10. Доставляет ли вам
а) да,
б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да,
б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да,
б) нет.
13. Считаете ли вы себя
а) да,
б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да,
б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да,
б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да,
б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да,
б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии
на профессиональную тему
а) да,
б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да,
б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да,
б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении
инициативы заставить вас
а) да,
б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь
понять и по достоинству
а) да,
б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да,
б) нет.
29. Какой из следующих двух
руководителей для вас
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный,
б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да,
б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на
собрании и совещании, если считаете
ваше мнение единственно
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои
а) да,
б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да,
б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь к
а) согласен,
б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да,
б) нет.
39. Считаете ли вы свои
а) да,
б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да,
б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?