Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
 рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
 обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
 провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
 проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа для загрузки.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рамках данного теоретико-эмпирическогого исследования были изучены психологические качества и особенность лидера.

Для этого провели анализ литературы по проблеме лидерства в академических группах, рассмотрели теоретические положения, касающиеся феномена лидерства как сложного интегрального процесса формирования личности студента и также формирование студенческих групп.

Таким образом, в ходе данного исследования было опровергнуто предположение, что лидер является руководителем в данной группе. Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что неформальный лидер и рукводитель это один человек было не верным. Об этом свидетельствует тот факт, что после анализа результатов испытуемых наиболее высоко выраженные качества руководителя были у формального лидера группы. Не смотря на тот факт, что по полученным результатам руководитель не является лидером он имеет значительное влияние на группу, о чем свидетельствуют полученные результаты.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. В проведенном исследовании была предпринята попытка исследовать эту взаимосвязь, однако в рамках дипломной работы не представляется возможным охватить весь перечень аспектов этой проблематики. Поэтому мы считаем, что проблема лидерства требует дальнейшей разработки. Исследования в данном направлении и полученные в ходе их проведения результаты способны внести вклад в практику психологического консультирования.

При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.

В ходе исследования была изучены:

  • литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и зарубежных авторов;
  • определены особенности лидерства;

C учетом особенностей руководства  в академических группах студентов, определены качества, которые необходимы  лидеру для успешного руководства. Это:

  • знание проблем организации и качеств ее членов;
  • умение анализировать, принимать решения, выносить суждения;
  • умение убеждать;
  • владеть искусством общения с людьми;
  • эмоциональная устойчивость;
  • целеустремленность;
  • наличие творческого подхода к решению проблем;
  • гибкость ума;
  • умение прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • умение использовать методы мотивации;
  • организаторские способности.

Список литературы:

  1. Г.Г. Дилигинский: «Социально-политическая психология», учеб. пособие для вузов – М.: Наука, 1994;
  2. «Энциклопедия психологических тестов: Общение. Лидерство. Межличностные отношения – М.: АСТ, 1997;
  3. С.И. Самыгин: «Психология управления», учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, лицеев – Ростов-на-Дону: Феникс М.: Б.И.,1997;
  4. А.В. Петровский: «Психология в России XX век» Худов В.Ю., Яковлев – М.: Издательство УРАО, 2000;
  5. А.В. Либин: «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», учеб. пособие по специальной психологии, - М.: Смысл, 1999;
  6. В.Н. Квинн: «Прикладная психология», учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологии дисциплин – 4-ое издание международное – СПб.: Питер, 2000;
  7. В.А. Розанова: «Психология управления», учеб. пособие [для студентов аспирантур., преподавателей учебных заведений, руководителям и менеджерам коммерческих организаций] – 2-ое издание, переработанное и дополненное – М.: «Интел-Синтез», 2000;
  8. «Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия», учеб. пособие для студентов вузов, составитель А.Л. Свенцицкий – СПб.: Питер, 2000;
  9. Н.К. Костиненков: «Основы психологии управления», практикум/ Министерство образования Рос. Федерации: Смоленский Государственный Педагогический Университет – Смоленск: СГПУ, 2003;
  10. В.А. Розанова: «Психология управленческой деятельности», учеб, пособие - М.: Экзамен, 2003;
  11. Пол М. Мучинский: «Психология. Профессия, карьера», [учебник], переведен с английского языка Белоусова В – 7-ое издание – СПб.: Питер, 2004;
  12. Кэрол Ойстер: «Социальная психология группы: [эффективная работа с людьми]» К. Ойстер, переведено с английского Исакова О. и др., предисловие науч. Ред. Зимбардо Ф – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК М.: Олма-Пресс, 2004;
  13. Е.И. Рогов: «Психология группы», Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 2005;
  14. Ю.П. Платонов: «путь к лидерству»/Платонов Ю.П. – СПб.: Речь, 2006;
  15. Джонатан Юдиновиц: «Лидерство»/ Дж. Юдиновиц, Р. Кох, Р. Финд: переведено с английского С.В. Гавриленко под ред. Мачинской Т.С. – М.: Эксмо, 2007;
  16. Л.В. Шалагинова: «Психология лидерства» [учебное пособие]/ Л.В. Шалагинова – СПб.: Речь, 2007;
  17. А. И.Савенков: «Лидерство: современная психологическая теория»// ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – Б.М., 2001;
  18. О.Г. Кокорева: «Механизм формирования личности лидера» - Б.М., 2007;
  19. Л.Д. Столяренко: «Психология», учебник для вузов – СПб.: Питер, 2008;
  20. А.А. Карелин: «Большая энциклопедия психологических тестов» Эксмо, 2007.
  21. В.М Снетков: «Психология коммуникаций в организациях». СПб, 2000.
  22. М.Ю. Ананченко: «Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ». - Архангельск, 1999.
  23. В.Ф. Башарин: «Лидерство - одна из доминант современного российского образования». // Среднее профессиональное образование. 1998.
  24. Е.С. Жариков: «Вступающему в должность. Научно-популярный справочник для начинающего руководителя». // М.: Знание, 1985.
  25. Краткий психологический словарь.// Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов на Дону: Феникс, 1998.
  26. Е.В. Кудряшова, В.Р. Суханов: «Особенности лидерства как элемента социального управления». //Философия и образование пространство диалога. Архангельск, 2000.
  27. П.Е. Овсянкин: «Основные модели управления развитием организации». //Инновации в образовании. Каргополь, 2000.
  28. А.А. Овчаров: «Соционика путь к личности», Киев -Новосибирск, 1993.
  29. К.Г Юнг: «Психологические типы», М., 1992.
  30. Г.М. Андреев: «Социальная психология». М., 1996
  31. Ю.Д. Красовский: «Организационное поведение». М., 1999.
  32. Л.Г. Почебут: «Организационная социальная психология». СПб, 2000.
  33. А. И. Донцов: «Психология коллектива». МГУ, 1984.
  34. А.Г. Ковалев: «Коллектив и социально-психологические проблему руководства». М., Политиздат, 1995г.
  35. И.С. Кон: «Социология личности». М., 1987г.
  36. Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубовская: «Психология малой группы». МГУ, 1991.
  37. Е.С.Кузьмин: «Руководитель и коллектив». Лениздат, 1974г.
  38. В.И. Михеев: «Социально – психологические аспекты управления. Стиль и метод руководителя». М., 1975г.
  39. Р.С. Немов: «Социально – психологический анализ эффективной деятельности коллектива», М., 1984г.
  40. В. С. Агеев: «Межгрупповое взаимодействие». - М.: МГУ, 1990.
  41. В.С. Агеев: «Психология межгрупповых отношений», М. МГУ, 1983г.
  42. Г.В. Бороздина: «Психология делового общения». М., 2003.
  43. Р.М. Грановская: «Элементы практической психологии», Изд-во «Свет», СПб., 1997.
  44. Б. Г.Ананьев: «Человек как предмет познания». Л., 1969.
  45. А. Г Асмолов: «Психология личности». М., 1990.
  46. В.В. Белоус: «Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания».// Вопросы психологии, 1991.
  47. А.Б. Збанацкая: «Некоторые аспекты проблемы стилевых особенностей обучения студентов ВУЗа» // Прикладная психология 2006.
  48. Д. Зиглер, Л. Хьелл: «Теории личности. Основные положения, исследования и применение». СПб.: Питер Пресс, 1997.
  49. Е. А. Климов: «Индивидуальный стиль деятельности».// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  50. О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин: «Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции».// Вопросы психологии. 1984.
  51. А. Н. Леонтьев: «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1982.
  52. В. С. Мерлин: «Структура личности. Характер, способности, самосознание». Пермь, 1990.
  53. С.Л. Рубинштейн: «Основы общей психологии». СПб: Издательство "Питер", 2000
  54. Н.И. Шевандрин: «Психодиагностика. Коррекция и развитие личности.» М.:1988.
  55. М. Р.Щукин: «О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности». // Вопросы психологии, 1984.
  56. «Психологические аспекты управления». / Под редакцией Ф.М.Русинова, В.И.Антонова. М.: Экономика, 1984.
  57. А.Я. Хараш: «Руководитель, его личность и деятельность». М., Знание, 1981.
  58. А.Г. Шмелев: «Валидность теста менеджерского потенциала». // Вестн. МГУ. Сер 14. Психология. 1993.
  59. Г.А. Шредер: «Руководить сообразно ситуации»., Пер. с нем. - М.: АО "Интерэксперт", 1994.
  60. Р.Л. Кричевский, А.В. Маржине: «Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом». Кишинев: Штиинца, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 

Методика «Лидер» В.Б. Шапарь.

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Текст опросника:

1. Часто ли вы бываете в  центре внимания окружающих?

а) да,

б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие  из окружающих вас людей занимают  более высокое положение по  службе, чем вы?

а) да,

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да,

б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось  ли вам быть лидером среди  сверстников?

а) да,

б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?

а) да,

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют  нерешительным человеком?

а) да,

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире  есть результат деятельности  небольшого числа выдающихся  людей»?

а) да,

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную  необходимость в советчике, который  мог бы направить вашу профессиональную  активность?

а) да,

б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие  в разговоре с людьми?

а) да,

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие  видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да,

б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать  за столом (на собрании, в компании  и т.п.) такое место, которое позволяло  бы вам быть в центре внимания  и контролировать ситуацию?

а) да,

б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да,

б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да,

б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие  с вами?

а) да,

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной  инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

а) да,

б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не  дало ожидаемых результатов, то  вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений  вам ближе:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете  работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать  острых дискуссий?

а) да,

б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто  ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да,

б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии  на профессиональную тему привлечь  на свою сторону тех, кто раньше  был с вами не согласен?

а) да,

б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями  по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше  быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

а) да,

б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да,

б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении  инициативы заставить вас больше  никогда этого не делать?

а) да,

б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить  людей?

а) да,

б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

а) да,

б) нет.

29. Какой из следующих двух  руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей  руководства, по вашему мнению, наилучший  для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный,

б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается  впечатление, что другие злоупотребляют  вами?

а) да,

б) нет.

32. Какой из следующих двух  «портретов» больше напоминает  вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на  собрании и совещании, если считаете  ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу,

б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы  и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да,

б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство  тревоги, если на вас возложена  ответственность за какое-либо  важное дело?

а) да,

б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь  была хорошей, необходимо, чтобы  решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен,

б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать  что-либо под влиянием мнения  других людей, а, не исходя из  собственной потребности?

а) да,

б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские  способности хорошими?

а) да,

б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись  с трудностями?

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

а) да,

б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша  нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

Информация о работе Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета