Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный университет
Кафедра психологии №1
Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета
Дипломная работа
студентки 5-го курса
физико-математического факультета
очного отделения
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии №1
Смоленск
2009 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы
2.2. Описание и анализ результатов…
2.3 Выводы………………………………………………………………
Заключение…...…………………………………………
Список литературы….………………………………………………
Приложение……...………………………………………
Введение
В условиях интенсивных преобразований, происходящих в российском обществе, исследование факторов лидерства личности, а также изучение возможных качественных преобразований самой личности представляется очень важным и своевременным.
Проблема лидерства является предметом исследования различных наук: философии, социальной философии, социологии, психологии, социальной психологии и др. Междисциплинарный характер понятия и содержания лидерства предполагает изучение данного вопроса во взаимосвязи с различными факторами, прежде всего, во взаимосвязи с факторами окружающей личность действительности. В настоящее время особенно актуальной и значимой, является проблема лидерства в связи с необходимостью определения потенциала российского общества, качественных преобразований в структуре общества и личности, осмысления места и значения личности в происходящих исторических событиях России.
Лидерство является сложным психологическим феноменом, характеризующим источники, движущие силы, направленность и отношения личности. Являясь нераздельной составной частью системы отношений личности, лидерство определяет общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
В научной литературе проблема лидерства рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Так, в исследованиях В.А. Розанова (2000), В.Н. Квинн (2000), А.В. Петровский (2000), А.В. Либин (1999) лидерство выступает, как подразделение в психологическом исследовании.
Г.Г. Дилигинский (1994) и В.М. Снетков (2000), В.Ф. Башарин (1998) Л.Д. Столяренко (2008), Дж. Юдиновиц (2007), Е.И. Рогов (2005) лидерство изучали в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения.
В работах О.Г. Кокорева (2007), М.Ю. Ананченко (1999), Л.В. Шалагинова (2007), П.М. Мучинский (2004), Е.С. Жариков (1985), Л.Г. Почебут (2000), А.Г. Ковалев (1995) и др. лидерство выступает в качестве фактора, мотивирующего личностное поведение.
Формирование лидерских качеств личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека. Одним из важнейших факторов формирования и развития лидерских качеств личности является социокультурная среда, которая, в свою очередь, также претерпевает ряд изменений в силу объективных - исторических, экономических, социально-политических, и субъективных причин.
Одним из этапов в развитии и формировании личности человека является студенчество.
Представляется важным и необходимым исследовать влияние социокультурной среды на лидерские качества личности в студенческой среде. Такое влияние в студенческой среде осуществляется на макроуровне взаимодействия личности с социокультурной действительностью. Выступая как, объединитель, организатор, защитник интересов студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.
Все вышеизложенное определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Актуальность исследования: Проблема лидерства является одной из наиболее актуальных проблем в психологической науке. Особенно актуальной эта проблема стала в наши дни.
Объект исследования – социальное лидерство в сфере студенческой жизни.
Предмет исследования – проблемы лидерства в академических группах студентов высших учебных заведений, как аспект социального лидерства.
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
В результате исследования автор предполагает обобщить теоретические наработки в области лидерства западных и отечественных исследователей, изучить опыт лидерства и руководства конкретного лидера и предложить собранные материалы студентам и преподавателям.
Характеристика выборки: Исследование проводилось на базе студенческой группы второго курса физико-математического факультета, специальности информатика и английский язык. В исследовании приняли участие 20 студентов.
Гипотеза исследования: условия развития благоприятных межличностных отношений в студенческом коллективе наличие лидера в академической группе.
Методы исследования: психодиагностический (тестирование), количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов.
Методики исследования:
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, выводы, теоретические обобщения могут быть использованы в процессе составления программ тренинга – семинаров в подготовке руководителей, в качестве эффективного средства развития стабильных межличностных отношений в коллективе.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами и схемами.
Глава 1 Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования
Лидерство и руководство рассматриваются в психологии как групповые процессы. Под лидерством и руководством понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений, полагает Н.К. Костиненков [9].
Лидерство и руководство близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью. Руководство чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы, полагает О.Г. Кокорева [18].
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, полагает Дж. Юдиновиц [15].
Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает, как регламентированный обществом правовой процесс считает Дж. Юдиновиц [15].
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в студентов, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к изменениям.
Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям коллектива. Чаще всего руководитель по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидер, наоборот, сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения коллектива к делу пишет В.А. Розанова [7].
Г.Г. Дилигенский [1], выделял три основных элемента руководства:
Проанализировав теоретическое исследование Г.Г. Дилигенского [1], констатируем, что конечной целью деятельности руководителя является достижение целей коллектива, что он делает не без помощи коллектива. Привычной манерой поведения руководителя по отношению к коллективу, является оказание влияния для побуждения коллектива к достижению целей – это и есть стиль руководства коллективом.
В любой социальной группе существуют восемь социальных ролей, руководителю коллектива необходимо знать эти роли полагает А.В.Либин (1999):
Таким образом, чтобы коллектив успешно справлялся с поставленной целью индивидам как личностям, необходимо в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении этих ролей следует исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий руководителя пишет Л.Д. Столяренко [19].
Ю.Д. Красовский [31] предлагает рассмотреть, основные отличия между руководителем и лидером: неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, «сверху» и ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Так, например, староста – это студент, выдвинутый на роль руководителя в студенческом коллективе В.А. Розанова [10].
Авторы В.А. Розанова, А.Л. Свинцицкий, и др. считают, что все цели коллектива достигаются, если руководителю удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но на практике они часто не только не совмещаются, но и оказываются противоположными. Руководитель от части берет на себя функции лидера. Если для лидера нравственные критерии стоят на первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.