Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
 рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
 обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
 провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
 проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа для загрузки.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный университет

Кафедра психологии №1

 

 

 

 

 

 

Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

студентки 5-го курса

физико-математического факультета

очного отделения

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии №1

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2009 г.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства

    1. Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
    2. Особенности формирования студенческого коллектива…….21
    3. Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
    4. Выводы…………………………………………………………..39

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах

2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43

2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44

2.3 Выводы……………………………………………………………………54

Заключение…...……………………………………………………………...55

Список литературы….……………………………………………………..57

Приложение……...…………………………………………………………..62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях интенсивных преобразований, происходящих в российском обществе, исследование факторов лидерства личности, а также изучение возможных качественных преобразований самой личности представляется очень важным и своевременным.

Проблема лидерства является предметом исследования различных наук: философии, социальной философии, социологии, психологии, социальной психологии и др. Междисциплинарный характер понятия и содержания лидерства предполагает изучение данного вопроса во взаимосвязи с различными факторами, прежде всего, во взаимосвязи с факторами окружающей личность действительности. В настоящее время особенно актуальной и значимой, является проблема лидерства в связи с необходимостью определения потенциала российского общества, качественных преобразований в структуре общества и личности, осмысления места и значения личности в происходящих исторических событиях России.

Лидерство является сложным психологическим феноменом, характеризующим источники, движущие силы, направленность и отношения личности. Являясь нераздельной составной частью системы отношений личности, лидерство определяет общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

В научной литературе проблема лидерства рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Так, в исследованиях В.А. Розанова (2000), В.Н. Квинн (2000), А.В. Петровский (2000), А.В. Либин (1999) лидерство выступает, как подразделение в психологическом исследовании.

Г.Г. Дилигинский (1994) и В.М. Снетков (2000), В.Ф. Башарин (1998) Л.Д. Столяренко (2008), Дж. Юдиновиц (2007), Е.И. Рогов (2005) лидерство изучали в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения.

В работах О.Г. Кокорева (2007), М.Ю. Ананченко (1999), Л.В. Шалагинова (2007), П.М. Мучинский (2004), Е.С. Жариков (1985), Л.Г. Почебут (2000), А.Г. Ковалев (1995) и др. лидерство выступает в качестве фактора, мотивирующего личностное поведение.

Формирование лидерских качеств личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека. Одним из важнейших факторов формирования и развития лидерских качеств личности является социокультурная среда, которая, в свою очередь, также претерпевает ряд изменений в силу объективных - исторических, экономических, социально-политических, и субъективных причин.

Одним из этапов в развитии и формировании личности человека является студенчество.

Представляется важным и необходимым исследовать влияние социокультурной среды на лидерские качества личности в студенческой среде. Такое влияние в студенческой среде осуществляется на макроуровне взаимодействия личности с социокультурной действительностью. Выступая как, объединитель, организатор, защитник интересов студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.

Все вышеизложенное определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Актуальность исследования: Проблема лидерства является одной из наиболее актуальных проблем в психологической науке. Особенно актуальной эта проблема стала в наши дни.

Объект исследования – социальное лидерство в сфере студенческой жизни.

Предмет исследования – проблемы лидерства в академических группах студентов высших учебных заведений, как аспект социального лидерства.

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:

  • проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
  • рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
  • обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
  • провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
  • проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

В результате исследования автор предполагает обобщить теоретические наработки в области лидерства западных и отечественных исследователей, изучить опыт лидерства и руководства конкретного лидера и предложить собранные материалы студентам и преподавателям.

Характеристика выборки: Исследование проводилось на базе студенческой группы второго курса физико-математического факультета, специальности информатика и английский язык. В исследовании приняли участие 20 студентов.

Гипотеза исследования: условия развития благоприятных межличностных отношений в студенческом коллективе наличие лидера в академической группе.

Методы исследования: психодиагностический (тестирование), количественно-качественный и статистический анализ полученных результатов.

Методики исследования:

  1. Методика «Лидер» (В.Б. Шапарь, 2002).
    1. Методика «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера, 2006).
  1. Опросник «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» (А. А. Карелин, 2007).

Практическая значимость исследования. Результаты исследования, выводы, теоретические обобщения могут быть использованы в процессе составления программ тренинга – семинаров в подготовке руководителей, в качестве эффективного средства развития стабильных межличностных отношений в коллективе.

Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Текст работы иллюстрирован таблицами и схемами.

Глава 1 Теорико-методологические основы лидерства

1.1 Руководство – лидерство  как феномен психологического  исследования

 

Лидерство и руководство рассматриваются в психологии как групповые процессы. Под лидерством и руководством понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений, полагает Н.К. Костиненков [9].

Лидерство и руководство близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью. Руководство чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы, полагает О.Г. Кокорева [18].

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, полагает Дж. Юдиновиц [15].

Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает, как регламентированный обществом правовой процесс считает Дж. Юдиновиц [15].

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в студентов, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к изменениям.

Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям коллектива. Чаще всего руководитель по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидер, наоборот, сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения коллектива к делу пишет В.А. Розанова [7].

Г.Г. Дилигенский [1], выделял три основных элемента руководства:

  1. руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей;
  2. руководством является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, студентов и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д. Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства;
  3. руководство – обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют руководителя либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а не иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть.

Проанализировав теоретическое исследование Г.Г. Дилигенского [1], констатируем, что конечной целью деятельности руководителя является достижение целей коллектива, что он делает не без помощи коллектива. Привычной манерой поведения руководителя по отношению к коллективу, является оказание влияния для побуждения коллектива к достижению целей – это и есть стиль руководства коллективом.

В любой социальной группе существуют восемь социальных ролей, руководителю коллектива необходимо знать эти роли полагает А.В.Либин (1999):

  1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
  2. генератор идей, стремящийся докопаться до истины; воплотить же свои идеи на практике он не в состоянии;
  3. энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
  4. контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею, он исполнителен, но чаще сторонится людей;
  5. искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела, может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно пользуется большой популярность в коллективе;
  6. исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к корпоративной работе, но часто «тонет» в мелочах;
  7. работяга, не стремящийся занять чье-либо место;
  8. шлифовщик, необходим, для того чтобы другие не перешли своих границ.

Таким образом, чтобы коллектив успешно справлялся с поставленной целью индивидам как личностям, необходимо в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении этих ролей следует исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий руководителя пишет Л.Д. Столяренко [19].

Ю.Д. Красовский [31] предлагает рассмотреть, основные отличия между руководителем и лидером: неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, «сверху» и ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Так, например, староста – это студент, выдвинутый на роль руководителя в студенческом коллективе В.А. Розанова [10].

Авторы В.А. Розанова, А.Л. Свинцицкий, и др. считают, что все цели коллектива достигаются, если руководителю удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но на практике они часто не только не совмещаются, но и оказываются противоположными. Руководитель от части берет на себя функции лидера. Если для лидера нравственные критерии стоят на первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

Информация о работе Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета