Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку» пишет Л.Д. Столяренко [19].
В каждом коллективе необходимо иметь человека, отвечающего за контроль и руководство в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Такой вид деятельности руководителя составляет суть его работы, утверждает П.М. Мучинский [11].
Е.С. Кузьмин [37] указывает, что руководитель выполняет основные управленческие функции, к которым относятся планирование, организация, мотивация, контроль над деятельностью ему подчиненных и коллектива в целом.
Руководство – это управление процессами:
Сфера руководства включает три блока:
Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в коллективе и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от занимаемого неформальными лидерами, считает В.Ф. Башарин [23].
Прежде всего, стремление утвердиться в глазах социальной группы побуждает его отождествлять себя с более крупными коллективами, нежели со своей социальной группой. Руководитель может посчитать, что эмоциональная привязанность к коллективу не должна препятствовать ему на пути его самоутверждения, и поэтому отождествление себя с руководящим звеном социальной группы является источником удовлетворения личных амбиций руководителя, полагает А.В. Либин [5].
Дж. Юдиновиц [15] указывает, что если руководитель знает, что не продвинется выше занимаемого положения в коллективе, да и не особенно стремится к этому, то решительно отождествляет себя со своим коллективом и делает все от него зависящее, чтобы защитить интересы своего коллектива. Помимо того, что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями. Приверженность руководителя способна вступить в конфликт с его принадлежностью к руководящему аппарату. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя – примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного организационного подразделения.
Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, и власть – возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Она может принимать различные формы. Американские ученые М. Брауэр и Д. Кэмпбелл выделили следующие виды власти:
Проанализировав написанное выше можно выделить наиболее эффективный вариант власти, он предполагает, что руководитель располагает всеми перечисленными выше видами власти. Описанный эффективный вид власти характеризует компетентного руководителя, пишет Л.В. Шалагтнова [16].
Некомпетентному руководителю, как отмечает Р. Диксон, присущи следующие способности:
Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяют и его управленческий стиль. В.А. Розанова [7] выделяет следующие виды стилей управления:
Взаимоотношения с коллективом, психологический климат и результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем, пишет В.И. Михеев [38].
Основными чертами авторитарного (директивного, диктаторского) стиля управления являются принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря непрестанному контролю этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но обнаруживается больше недостатков, чем достоинств. Среди таковых В.С. Агеев [40] выделяет :
Данный стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях, полагает И.С. Кон [35].
В.С. Агеева [35] пишет, что основными чертами демократического (коллективного) стиля управления являются: принятие управленческих решений после обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициатив коллектива («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими членами коллектива, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности людей, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным полагает В.Н. Квинн [6], так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты обучения, инициативу, активность, удовлетворенность людей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. «Однако реализация такого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникационных способностях руководителя», пишет Л.Д. Столяренко [19].
В.С. Агеева [35] утверждает, что либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления с одной стороны, характеризуется «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования не стремятся достичь), а с другой – «минимум контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие, коллектив не удовлетворен работой, а соответственно и руководителем. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула трудиться добросовестно, работа складывается из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы, полагает В.М. Снетков [21].
М.Ю. Ананченко [22] считает, что непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля управления к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль управления эффективного руководителя отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом, утверждает А.В. Петровский [4].
Ситуативный стиль управления предполагает гибкое реагирование на уровень психологического развития коллектива считают Р. Кох и Р. Финд [15].
Е.С. Жариков [24] утверждает, что среди руководителей встречаются те, кто, прежде всего, преследует свои интересы («карьерист», иногда «манипулятор»). Ради достижения собственных целей, карьеры ими приносятся в жертву интересы дела или люди. Выделяют и таких руководителей («бюрократ»), в центре внимания которых – официальная субординация, инструкции и предписания (ради их соблюдения могут ущемлять интересы коллектива, дела и даже собственные интересы).
В зависимости от особенностей мыслительной, интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей согласно японскому автору Т. Коно: (2000)
Наиболее популярен и эффективен согласно японскому автору Т. Коно считается новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить комфортное управление коллективом. Основные черты данного типа руководителя: энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать, насколько реалистичны и перспективны идеи, быстрое принятие решений и практическое воплощение новаций, терпимость к неудачам, широкое обозрение ситуации, умение работать с людьми, не вдаваясь при этом в их личные проблемы, пишет А.Г.Ковалева [34].
Эффективным стилем управления, по мнению большинства зарубежных специалистов по управлению Ф. Фидлер, Д. Мутон, Р. Блейк и др. является партисипативный стиль (соучастие), которому свойственны следующие черты:
Ф. Фидлер, Д. Мутон, Р. Блейк полагают, что такой стиль управления применим, если: