Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
 рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
 обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
 провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
 проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа для загрузки.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

а) да,

б) нет.

43. Как вы поступите, если вам  предложат произвести реорганизацию  вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да,

б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да,

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый  человек должен сделать что-либо  выдающееся?

а) да,

б) нет.

47. Кем вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее  слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

а) да,

б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей  с более сильной волей, чем  ваша?

а) да,

б) нет.

Оценка результатов и выводы:

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ:

1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Результаты:

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика «Эффективность лидерства» Ф. Фидлер

Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».

Текст опросника:

1. Стремитесь ли вы к использованию  в своей работе новейших достижений?

а) да,

б) нет.

2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству  с другими людьми?

а) да,

б) нет.

3. Какой язык в общении с  коллегами вы предпочитаете?

а) краткий, ясный, точный;

б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.

4. Разъясняете ли вы другим  причины и основания принимаемых  вами решений?

а) да,

б) нет.

5. Доверяют ли вам люди, которые  постоянно или временно находятся  в вашем подчинении?

а) да,

б) нет.

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?

а) да,

б) нет.

7. Поощряете ли вы у подчиненных  вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?

а) да,

б) нет.

8. Помните ли вы имена тех  людей, с которыми общаетесь?

а) да,

б) нет.

9. Предоставляете ли вы свободу  действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?

а) да,

б) нет.

10. Контролируете ли вы ход  выполнения задания вашими подчиненными?

а) да,

б) нет.

11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?

а) да,

б) нет.

12. Выражаете ли вы благодарность  подчиненному за хорошо выполненную  работу?

а) да,

б) нет.

13. Стремитесь ли вы искать  в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?

а) да,

б) нет.

14. Знаете ли вы о том, как  наилучшим образом использовать  положительные качества, имеющиеся  у ваших подчиненных, в работе?

а) да,

б) нет.

15. Знаете ли вы интересы и  потребности ваших подчиненных?

а) да,

б) нет.

16. Умеете ли вы быть внимательным  слушателем?

а) да,

б) нет.

17. Благодарите ли вы сотрудников  за работу в присутствии других?

а) да,

б) нет.

18. Делаете ли вы замечания  своим подчиненным? Если да, то  в какой обстановке?

а) наедине,

б) в присутствии других.

19. Отмечаете ли вы хорошую  работу своих подчиненных, докладывая  об итогах вышестоящему руководителю?

а) да,

б) нет.

20. Доверяете ли вы своим подчиненным?

а) да,

б) нет.

21. Стремитесь ли вы доводить  до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?

а) да,

б) нет.

22. Раскрываете ли вы значение  работы, выполняемой каждым из  ваших подчиненных, для общего  дела?

а) да,

б) нет.

23. Оставляете ли вы себе и  подчиненным время для планирования работы?

а) да,

б) нет.

24. Есть ли у вас план повышения  своей квалификации?

а) да,

б) нет.

25. Имеется ли у ваших подчиненных  план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного  рода)?

а) да,

б) нет.

26. Регулярно ли вы читаете  специальную литературу?

а) да,

б) нет.

27. Имеете ли вы библиотеку  новейшей литературы по вашей  специальности?

а) да,

б) нет.

28. Заботитесь ли вы о состоянии  своего здоровья, сохранении и  повышении работоспособности?

а) да

 б) нет.

29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

а) да,

б) нет.

30. Проводите ли вы лично обучение  своих подчиненных с целью  улучшения качества и повышения  эффективности их работы?

а) да,

б) нет.

31. Знаете ли вы о том, на  какие качества работника необходимо  ориентироваться при его приеме на работу?

а) да,

б) нет.

32. С желанием ли вы занимаетесь  разбором жалоб и удовлетворением  персональных просьб, исходящих  от подчиненных?

а) да,

б) нет.

33. Сохраняете ли вы психологическую  дистанцию в общении с подчиненными?

а) да,

б) нет.

34. Относитесь ли вы к своим  подчиненным со вниманием и  уважением?

а) да,

б) нет.

35. Уверены ли вы в себе?

а) да,

б) нет.

36. Хорошо ли вы знаете свои  сильные и слабые стороны?

а) да,

б) нет.

37. Часто ли вы проявляете  творчество в работе?

а) да,

б) нет.

38. Регулярно ли вы повышаете  свою квалификацию на специальных  курсах, семинарах и т.п.?

а) да,

б) нет.

39. Достаточно ли гибко вы  себя ведете при принятии решений  и в общении с людьми?

а) да,

б) нет.

40. Готовы ли вы изменить стиль  своего руководства, если потребуется?

а) да,

б) нет.

Оценка результатов и выводы:

Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты. За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов:

Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.

Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Опросник: «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» А.А. Карелин.

Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием ее успешного осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).

В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности 7 признаков каждой характеристики:

  1. определенность раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности;
  2. осознанность — осознание целей организаторской деятельности;
  3. целеустремленность — приоритет мотивов организаторской деятельности
  4. ; избирательность — способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива;
  5. тактичность — способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
  6. действенность — способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения;
  7. требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации;
  8. критичность — способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм;
  9. ответственность — способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

Психолог-исследователь определяет группу экспертов. Группа может быть представлена всем трудовым (учебным) коллективом либо отдельными его представителями. Важно, чтобы эксперты хорошо знали как оцениваемого руководителя, так и характер его деятельности.

Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты-подчиненные, эксперты-руководители равного с оцениваемым ранга, эксперты-руководители более высокого ранга). В зависимости от конкретных условий исследование либо может проводиться на собрании экспертов в каком-либо помещении аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспертом индивидуально.

Экспертом разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланка экспертной оценки не подписывают.

Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из 9 характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить:

Информация о работе Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета