Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
 рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
 обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
 провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
 проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа для загрузки.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

2.1.3. Опросник «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» (А. А. Карелин) (см. приложение 3).

Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием ее успешного осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К такому, относятся, деятельность руководителя. При решении вопросов подбора руководителей, формирование кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя. Данный опросник оценивает девять личностных характеристик руководителя:

  1. определенность – раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности;
  2. осознанность – осознание цели организаторской деятельности;
  3. целеустремленность – приоритет мотивов организаторской деятельности;
  4. избирательность – способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива;
  5. тактичность – способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
  6. действенность – способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения;
  7. требовательность – способность проявлять требовательность к различным формам в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации;
  8. критичность – способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм;
  9. ответственность – способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

 

2.2 Описание и анализ  результатов исследования

 

Для проведения исследования на выявление лидера среди студентов в группе физико-математического факультета был выбран второй курс специальности информатика и английский язык, так как именно на втором курсе группа уже сформировалась как коллектив, в котором начинают проявляться лидерские качества студентов.

В исследовании принимало участие двадцать испытуемых. Испытуемым были предложены две методики и один. Первая методика

«Лидер» (В.Б. Шапарь) состоял из пятидесяти вопросов, испытуемые должны были выбрать один вариант ответа в каждом вопросе (см. приложение 1). Данная методика позволила определить лидера. Полученные результаты в ходе исследования отображены в сводной табл. 1.

Таблица 1

Сводная таблица показателей качеств лидерства в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

Испытуемый

Качества лидера

Слабо выражены (до 25 баллов)

Средне выражены (от 26 до 35 баллов)

Сильно выражены (от 36 до 40 баллов)

Лидер, склонный к диктату (более 40 баллов)

Испытуемый 1

19

0

0

0

Испытуемый 2

23

0

0

0

Испытуемый 3

0

34

0

0

Испытуемый 4

0

26

0

0

Испытуемый 5

25

0

0

0

Испытуемый 6

0

26

0

0

Испытуемый 7

24

0

0

0

Испытуемый 8

0

35

0

0

Испытуемый 9

0

0

37

0

Испытуемый 10

0

31

0

0

Испытуемый 11

23

0

0

0

Испытуемый 12

0

34

0

0

Испытуемый 13

0

26

0

0

Испытуемый 14

0

33

0

0

Испытуемый 15

24

0

0

0

Испытуемый 16

0

30

0

0

Испытуемый 17

22

0

0

0

Испытуемый 18

25

0

0

0

Испытуемый 19

0

26

0

0

Испытуемый 20

23

0

0

0


Анализируя полученные данные, в группе из двадцати опрошенных студентов второго курса выявили, что девять испытуемых - 38% со слабовыраженными качествами лидера. У десяти испытуемых, что составляет 55% - качества лидера средне выражены. Один испытуемый, что составляет 7% с сильно выраженными качествами лидера, который не является формальным лидером, т.е. старостой группы, что достаточно часто встречается на практике. Следует отметить, что в данной группе нет ни одного испытуемого с сильно выраженными качествами лидера склонным к диктату.

Результаты тестирования по методики «Лидер» (В.Б. Шапарь) наглядно представлены на рис. 1.

 

Рисунок 1

Качества лидерства в группе студентов второго курса

физико-математического факультета

 

 

 

 

Приведенные данные являются средними показателями по выборке студентов, что наглядно демонстрирует гистограмма на рис. 3.

 

 

Качества лидерства в группе студентов второго курса

физико-математического факультета

Рисунок 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По методике «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера) необходимо было определить практическую деятельность лидера в данной группе с точки зрения ее потенциальной эффективности (см. приложение 2). Испытуемым было предложено сорок вопросов с выбором ответов, испытуемые выбирали один ответ. Результаты данного теста представлены в сводной табл 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сводная таблица показателей эффективности лидерства в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

Испытуемый

Мало-эффективный лидер (10 и менее баллов)

Средне- эффективный лидер (от 11 до 29 баллов)

Высоко-эффективный лидер (от 30 до 40 баллов)

Испытуемый 1

0

26

0

Испытуемый 2

0

0

38

Испытуемый 3

0

0

34

Испытуемый 4

0

0

36

Испытуемый 5

0

0

31

Испытуемый 6

0

24

0

Испытуемый 7

0

26

0

Испытуемый 8

0

28

0

Испытуемый 9

0

0

36

Испытуемый 10

0

0

31

Испытуемый 11

0

27

0

Испытуемый 12

0

20

0

Испытуемый 13

0

0

30

Испытуемый 14

0

22

0

Испытуемый 15

0

25

0

Испытуемый 16

0

23

0

Испытуемый 17

0

0

31

Испытуемый 18

0

0

32

Испытуемый 19

0

24

0

Испытуемый 20

0

0

33


 

По результатам тестирования методики «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера) (см. приложение 2) выявили, что эффективность лидерства в данной группе принята большинством испытуемых за высокую эффективность лидерства.

Проанализировав полученные результаты, отметим, что группа студентов в своем развитии разделилась на две не равных подгруппы - десять испытуемых считают, что эффективность лидера является средней, что составило 42 % испытуемых, и десять испытуемых признали эффективность лидерства в своей группе высокой, что составило 58% испытуемых.

Результаты тестирования по методике «Эффективность лидерства» наглядно представлены на рис. 3.

Рисунок 3

Показатель эффективности лидерства в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

 

 

Приведенные данные являются средними показателями по выборке студентов, что наглядно демонстрирует гистограмма на рис. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4

Показатель эффективности лидерства в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полагаем, что такие результаты признают эффективность своего формального лидера (руководителя) высокоэффективной, что следует из общей суммы баллов, что связано с тем, что староста данной группы способствует максимальному достижению целей необходимых для данной группы и оказывает большее влияние на группу в отличии от не формального лидера.

Следующим этапом нашего исследования явилось изучение психологических характеристик личности руководителя в опрашиваемой группе.

Для диагностики применялась опросник «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» (А. А. Карелин). В данном опроснике вопросы были разделен на девять подтестов по семь вопросов, студенты должны были оценить каждый из вопросов по шкале от 1 до 5 баллов (см. приложение 3), что позволило определить, пригоден ли существующий лидер к выполнению функций руководителя. Результаты представлены в сводной табл.3.

Таблица 3

Сводная таблица психологических характеристик личности руководителя в группе студентов второго курса физико-математического факультета

Испытуемый

Практическая не пригодность к выполнению функций руководителя

(менее 21 баллов)

Низкий уровень пригодности к выполнению функций руководителя(от 21 до 27 баллов)

Средний уровень пригодности к выполнению функций руководителя (от 28 до 36 баллов)

Высокий уровень пригодности к выполнению функций руководителя (более 36 баллов)

Испытуемый 1

0

0

30

0

Испытуемый 2

0

0

29

0

Испытуемый 3

0

0

31

0

Испытуемый 4

0

22

0

0

Испытуемый 5

0

0

30

0

Испытуемый 6

0

0

30

0

Испытуемый 7

0

0

0

36

Испытуемый 8

0

23

0

0

Испытуемый 9

0

0

33

0

Испытуемый 10

0

0

0

36

Испытуемый 11

0

21

0

0

Испытуемый 12

0

0

29

0

Испытуемый 13

0

0

28

0

Испытуемый 14

0

0

0

37

Испытуемый 15

0

24

0

0

Испытуемый 16

0

0

31

0

Испытуемый 17

0

22

0

0

Испытуемый 18

0

0

29

0

Испытуемый 19

0

0

28

0

Испытуемый 20

0

0

30

0


 

Из показателей табл. 3 видно, что, существуют явные различия в оценке психологических качеств руководителя в опрашиваемой группе.

Пять испытуемых считают, что их организатор обладает низким уровнем пригодности к выполнению функций руководителя, что составляет 19%. Такому руководителю присуще неорганизованность, несобранность, не умение работать с людьми, т.е. практическая непригодность к выполнению функций руководителя.

Двенадцать студентов считают, что их организатор обладает средним уровнем пригодности к выполнению функций руководителя - в процентном выражении составляет 62%. Такой руководитель хорошо работает с людьми и способен организовать людей для выполнения различных задач, но иногда способен отнестись попустительски к своим организаторским обязанностям.

Трое опрошенных студентов полагают, что их организатор группы обладает достаточно высоким уровнем пригодности к выполнению функций руководителя, что составляет 19%. Такой руководитель великолепно справляется с поставленными задачами и хорошо управляет людьми.

Проанализировав полученные результаты можно констатировать, что руководитель данной группы обладает средним уровнем психологических характеристик руководителя.

Полученные результаты в ходе исследования наглядно отображены на рис. 5.

Рисунок 5

Психологических характеристики личности руководителя в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные данные являются средними показателями по выборке студентов, что наглядно демонстрирует гистограмма на рис. 6

 

Рисунок 6

Психологических характеристики личности руководителя в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

 

Анализируя полученные результаты, отметим, что группа опрашиваемых студентов второго курса достаточно эффективна в своем развитии и достижении своих целей, так как она управляется руководителем, который по результатам тестирования имеет гораздо больший авторитетен, чем неформальный лидер, что подтверждают результаты исследований. Возможно, это связано с тем, что студенты будучи на втором курсе еще продолжают ощущать себя как в школе, где у них был классный руководитель которого они беспрекословно слушались и выполняли все требования, а сейчас таким классным руководителем для них является староста.

 

 

2.3 Выводы

 

    1. Существуют различия в уровне влияния лидера и руководителя на студенческую группу.
    2. Уровень влияния на студенческую группу у формального лидера значительно выше уровня влияния не формального лидера.
    3. Выявлено, что данный студенческий коллектив предпочитает, чтобы руководство группы осуществлялось руководителем, а неформальным лидером.
    4. Выявление различных уровней пригодности к выполнению функций руководителя показал, что формальный лидер более пригоден к выполнению функций руководителя.

Информация о работе Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета