Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
 рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
 обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
 провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
 проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа для загрузки.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров Е. И. Рогов (2005):

    1. Обаятельный/авторитарный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих. Авторитарный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.
    2. Лидер «с воображением», «душевный»/ лидер контролер, манипулятор. Лидер «с воображением» , с творческой фантазией, дающий реализовать возможности подчиненных, способен выдвигать инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя «нежную любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко прикрытым сожалением». Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из нас», «как нашего выразителя», который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач. [13]

Лидер не только направляет и ведет за собой последователей, коллектив, но и хочет этого, как и те желают следовать за ним.

Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами благодаря которым он выдвигается на свои позиции. Ему присущи уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять психологические особенности людей, организаторские способности, пишет Ю.П. Платонов [14].

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером, становятся человек, не обладающий перечисленными качествами, а с другой стороны, тот, у кого они есть, на лидерские позиции не выдвигается Л.В. Шалагинова [16].

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится человек, который имеет свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения возникшей в группе ситуации, полагает Дж. Юдиновиц [15]. Каждый раз группа выдвигает специфические требования к лидерству, и поэтому оно может переходить от одного человека к другому. В одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других – деловой и т. п., полагает В.Ф. Башарин [23].

Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. Эмоциональный лидер (сердце группы) – это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации, пишет А. Л. Свенцицкий [8].

Анализируя написанное можно сказать ,что лучший лидер – тот, в ком сочетаются все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего отмечаются две составляющие – эмоциональная и деловая, информационная и деловая, пишет В.Н, Квинн [6].

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от него требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы, свидетельствует Е.И. Рогов [13].

Исходя из особенностей своих последователей лидер определяет структуры воздействия на них, утверждает С.И. Самыгин [3].

Решить все эти задачи помогают такие функции, полагает Л. В. Шалагинова (2007):

  • информационно-аналитический;
  • выработка программ;
  • принятие решения;
  • организация исполнения решений [16].

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе полученных выводов формируются линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств, указывает А.В. Петровский [4].

Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющий части для исполнения принятых решений, что предусматривает Ю.П. Платонов (2006):

  • подбор и расстановка исполнителей;
  • доведение до них решений;
  • уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
  • создание внешних у внутренних условий исполнения;
  • координацию деятельности исполнителей;
  • подведение итогов и анализ результатов [14].

Мобилизация начинается с формирования команды лидера, пишет А.В. Либин [5].

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие типы лидеров Дж. Юдиновиц (2007):

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие личности на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересуется и привлечет людей.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот его стиль.
  4. Лидер-дипломата. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет, открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
  5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что от готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию [15].

Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.

В.С. Агеев [40] осмысливал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе его лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Преклонение перед одной и той же личностью может вывести ее в лидеры. Психоаналитики выделяют девять типов лидерства, пишет Л.Д. Столяренко [19].

  1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
  2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
  3. «Тиран». Он становится лидером, потому, что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают сильным. Это доминирующая, авторитарная личность, ее обычно боятся и подчиняются смиренно.
  4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
  5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого человека обожают и часто не замечают его недостатков.
  6. «Герой». Жертвует собой ради других; проявляет себя в ситуациях группового протеста: благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер герой увлекает за собой людей.
  7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
  8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.
  9. «Изгой». Его все избегают и игнорируют во всех отношениях.

Последний тип – это, по существу, примеры антилидера, объекта агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с ними, но стоит ему исчезнуть, как она начинает распадаться, так как пропадает общегрупповой стимул.

 

1.4 Выводы 

 

  1. В современной социальной психологии наиболее распространена концепция, предложенная В.А. Розановой [7] в которой лидерство рассматривается как взаимодействие черт лидера, групповой ситуации, психологических "ожиданий" последователей, их реакции на лидера.
  2. А.В. Либин, С.И. Самыгина и Г.Г. Дилигинский исследуют лидерство, опираясь на типологию авторитета, предложенную немецким философом и социологом М. Вебером. Изучение лидерства в социальной психологии направлено на разработку методов эффективного лидерства и отбора лидеров. Созданы психометрические и социометрические тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено, Х. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.), применение которых в малых группах приносит известные практические результаты. Вместе с тем во многих работах лидерство трактуется неисторически, игнорируется его классовый характер.
  3. Методологическая основа научного изучения лидерства — диалектический и исторический материализм. Лидерство выступает как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих общественных отношений. На этот процесс влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности, специфические признаки ситуации, психологические особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определённой группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к человеку, исполняющему роль лидера.
  4. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении её деятельностью. В организациях различают "формальное" и "неформальное" лидерство: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.
  5. Проблемы лидерства изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает лидерство с точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения на руководящие посты лиц в зависимости от характера группы и организации.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах

 

Лидер (англ. leader — ведущий, руководитель, от lead — вести), глава, вождь, руководитель любой социальной группы.

В исследовании будем придерживаться социометрического подхода (направления) т.е. использование специализированных в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста (М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Я.Л. Коломенский).

Цель исследования: выявление роли лидерства в управлении студенческим коллективом.

Объект исследования: студенческая группа физико-математического факультета.

Предмет исследования: психологические условия появление лидеров и выявление их в группе физико-математического факультета.

Гипотеза исследования: формальный лидер и не формальный лидер в опрашиваемой студенческой группе являются одним лицом.

Задачи исследования:

  1. Обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
  2. Провести экспериментальное исследование в студенческой группе физико-математического факультета;
  3. Сравнить полученные результаты в ходе исследования и проанализировать особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.

Методы исследования: в исследование использовалось три методики:

  1. Методика «Лидер» (В.Б. Шапарь, 2002).
  2. Методика «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера, 2006).
  3. Опросник «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» (А. А. Карелин, 2007).

 

2.1 Организация и методы  исследования

 

Для выявления лидера в студенческой группе Физико-математического факультета были использованы методики:

2.1.1 Методика «Лидер» (В.Б. Шапарь) (см. приложение 1)

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

2.1.2. Методика «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера) (см. приложение 2)

Следующая методика оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.

Информация о работе Сравнение психологических свойств лидеров в студенческих группах физико-математического факультета