Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров Е. И. Рогов (2005):
Лидер не только направляет и ведет за собой последователей, коллектив, но и хочет этого, как и те желают следовать за ним.
Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами благодаря которым он выдвигается на свои позиции. Ему присущи уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять психологические особенности людей, организаторские способности, пишет Ю.П. Платонов [14].
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером, становятся человек, не обладающий перечисленными качествами, а с другой стороны, тот, у кого они есть, на лидерские позиции не выдвигается Л.В. Шалагинова [16].
Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится человек, который имеет свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения возникшей в группе ситуации, полагает Дж. Юдиновиц [15]. Каждый раз группа выдвигает специфические требования к лидерству, и поэтому оно может переходить от одного человека к другому. В одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других – деловой и т. п., полагает В.Ф. Башарин [23].
Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. Эмоциональный лидер (сердце группы) – это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации, пишет А. Л. Свенцицкий [8].
Анализируя написанное можно сказать ,что лучший лидер – тот, в ком сочетаются все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего отмечаются две составляющие – эмоциональная и деловая, информационная и деловая, пишет В.Н, Квинн [6].
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от него требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы, свидетельствует Е.И. Рогов [13].
Исходя из особенностей своих последователей лидер определяет структуры воздействия на них, утверждает С.И. Самыгин [3].
Решить все эти задачи помогают такие функции, полагает Л. В. Шалагинова (2007):
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе полученных выводов формируются линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств, указывает А.В. Петровский [4].
Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющий части для исполнения принятых решений, что предусматривает Ю.П. Платонов (2006):
Мобилизация начинается с формирования команды лидера, пишет А.В. Либин [5].
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие типы лидеров Дж. Юдиновиц (2007):
Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.
В.С. Агеев [40] осмысливал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В основе его лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Преклонение перед одной и той же личностью может вывести ее в лидеры. Психоаналитики выделяют девять типов лидерства, пишет Л.Д. Столяренко [19].
Последний тип – это, по существу, примеры антилидера, объекта агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с ними, но стоит ему исчезнуть, как она начинает распадаться, так как пропадает общегрупповой стимул.
1.4 Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
Лидер (англ. leader — ведущий, руководитель, от lead — вести), глава, вождь, руководитель любой социальной группы.
В исследовании будем придерживаться социометрического подхода (направления) т.е. использование специализированных в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста (М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Я.Л. Коломенский).
Цель исследования: выявление роли лидерства в управлении студенческим коллективом.
Объект исследования: студенческая группа физико-математического факультета.
Предмет исследования: психологические условия появление лидеров и выявление их в группе физико-математического факультета.
Гипотеза исследования: формальный лидер и не формальный лидер в опрашиваемой студенческой группе являются одним лицом.
Задачи исследования:
Методы исследования: в исследование использовалось три методики:
2.1 Организация и методы исследования
Для выявления лидера в студенческой группе Физико-математического факультета были использованы методики:
2.1.1 Методика «Лидер» (В.Б. Шапарь) (см. приложение 1)
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
2.1.2. Методика «Эффективность лидерства» (Ф. Фидлера) (см. приложение 2)
Следующая методика оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.