Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
Данный стиль управления, считает П.Е. Овсянкин [27], целесообразен в научных коллективах.
Вероятностная модель эффективности руководства полагает К,Г. Юнг [29] связана со степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от таких параметров, как:
Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о степени осуществляемого руководителем ситуационного контроля.
Результаты исследования М. Вудкока, Д. Фрэнсиса (2000) показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким ситуационным контролем – крайне благоприятных или неблагоприятных для него. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем управления наиболее эффективен в ситуациях с умеренным ситуационным контролем, пишет А.В. Либин [5].
В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях С.И. Самыгин [3] выделяет пять типов управления:
Наиболее эффективным, хотя и труднореализуемым, стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль сотрудничество. Крайне неблагоприятными – избегание, доминирование, уступчивость, а компромисс позволяет достичь лишь временного разрешения конфликта, который в дальнейшем способен проявиться вновь, указывает А.А. Овчаров [28].
Критерием эффективности руководства по мнению А.В. Либина [5] является степень авторитета руководителя. Формальный авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост, полагает Н.К. Костиненков [9]. Должностной авторитет руководителя – это не более 65% влияния на коллектив утверждает А.И. Донцов [33]. Стопроцентную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из морального и функционального авторитетов, полагает Л.Г. Почебут [32].
Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет, пишет К.Г, Юнг (1992) определяется:
Низкий функциональный авторитет приводит, как правило, к потере влияния руководителя на коллектив, что вызывает в качестве компенсаторной его агрессивную реакцию, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива, пишет Ю.Д. Красовский [31].
Анализ многолетних исследований Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской, С.М. Самыгина в области групповой психологии в отечественной социальной психологии позволяет выделить ряд подходов к изучению руководства в социальной группе, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на движение научной мысли, пишет А.Л. Свенцицкий [8].
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные качества не превращают руководителя в лидера, утверждает В.А. Розанова [10]. «Современный лидер должен обладать организаторскими способностями», пишет Е.И. Рогов (2006 год, с. 135).
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера зависит от собственного обучения и воспитания лидера, полагает Дж. Юдиновиц [15]. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед коллективом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую коллектив программу - таковы современные требования к лидеру, утверждает В.М. Снетков [21].
Ю.П. Платонов [14] полагает, что роль лидера заключается в сплочении участников коллектива и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. «При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор», пишет Л.Д.Столяренко (2008 год, с. 172). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический), полагает О.Г. Кокорева [18].
В.С. Агеев [41] полагает, что лидер способный улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы, то он становится символом движения, партии, общества.
Л.Г. Почебут [32] утверждает, что лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время, пишет Е.В. Кудряшова [26].
1.2 Особенности формирования
студенческих групповых
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями, пишет А.В.Петровский [4].
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон, полагает С.И. Самыгин (1997):
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности которые оказывают огромное влияние на его становление в коллективе при возникновении и формировании коллектива.
Формирование студенческого коллектива достаточно важный и сложный процесс, пишет В.Н. Квинн [6].
Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно - значимой работы, полагает В.А. Розанова [10]. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность считают А.Л. Свенцицкий, А. А. Карелин, Л.В. Шалагинова [16].
Основная задача воспитательного управления
академическими студенческими группами
как центральным звеном микро среды вузовского
студенчества заключается в превращении
каждой группы в настоящий коллектив и
сохранении его до конца учебы в вузе. На
реализацию этой задачи должны быть направлены
усилия профессорско-
В.А. Розанова [10], пишет, что существуют самые разнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы и управления ими: совет и просьба, внушение и приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание, справедливая требовательность и систематический контроль, определение перспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия на академическую группу. Перечисленные выше формы могут оказать как благоприятное, так и не благоприятное влияние на развитие личности каждого члена академической группы.[10]
А.В. Либин [5], полагает, что основным источником и условием коллективного образования является социально обусловленная совместная предметная деятельность членов коллектива; в условиях вуза - это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них, прежде всего по средствам организации совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществляются субъект-субъектные взаимоотношения, утверждает Н.К, Костиненков [9].
К. Ойстер [12] полагает, что в академической группе уместны следующие формы работы: проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.
Л.В. Шалагинова пишет, что одним из важнейших факторов формирования личности через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения.
Педагогическое общение - это один из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и студентами, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др., утверждает Дж. Юдиновиц [15].
А. Н. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида:
Ю.П. Платонов [14] пишет, что одним из путей эффективного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.
А.В.Петровский (2000) выделяет три основных психологических уровня группового развития:
Становление коллектива студенческой группы полагает Ю.П. Планонов [14] зависит от: