Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства студентов высших учебных заведений.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы по проблеме исследования;
рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в студенческом коллективе;
обосновать и апробировать научно-методическое оснащение психологического лидерства в студенческом коллективе;
провести экспериментальное исследование в студенческой группе;
проанализировать полученные результаты в ходе исследования и выявить особенности студенческого коллектива, сравнить полученные результаты с действительностью.
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теорико-методологические основы лидерства
1.1 Руководство – лидерство как феномен психологического исследования ……………………………………………………7
1.2 Особенности формирования студенческого коллектива…….21
1.3 Лидерство как один из этапов социализации личности студентов………………………………………………………..29
1.4 Выводы…………………………………………………………..39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических свойств лидеров в студенческих группах
2.1 Организация и методы исследования……………………………...……43
2.2. Описание и анализ результатов………………………………………...44
2.3 Выводы……………………………………………………………………54
Заключение…...……………………………………………………………...55
Список литературы….……………………………………………………..57
Приложение……...…………………………………………………………..62
В научной психологической литературе рассматривается множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость» и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев В. Н. Квинн (2000) выделил группы наиболее значимых уровней:
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива, полагает К. Ойстер [12], должна быть оценка ее предметной деятельности. Оценка выполнения коллективом основной общественной функции – овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
П.М. Мучинский, К. Ойстер оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Из чего следует то, что некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах, пишет В.М. Снетков [21].
Ю.П. Платонов [14] считает, что процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы, пишет Ю.П. Платонов [14].
Одним из критериев хорошо развитой студенческой академической группы, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется, как полагает А. В. Петровский в [4]:
Одним из значимых критериев высокого - развития группы как коллектива является ее организационное единство. О его наличии свидетельствует: существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами , пишет В.А. Розанова [10].
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, центром которых является уровень эмоциональной культуры полагает А.Л. Свенцицкий [8].
Н.К. Костиненков (2003) полагает, что одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности [9].
«Деятельность, направленная на формирование студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее», пишет О.Г. Кокорева (2007, с 102).
В.Ф. Башарин (1998) считал, что одним из путей развития групповой жизни молодежи является поддержание в ней жизнерадостного «мажорного» тона настроения. Поддержание этого тона, прежде всего, связано с характером внутригрупповых отношений и положением каждого члена группы в системе этих отношений. Управление взаимоотношениями требует преодоления личных антипатий, вражды между членами группы [23].
В связи со спецификой учебной деятельности студентов выделяют некоторые особенности образования коллектива в студенческих группах и акцентировалось внимание на необходимости постоянного контроля психологического климата в них и уровня их развития как коллектива, необходимость постоянного внимания не только к формированию коллектива на младших курсах, но и удержания образованного коллектива на старших курсах Л. Д Столяренко [19].
Формирование личности студента – процесс, обусловленный многими факторами, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – студенческая группа, являющаяся детерминантом формирования личности, когда она становится коллективом, пишет А.В. Петровский [4].
Рассмотрение коллектива как высшего уровня развития группового субъекта и высшей формы внутренней организации группы неизбежно требует выяснения того, каковы критерии высокого развития групповой жизни студентов и ее устойчивого благополучного психологического климата, считает, Ю. П. Платов (2006).
1.3 Лидерство как один
из этапов социализации
Лидерство – это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей группы, полагает А. И. Савенков [17].
«Лидерство – это естественный социально – психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы», полагает Р.С. Немов [39].
Термин влияние понимают как поведение человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние можно оказать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример, пишет Г.М. Андреев [30].
Группа, стремящаяся достичь поставленной цели, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может, утверждает А.И. Донцов [33].
Лидера следует определить как личность, способную объединить людей для достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим – «цель», пишет М.Ю. Ананченко [22].
Наличия лидеров и стремление достижения этих целей в одиночку явно не достаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемый атрибут лидерства в студенческой группе – наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких систем связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. Анализируя написанное можно сказать, что лидер – это элемент, упорядочивающий систему людей и управляющий ей как указывает А.В. Петровский [4].
Лидерство – степень, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитарной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которых находится данная группа.
С точки зрения значимости решаемых задач и целей выделяют О. Г. Кокорева (2007):
Существует несомненная связь между судьбами лидеров этих трех типов: бытовой всегда может выдвинуться на позиции социального и политического, полагает Е.С. Жариков [24].
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от неосуществимого прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач, полагает А.А. Овчаров [27].
Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет ,пишет К. Ойстер [12], дает Наполеон Бонапарт: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими» К. Ойстер (2004 год, с. 102).
Руководство людьми основывается на целом комплексе социально – психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. «Доверие – это признание высоких достоинств, заслуг, полномочий, необходимости, правильности и результативности действий лидера», пишет Е.В. Кудряшова (2000,с 152). Это внутреннее согласие с авторитетной личностью, готовность действовать в соответствии с ее установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь благодаря доверию. И это означает, что люди внутренне согласны, едины со своим лидером.
Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого, полагает О.Г. Кокорева [18].
С учетом особенностей последователей лидер выстраивает структуру воздействия на них. Лидеры призваны, обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам, полагает П.М. Мучинский [11].
Подходит ли человек для роли лидера, зависит от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т.е. тех, которых внушают веру в него, побуждают принять его влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера, считает Л.Д. Столяренко [19]. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества, полагает Е. И. Рогов [13].
Влияние лидера всегда зависит от ситуации, полагает Дж. Юдиновиц [15]. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласную программу действий [15]. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих общностях, коллективах Л. В. Шалагинова [16].
Лидер выступает как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его перемещение в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно, полагает Е.И. Рогов [13].
Существуют подходы, определяющие по каким критериям человек становиться лидером. Среди них можно выделить подходы, опирающиеся на личные качества лидера, - поведенческий и ситуативный подходы, полагает В.Ф. Башарин [23].
Не подвергалась концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила). Напротив, подчас лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных качеств личности. Личностные качества лидера Л. Д. Столяренко (2007):