Лидер в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучит специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Задачи:
- рассмотреть теории лидерства, функции лидера,
- рассмотреть восприятие лидера группой,
- провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Лидер и лидерство…………………………………………………………4
1.1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе.
Различия между лидером и руководителем)…………………4
1.2. Типология лидеров и классификация стилей лидерства……
2. Лидерство и групповая динамика…………………………………….
2.1 . Личностные характеристики лидеров………………………….
2.2 . Восприятие лидера группой……………………………………
3. Исследование лидерских качеств в группе (по выбору)……………..
4. Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Лидер в группе.docx

— 68.80 Кб (Скачать)

 

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  города Москвы Колледж городской  инфраструктуры и строительства  № 1

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Лидер в группе.

 

 

 

Руководитель:

Выполнил Морозов А.В.

Группа 3 м 18 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Лидер и лидерство…………………………………………………………4

    1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе.

 Различия между лидером и руководителем)…………………4

    1. Типология лидеров и классификация стилей лидерства……
  1. Лидерство и групповая динамика…………………………………….
    1. . Личностные характеристики лидеров………………………….
    2. . Восприятие лидера группой……………………………………
  2. Исследование лидерских качеств в группе (по выбору)……………..

4. Заключение……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем  другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим  уважением, короче говоря, они приобретают, доминирующее положение. Таким путем  происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров  и последователей.

Проблема лидерства изучается  многими учеными в разных дисциплинах, интерес исследователей закономерен  – в человеческом обществе существуют различные группы, непеременным атрибутом  которых, на определенном этапе развития является выдвижение лидера. Важность изучения лидерства обусловлена  и силой его влияния на развитие группы. Формирование активной жизненной  позиции личности предполагает ее оптимальную  включенность в коллектив и исполнение лидерских функций.

Цель работы: изучит специфику  лидерства (функции лидера и стили  лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.

Гипотеза: нет группы без  лидера.

Объект исследования: выявление  лидерских качеств.

Предмет: способность к  лидерству (выраженность качеств лидера).

Задачи:

- рассмотреть теории лидерства,  функции лидера,

- рассмотреть восприятие  лидера группой,

- провести практические  исследования по выявлению лидера  в малой группе.

Значимость исследования социально – психологического климата  в трудовом коллективе заключается  в том, что при создании благоприятных  условий совместного труда и  межличностных отношений повышается уровень творческого потенциала коллектива, эффективность деятельности сотрудников. Уменьшается количество конфликтов, разрешение которых отнимает много сил и времени, в свою очередь уменьшается текучесть кадров, что позволяет сэкономить время и средства на подбор новых сотрудников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лидер и лидерство.
    1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе. Различия между лидером и руководителем)

 

По мере количественного  роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и  роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

Вся жизнь человека протекает  в социальном контексте, он живет  и действует в составе разнообразных  групп и, следовательно, всю жизнь  испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п.  Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Лидерство – способность  оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Изучая социальное поведение  людей, мы можем понять динамику лидерства  и вскрыть поворотные моменты  жизни групп.

Сколь разнообразны люди и  группы, столь же многообразны лидеры и их поведение. Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.

Но несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

1) можно путем опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

2) можно попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).

Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью  на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих  влияние на деятельность группы.

Однако простота и очевидность  этого определения обманчивы. Существуют, по крайней мере, три важных следствия  такой формулировки, мимо которых  обычно проходят при изучении проблемы лидерства.

Во-первых, принимая это определение, мы допускаем, что все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку  каждый участник в известной степени  и в каком-то отношении даже помимо своей воли влияет на действия других членов группы. Поэтому нужно учесть, что лидерство является количественной переменной, а не наличием (или отсутствием) определенного качества. Правильнее было бы, говорить не о наличии, а  об объеме способности (потенциала) к руководству у каждого члена группы, не разделяя их фатально на лидеров и последователей.

Итак, тех членов группы, которые в существенной степени  влияют на деятельность группы, можно (хотя и несколько произвольно, так  как они отличаются только суммой влияния) назвать лидерами.

Вторым следствием является то обстоятельство, что проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями: не только лидер  влияет на последователя, но и последователь  влияет на лидера.

Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Исследования показали, что  в группах с преобладанием  тенденций к равноправию лидер  более демократичен; напротив, в  группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать  полновластным диктатором.

В-третьих, мы должны учитывать  разницу между лидером, как лицом, имеющим значительный объем влияния, и официальным руководителем  коллектива, чье влияние иногда может  быть значительно меньшим. Другими  словами, не все формальные руководители являются фактическими лидерами.

Приняв во внимание перечисленные  общие соображения, мы можем приступить собственно к социально-психологическому анализу проблемы лидера и лидерства.

Возникновение лидерства. Основную мысль данного параграфа можно сформулировать следующим образом: возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы.

Мы уже отмечали, что  лидеры благодаря своей центральной  позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а  также в организации структуры  и совместной деятельности членов группы.

Теперь мы покажем вторую сторону взаимодействия «лидер —  группа», поскольку именно структура, положение и задачи группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит.

В большинстве случаев, как  мы указывали, влияние в группе имеет  тенденцию сосредоточиваться в  руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди  всех участников группы. Это проявляется  наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется  во внешней среде.

Естественно, история концентрации лидерства в каждой группе протекает  по-разному. Здесь мы наметим лишь некоторые отправные точки и  основные события роста и функционирования группы, а также те значимые характеристики ее членов, которые способствуют концентрации лидерства и обусловливают отличительные  черты этого процесса.

Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.

На верхней ступени  иерархической лестницы оказывается  первостепенный лидер, посередине располагаются  лидеры второго и третьего уровней  и на нижних ступенях находятся последователи.

В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные  лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты  верховного лидера. Однако это не относится  к большим и сложным группам, где существуют объективные условия  для выдвижения многих лидеров.

Лидер и критические  ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации.

В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие  шаги следует предпринять, чтобы  достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид  сумеет обеспечить достижение целей, или  безопасность группы в силу своих  личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

Степень опасности или  трудности преодоления препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает  не только факт возникновения лидерства, но также объем и формы его  распространения В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.

Исторический анализ возникновения  диктаторов показывает, что они появляются именно в критических ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения  в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают  якобы чрезвычайные ситуации как  средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить  этот контроль.

Американский ученый Лейтон (Leighton) изучал возможность возникновения лидера в условиях лагеря, где были интернированы лица японского происхождения вовремя второй мировой войны. Он отмечает слепую, апатичную уступчивость людей под влиянием условий изоляции, разрушения привычных норм жизни и чувства бесполезности существования. Казалось, что они последуют за любым лидером: «власть лежала на улицах лагеря, ожидая, чтобы ее кто-нибудь подобрал».

Если проблемы, с которыми сталкивается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства  обычно распределяются между несколькими  лицами По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным (но при трудности не ниже определенного уровня). При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее самостоятельно).

Лидеры и групповая  неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.

Информация о работе Лидер в группе