Лидер в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучит специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Задачи:
- рассмотреть теории лидерства, функции лидера,
- рассмотреть восприятие лидера группой,
- провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Лидер и лидерство…………………………………………………………4
1.1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе.
Различия между лидером и руководителем)…………………4
1.2. Типология лидеров и классификация стилей лидерства……
2. Лидерство и групповая динамика…………………………………….
2.1 . Личностные характеристики лидеров………………………….
2.2 . Восприятие лидера группой……………………………………
3. Исследование лидерских качеств в группе (по выбору)……………..
4. Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Лидер в группе.docx

— 68.80 Кб (Скачать)

Большинство опрошенных (87,5%) отметили, что руководитель должен обладать научными знаниями в области управления. Самыми значимыми качествами выделили следующие:

1. Умение четко ставить задачи  перед подчиненными и правильно  распределять должностные обязанности  - 93,75%

2. Способность ладить с другими  людьми, интеллект, эмоциональная  уравновешенность - 50%

3. Инициативность - 37,5%

4. Заботливость и заинтересованность  в личных и рабочих проблемах  сотрудника, уверенность - 43,75%

5. Целеустремленность отметили  только 12,5% опрошенных.

 

 К своему лидеру опрошенные относятся положительно (81,25%), это показатель того, что в организации хороший руководитель которого уважают.

 По результатам опроса, респонденты  отметили следующие стили управления  в организации: авторитарный, демократический  и эталонный стиль. (93,75%)

Все эти стили направлены на то чтобы мобилизовать персонал так, чтобы работа была приятна, чтобы персонал стремился достичь цели, все варианты достижения оговариваются. И это хорошо сказывается на отделе.

И большинство опрошенных респондентов эти стили руководства устраивают (75%).

Лидер применяет в основном власть основанную на вознаграждении (43,75%), т.е. он за хорошую работу вознаграждает персонал используя:

1. Премии - 81,25%

2. Дополнительные дни к отпуску  - 25%

3. Повышение в должности - 25%

4. Письменная или устная благодарность  - 37,5%

При этом очень редко используются, какие либо дисциплинарные взыскания. Так отметили 43,75% респондентов.

Так же был задан вопрос о том, какие факторы позволяют успешно  функционировать вашей организации. И опрошенные респонденты отметили что это зависит от следующих факторов:

1. Высокий уровень образования  работников - 31,25%

2. Сплоченность коллектива - 62,5%

3. Хороший управляющий - 50%

4. Высокий уровень технической  оснащенности - 37,5%

5. Выгодные коммерческие связи  - 31,25%

 

 В ходе опроса был задан вопрос о том, должны ли присутствовать у сотруднике лидерские качества. И в результате получилось, так что мнения разделились поровну. Так же узнавалось про неформального лидера и тут все единогласно ответили, что его нет.

Из проведенного исследования, можно  сделать вывод, что лидер должен выполнять следующие функции:

Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп  и интеграция этих особенностей в  ведущую культуру.

Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность  организации (посредством мотивации  и обучения персонала).

Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной  деятельности организации.

Организация хорошо функционирует  лишь при наличии высоко организованного коллектива и соответственно лидера, умеющего делать это. Главными качествами, присущими лидеру являются способность ладить с людьми, организовывать их труд и побуждать к действиям.

Из опроса видно что лидер  в данной организации создал благоприятную  обстановку для работы сотрудников. Большинство опрошенных (81,25%) респондентов считают, что стиль управления их лидера оптимален, меньшинство считают (6,25%), что его надо изменить, остальные (12,5%) же решили остаться при своем  мнении и не высказываться.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение  других людей. В последнее время  подходы к лидерству стали  учитывать аспект взаимодействия, рассматривая как влияние подчиненных на лидеров, так и обратный процесс. Также  уделяется внимание отношениям между  лидерами и индивидуальными подчиненными, как и поведению лидеров, адекватному  более современным групповым  формам планирования работы, которые  делают упор на работу в организациях и сотрудничество. Лидерство, способность  влиять на других таким образом, чтобы  они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления. Однако, чтобы руководить, необходима власть.

Власть - это возможность влиять на ситуацию в целом и на существенное изменение поведения других людей. Каждый член группы обладает влиянием, т.е. способностью своим поведением изменить отношение к нему других членов группы в лучшую или худшую стороны. Но влияние еще не означает власть. Власть носит не абсолютный, а относительный характер.

Источником власти могут выступать: формально занимаемая должность  с определенными функциональными  обязанностями, доступ к секретной  информации или определенному лицу, личные качества, материальные ресурсы, военные ресурсы, доверие коллектива и многое другое. Суммируя факторы, которые способствуют появлению  власти у подчиненных, можно сделать  вывод, что в той же степени, в  какой одно лицо зависит от другого, он или она потенциально подвержены власти этого другого лица.

Управленческие полномочия и ответственность  должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть самые  неблагоприятные последствия для  организации и ее персонала. Так, в случае превышения полномочий по сравнению с ответственностью, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности, так как люди будут опасаться сделать лишний шаг из-за боязни неблагоприятных для себя последствий.

Целью исследования были особенности  власти и лидерства в организации ООО «СТРОНГо» для того чтобы подтвердить, что лидерские качества влияют на эффективность стилей управления. Для этого был проведен опрос менеджеров отдела кадров.

По результатам опроса были сделаны  выводы и приведены следующие  рекомендации:

· Грамотно распределять должности  и обязанности;

· Не растерять весь заработанный авторитет;

· Сохранить свое доброе имя и  хорошее отношение в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

Таким образом, в работе решены следующие задачи:

Рассмотрены теории лидерства, функции лидера и восприятие лидера группой.

Проведено практическое исследование на выявление лидерских качеств.

По данной работе можно  сделать следующие выводы:

Имеются научные факты, подтверждающие, что группа не может существовать без лидера, т.е., на определенном этапе  своего развития в группе выявляется лидер. Он может быть формальным и не формальным, позитивным или негативным.

Нельзя не отметить, лидер  в группе играет большую роль (он является для группы как «пример»), и выполняет не маловажные функции.

Практическое исследование показало, что в каждой группе есть лидеры. Но в них не было единого  лидера, т.е. можно сказать, что группа разделена на несколько подгрупп со своими лидерами.

 Следовательно, если  появляется группа, то в ней  обязательно выявится лидер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология – М. 2006
  2. Журавлева А.Л. Психология совместной деятельности – М. 2005
  3. Ильин Г.Л. Менеджмент и психология управления. Учеб.пособие – М. 2006
  4. Кричевский Р. Л.,  Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М. 2001
  5. Стивен Р. Кови. Лидерство , основанное на принципа. – М. 2009
  6. Управленческая психология: учеб. пособие для студ.сред.учеб.заведений/ Г.В. Демидова –Т.: ИЦ «Академия», 2009
  7. http://www.psyfactor.org
  8. http://www.iworld.ru

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Лидер в группе