Лидер в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучит специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Задачи:
- рассмотреть теории лидерства, функции лидера,
- рассмотреть восприятие лидера группой,
- провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Лидер и лидерство…………………………………………………………4
1.1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе.
Различия между лидером и руководителем)…………………4
1.2. Типология лидеров и классификация стилей лидерства……
2. Лидерство и групповая динамика…………………………………….
2.1 . Личностные характеристики лидеров………………………….
2.2 . Восприятие лидера группой……………………………………
3. Исследование лидерских качеств в группе (по выбору)……………..
4. Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Лидер в группе.docx

— 68.80 Кб (Скачать)

Перечисленные функции лидеров  имеют неодинаковое значение применительно  к различным типам групп. Поэтому  трудно выделить среди названных  ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости  от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.

 

 

 

 

 

 

    1. Типология лидеров и классификация стилей лидерства.

Лидерство можно назвать одним  из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным  с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом  цивилизованном обществе и пронизывает  все сферы жизнедеятельности.

Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три  группы:

1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный  феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования  едины во всех сферах общества.

2. Отождествляющие лидерство  с руководством и управлением,  при этом формальное обладание  властью рассматривается как  необходимое и достаточное условие  лидерства; деятельность лидера  предстает как необходимое и  достаточное условие лидерства,  как административная специфика  явления сводится преимущественно  к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.

3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.

Древние представления о лидерстве  включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида, его достоинствах. Взаимоотношения  лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась  с решением мировоззренческих вопросов.

В средневековой Европе влияние  лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности  к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

В современном обществе лидерство (в особенности политическое) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических  механизмов вокруг выдвигаемой лидером  программы решения различных  проблем и задач общественного  развития.

Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в  течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей  цели.

Существуют различные  классификации феномена лидерства.

В соответствии с учением М. Вебера о способах легитимации власти лидеров  подразделяют на:

-традиционных лидеров,  которыми обычно являются вожди  племен, монархи и т.д. Их авторитет  основан на традиции, обычае;

-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

-харизматических - лидеров,  наделенных, по мнению масс, особой  благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.  Харизма складывается из реальных  способностей лидера и тех  качеств, которыми его наделяют  последователи. Примером харизматических  лидеров были Ленин, Сталин, Ким  Ир Сен, Ф.Кастро.

В основе первого типа лидерства  лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхчеловеческими, или  специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это  качество обусловлено магически  и присуще как прорицателям, так  и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее  качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно  одно, как оно фактически оценивается  подчиненными харизме, “приверженцами”  М.Вебер.

Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.

Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между  лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях. Ж.Блондель.

Существует также деление лидеров  на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и  великих “злодеев”). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что  только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.

На основе характера лидеров  разделяют на “активно - позитивных”  и “активно - негативных”, а также  на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.

В современной политологии  нередко называются четыре собирательных  образа лидера:

1. Лидера - знаменосца отличает  собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.

2. Лидер - служитель  стремится выступать в роли  выразителя интересов своих сторонников,  ориентируется на их мнение  и действует от их имени.

3. Лидер - торговец способен  привлекательно преподнести свои  идеи и убедить людей в их  преимуществе.

4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.

В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях.

Американский социолог В.Стоун  отметил, что политическое лидерство  высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд  отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства. Имидж лидера : психологическое пособие для политиков. - М., 1994

1. Лидерство “лицом  к лицу” осуществляется в небольших  группах, где все участники  процесса имеют возможность взаимодействовать  между собой.

2. “Отдаленное” лидерство  - это лидерство вождей, за которыми  идут многочисленные массы.

При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая  концепция лидерства включает ряд  факторов, которые, сочетаясь различным  образом, позволяют определить природу  лидерства в любой данный момент времени.

1. Личность и происхождение  лидера, а также тот процесс,  благодаря которому он стал  лидером.

2. Характерные черты  групп и индивидов, которыми  руководит данный лидер.

3. Характер взаимоотношений  между лидером и теми, кем он  руководит.

4. Контекст или условия,  в которых осуществляется его  руководящая роль.

5. Результаты взаимодействия  между лидером и теми, кем он  руководит.

Какого рода лидерство мы получим  при этом, зависит от характера  и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства  предложил американский политолог  М.Г. Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.

М.Г. Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

- наличие и характер  формализованных правил для принятия  решений;

- степень подотчетности  руководителя руководимым;

- сила и тип оппозиции;

- характер любых разделяемых  убеждений;

- ресурсы, доступные  для руководителя;

- организационный пласт,  лежащий между руководителем  и руководимыми.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых  может иметь место лидерство, его контекст.

Контекст лидерства - это  те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет  уделять особое внимание, каковы границы  взаимодействия лидера с теми, кем  он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких  пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя  руководство, кто будет оценивать  это руководство и насколько  эффективным сочтет его.

Неотъемлемой составной  частью лидерства является и сам  лидер, который наделен властью  принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений.

В социально - психологической  литературе можно встретить такую  типологию лидеров. Существует два  психологических типа лидеров: “игроки” и “открытые”.

Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они  умеют “пускать пыль в глаза”, а  поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с  полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все  вникнуть, чем завоевывают доверие  и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним  днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных

В социально-психологической  литературе существует также классификация  типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование  трех основных типов лидеров:

- авторитарный;

- демократический;

- нейтральный (анархический).

Для лидера авторитарного  типа характерно жесткое, единоличное  принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как  к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес  к неформальному человеческому  аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Авторитарный стиль. Для  него характерно жесткое единоличное  принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Недостатки: высокая вероятность ошибочных решений, подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников, неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе, неблагоприятный психологический климат, целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

Демократический стиль. Решения принимаются  на основе обсуждения проблемы, учета  мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решенийконтролируется  и руководителем. И самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес  и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Анархический (нейтральный) стиль. Характеризуется  с одной стороны, «максимумом  демократии», а с другой стороны, «минимумом контроля», результаты работы при этом обычно низкие, люди не удовлетворены  своей работой, психологический  климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества и стимула  добросовестно трудиться, идет расслоение на конфликтующие группы.

 

2. Лидерство и групповая динамика.

 

Краткое содержание этого  параграфа может быть сформулировано следующим образом: характеристики лидера и тип его деятельности отражают цели и нормы группы, а  также личность лидера.

Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin&Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующих образ действий лидеров: 

1) как осуществляется мотивация деятельности членов группы, поддержание внутригруппового равновесия и достигается удовлетворенность;

2) как намечаются пути и средства для достижения групповых целей, и реализуется координация деятельности членов группы.

В сфере каждого из этих параметров лидеры ведут себя по-разному.

Лидер, ориентированный на достижение согласия, мотивирует деятельность членов группы, проявляя к ним внимание, отмечая хорошую работу, подчеркивая  важность гармонии внутригрупповых  отношений; он остается доступным, учитывает  предложения, исходящие от членов группы и привлекает их к участию в  планировании и определении задач  группы.

Лидер директивного типа наказывает участников группы за плохую работу, безразличен  к эмоциональному самочувствию членов группы, действует без совещаний, не объясняя своих решений и отвергая мнения рядовых участников группы.

Второй параметр тактики  действий лидера особенно важен в  тех случаях, когда группа сталкивается с какой-либо сложной проблемой. Общая характеристика действий лидера связана с такими первичными функциями, как администрирование, планирование, контроль исполнения.

Лидер коллегиального типа поведения согласует новые идеи с членами группы, стремясь при  этом удостовериться, что он правильно  понят, по возможности стандартизирует  этапы работы, упрощая выполнение заданий.

Информация о работе Лидер в группе