Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель работы: изучит специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели.
Задачи:
- рассмотреть теории лидерства, функции лидера,
- рассмотреть восприятие лидера группой,
- провести практические исследования по выявлению лидера в малой группе.
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Лидер и лидерство…………………………………………………………4
1.1. Понятие лидера, лидерства. (Функции лидера в группе.
Различия между лидером и руководителем)…………………4
1.2. Типология лидеров и классификация стилей лидерства……
2. Лидерство и групповая динамика…………………………………….
2.1 . Личностные характеристики лидеров………………………….
2.2 . Восприятие лидера группой……………………………………
3. Исследование лидерских качеств в группе (по выбору)……………..
4. Заключение……………………………………………………………….
В упомянутом исследовании Халпина и Вайнера отмечено, что 83% всех отличий в поведении лидера были обусловлены этими двумя параметрами.
Таким образом, лидер, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач.
Заметим, что под мотивацией
понимается обоснование конкретных
форм деятельности участников группы
путем выявления и
Мотиваторы — это факторы, способные дать человеку удовольствие от выполняемой работы за счет удовлетворения врожденной потребности психологического роста и стремления к повышению своей компетентности. К мотиваторам относятся факторы достижения, признания, личной ответственности, роста, продвижения вперед и другие аналогичные факторы, связанные с самовыражением личности через работу.
То, что в повседневной практике называется индивидуальным подходом к работнику, является по существу стремлением обнаружить его индивидуальные мотиваторы и использовать их для управления деятельностью работника.
Лидер — специалист
по заданию и регулированию
В группах без официального руководителя указанные функции распределяются между двумя лицами, которых можно условно назвать «специалистом по заданию» и «специалистом по сохранению группы, регулирующим социально-эмоциональные отношения».
Наличие названного разделения функций иллюстрируется исследованием Бейлза (Bales) малых дискуссионных групп. Перед 30 группами по пять человек ставилась проблема, касающаяся человеческих отношений, которую было необходимо обсудить в течение четырех заседаний и придти к единому решению. Причем это решение должно было быть приемлемым для всех участников эксперимента.
После каждого из четырех заседаний, каждого участника просили распределить участников его дискуссионной группы по четырем признакам:
1) кто выдвигал наилучшие идеи;
2) кто больше всех делал для руководства дискуссией;
3) кто вам больше всех нравится;
4) кто не нравится.
В результате отмечено, что
после первого заседания
В то же время получившие наибольшее количество выборов по признакам «наилучшие идеи» и «руководство» оказались не нравящимися. «Самый нравящийся» был на втором — третьем месте по признакам «наилучшие идеи» и «руководство».
Бейлз делает вывод, что группа обычно выдвигает в качестве руководителя не одного, а двух взаимно дополняющих лидеров.
«Специалист по заданию (целям)» выбирается вследствие того, что он имеет наилучшие идеи и делает больше других для руководства дискуссией. Он концентрирует внимание и действия на задании группы, играя агрессивно-побудительную роль в движении группы к решению задачи. По этой причине он вызывает к себе недружелюбное отношение участников. Одновременно выдвигается человек, нравящийся большинству; он оказывается избранником потому, что проявляет стремление к разрешению эмоциональных конфликтов, снятию напряжения в целях сохранения единства группы; он обеспечивает выживание группы, стремясь к взаимозависимости участников.
Зельдич, изучавший роли в основной семейной ячейке (нуклеарной семье), также пришел к выводу, что большинство семей имеют своего лидера по заданию и регулированию отношений (сохранению семьи).
Есть достаточно данных о
том, что люди положительно воспринимают
авторитарное руководство, Когда они
ощущают эмоциональную
Следует помнить, что одна из функций руководителя — освобождать индивида от ответственности, связанной с принятием решения.
Тезис о готовности людей к принятию авторитарного руководства в стрессовых условиях подтверждается исследованиями Пика, Ланцетты и Циллера.
2.1. Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить
личностные черты, которые во всех ситуациях
позволяют безошибочно
Однако есть некоторые
черты, достаточно хорошо характеризующие
эффективного лидера в целом ряде
различных ситуаций. Как правило,
лидеры более умны (но не намного
более), чем их последователи. Исследования,
проведенные Манном и охватывающие
период в 57 лет, свидетельствуют также,
что лидеры лучше приспособлены
к обстановке и к жизни в
целом, более склонны доминировать,
в большей степени
Экспериментальные средства для выявления способностей к руководству (неформальному лидерству), которыми располагают исследователи, весьма немногочисленны и, как правило, требуют нарушения определенных этических норм.
Действительно, для того, чтобы создать сколько-нибудь правдоподобную социальную ситуацию, испытуемых необходимо ввести в заблуждение.
Примером такой ситуации может служить практиковавшийся в армии США OSS-test (OfficeofStrategicalServices) — тест для отбора людей, способных выполнять особые задания в сложных ситуациях.
Испытуемому предлагали руководить
сооружением несложной
Если «руководитель» не представлялся и не спрашивал их имен, то один из «помощников» замечал, что элементарная вежливость требует знакомства при совместной работе; если «руководитель» очень кратко объяснял задание, то «помощники» жаловались на то, что получают непонятные указания; если, напротив, он пространно излагал свои соображения, то второй «помощник» тут же заявлял, что босс принимает их за идиотов и вообще странно, как ему могли доверить руководство.
Поведение испытуемого во время эксперимента тщательно фиксировалось, последующий анализ позволял выявить степень конформизма, эмоциональной устойчивости, инициативы, а также фрустрационный порог.
Нужно отметить, что с OSS-test справлялось очень незначительное количество испытуемых.
2.2. Восприятие лидера его группой.
Важнейшим условием лидерства является восприятие лидера группой. Лидер должен восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец». Идентификация самих себя с пришельцем была бы для группы крайне затруднительна.
Лидер должен восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы.
До какой степени лидеры
устоявшихся групп могут
Лидер должен восприниматься как «лучший из нас». Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, как это ни парадоксально, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.
Но хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы тогда могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».
Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать, и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям. Две функции лидера, упомянутые ранее, — устранение индивидуальной ответственности и символизация отца — предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т. д.
Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.
В управлении большинством американских промышленных и финансовых организаций предпочтение отдается волевому, директивному руководству; подбираются управляющие, способные оказывать давление, принуждать, толкать. В других группах или организациях может быть отдано предпочтение более мягкому стилю руководства.
3.Исследование лидерских качеств в группе (по выбору).
Исследование власти и лидерства на примере организации ООО «СТРОНГо»
1.Общая характеристика организации ООО «СТРОНГо»
Общество с ограниченной ответственностью «СТРОНГо» является коммерческой организацией, осуществляющее транспортные услуги.
Деятельность организации
Управление деятельностью
Предприятие ООО «СТРОНГо» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
ООО «СТРОНГо» отвечает по обязательствам своим имуществом. Учредитель не несет ответственности по обязательствам компании, равно как ООО «СТРОНГо» не отвечает по обязательствам Учредителя.
ООО «СТРОНГо» для своих нужд арендует легковые автомашины, а также микроавтобусы.
Система управления построена по принципу единоначалия, когдавсе решения принимаются единолично генеральным директором.
Процесс принятия решения может исходить как инициативой с верху, когда генеральный директор выдвигает «курс» дальнейшего движения организации, так инициативой снизу, в виде предложения подчиненных по улучшению деятельности отдельного структурного подразделения, которое может повлиять на дальнейшую организацию работы смежных структурных предприятий.
Исследование власти и лидерства в ООО «СТРОНГо»
В исследовании использовался опрос, как метод сбора информации. Опрашивались менеджеры отдела кадров ООО «СТРОНГо» (16 человек).
Анализируя все ответы получаются следующие результаты: