Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.
Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.
Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;
- выявить структуры лидерских качеств;
- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;
- проанализировать лидерство в студенческих группах.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6
1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6
1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10
1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23
2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23
2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6
1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6
1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10
1.3.
Характеристики лидерства и лидерских
качеств…......................
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ
ГРУППАХ.......................
2.1.
Характеристика исследования………………………...…………….
2.2.
Результаты исследования…………….………..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования состоит в изучении
проблемы лидерства в студенческих
группах педагогического
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
При формировании студенческой группы выдвигается лидер. Он объединяет студентов своей группы, защищает их интересы, организует их деятельность. От правильности выбора этого лидера зависит судьба группы, её сплоченность, успеваемость в учебе, участие в общественной жизни университета.
Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.
Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.
Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;
- выявить структуры лидерских качеств;
- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;
- проанализировать лидерство в студенческих группах.
Теоретическая часть исследования основывается на трудах в области лидерства западных и отечественных ученых, таких как: Э. Эриксон, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.В.Петровский, Ф. Тейлора и др.
Методы исследования:
1. Сравнительный и ретроспективный анализ социологической, педагогической, психологической литературы;
2.
Диагностический: тестирование. Были
взяты два теста-опросника,
Опытно-
Исследование
проводилось в несколько
1.
Организационный: определение
2. Основной: выявление лидеров в студенческих группах;
3. Заключительный: обработка данных, анализ полученных результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Во введение работы раскрывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.
Первая глава включает в себя теоретические основы лидерства в студенческих группах: проблемы становления личности студента, проблемы формирования группы, сущность лидерства, качества лидера и другое.
Вторая глава посвящена практическому исследованию и выявлению лидеров в студенческих группах.
Заключение содержит выводы по теме. Имеется список литературы, состоящий из источников.
В приложении представлены анкеты, состоящие из 3 и 20 вопросов.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА
1.1. Особенности развития личности студента
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [2].
Студент
как человек определенного
1)
с психологической, которая
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.
3)
с биологической, которая
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18 – 20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой понимается включение человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их действительной реализацией.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям [10]:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2)
размывание чувства времени,
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт
поступления в вуз укрепляет
веру молодого человека в собственные
силы и способности, порождает надежду
на полнокровную и интересную жизнь.
Вместе с тем на II и III курсах нередко
возникает вопрос о правильности
выбора вуза, специальности, профессии.
К концу III курса окончательно решается
вопрос о профессиональном самоопределении.
Однако случается, что в это время принимаются
решения в будущем избежать работы по
специальности.
1.2. Особенности формирования студенческого коллектива
Возникновение
коллектива является результатом организационно-управленческой,
воспитательной работы. Это не просто
хорошо организованная для совместной
деятельности группа, а группа, объединяющая,
сближающая людей на основе выполнения
полезно – значимой работы. Студенческие
академические группы нередко не становятся
настоящими коллективами, потому что преподаватели
больше ориентируют студентов на хорошее
усвоение знаний, навыков и умений в области
будущей профессии, а не на прочную совместную
деятельность. Основная задача воспитательного
управления академическими студенческими
группами как центральным звеном микросреды
вузовского студенчества заключается
в превращении каждой группы в настоящий
коллектив и сохранении его до конца учебы
в вузе. На реализацию этой задачи должны
быть направлены усилия профессорско-
Существуют самые разнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы и управления ими: совет и просьба, внушение и приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание, справедливая требовательность и систематический контроль, определение перспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказаться вредной или полезной, может осуществлять положительное или отрицательное влияние на личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения и индивидуальных особенностей того, на кого воздействуют и кто воздействует.
Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах