Проблема лидерства в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.

Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.

Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;

- выявить структуры лидерских качеств;

- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;

- проанализировать лидерство в студенческих группах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6

1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6

1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10

1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23

2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23

2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблема лидерства в студенческих группах.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6

      1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6

      1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10

      1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23

      2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23

      2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………31 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования состоит в изучении проблемы лидерства в студенческих группах педагогического университета.

    Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

      При формировании студенческой группы выдвигается лидер. Он объединяет студентов своей группы, защищает их интересы, организует их деятельность. От правильности выбора этого лидера зависит судьба группы, её сплоченность, успеваемость в учебе, участие в общественной жизни университета.

      Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.

      Объект  исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.

      Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.

      В соответствие с целью, объектом и  предметом исследования были выделены следующие задачи:

      - исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;

      - выявить структуры лидерских качеств;

      - определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;

      - проанализировать лидерство в студенческих группах.

      Теоретическая часть исследования основывается на трудах в области лидерства западных и отечественных ученых, таких как:  Э. Эриксон, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.В.Петровский, Ф. Тейлора и др.

      Методы  исследования:

      1. Сравнительный и ретроспективный анализ социологической, педагогической, психологической литературы;

      2. Диагностический: тестирование. Были  взяты два теста-опросника, первый  состоял из 20 вопросов на выявление  лидерских качеств у студентов,  второй включал в себя 3 вопроса направленные на выявление неформальных лидеров группы.

      Опытно-эксперементальная  база исследования: студенты 1-3 курса  специальности «Информатика» факультета «Информационных и Социальных Технологий»  Липецкого Государственного Педагогического  Университета в количестве 90 человек.

      Исследование  проводилось в несколько этапов:

      1. Организационный: определение целей,  задач, выбор методик, планирование  работы;

      2. Основной: выявление лидеров в  студенческих группах;

      3. Заключительный: обработка данных, анализ полученных результатов исследования.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

      Во  введение работы раскрывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.

      Первая  глава включает в себя теоретические основы лидерства в студенческих группах: проблемы становления личности студента, проблемы формирования группы, сущность лидерства, качества лидера и другое.

      Вторая  глава посвящена практическому  исследованию и выявлению лидеров  в студенческих группах.

      Заключение  содержит выводы по теме. Имеется список литературы, состоящий из источников.

      В приложении представлены анкеты, состоящие  из 3 и 20 вопросов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 

1.1. Особенности развития личности студента

    Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [2].

    Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться  с трех сторон [2]:

    1) с психологической, которая представляет  собой единство психологических  процессов, состояний и свойств  личности. Главное в психологической  стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

    2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.

    3) с биологической, которая включает  тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные  рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

    Изучение  этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

    Если  же изучить студента как личность, то возраст 18 – 20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой понимается включение человека в самостоятельную трудовую деятельность и создание собственной семьи.

    Преобразование  мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

    Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их действительной реализацией. 

    Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

    Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

    Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям [10]:

    1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

    2) размывание чувства времени, неспособность  строить жизненные планы, страх  взросления и перемен;

    3) размывание продуктивных, творческих  способностей, неумение мобилизовать  свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

    4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и  выбор отрицательных образов  для подражания.

    Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

    Факт  поступления в вуз укрепляет  веру молодого человека в собственные  силы и способности, порождает надежду  на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко  возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. 

 

     1.2. Особенности формирования студенческого коллектива

    Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно – значимой работы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микросреды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы  в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава [4].

    Существуют  самые разнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы и управления ими: совет и  просьба, внушение и приказ, указание и пример, убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание, справедливая требовательность и систематический контроль, определение перспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и только положительных форм воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказаться вредной или полезной, может осуществлять положительное или отрицательное влияние на личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения и индивидуальных особенностей того, на кого воздействуют и кто воздействует.

Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах