Проблема лидерства в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.

Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.

Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;

- выявить структуры лидерских качеств;

- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;

- проанализировать лидерство в студенческих группах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6

1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6

1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10

1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23

2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23

2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблема лидерства в студенческих группах.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Основным  источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная  предметная деятельность людей; в условиях вуза -  это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъектные взаимоотношения. В практике уже давно утвердили себя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.

    Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического  общения. Педагогическое общение – это один из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А.А. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида [9]:

    - социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;

    - групповое  предметно- ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;

    - личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;

    Одним из путей эффективного воспитательного  воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться  мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.

    А.С. Макаренко считал, что одним из путей развития групповой жизни  молодежи является поддержание в ней жизнерадостного «мажорного» тона настроения. Поддержание этого тона, прежде всего, связано с характером внутригрупповых отношений и положением каждого члена группы в системе этих отношений. Управление взаимоотношениями требует преодоления личных антипатий, вражды между членами группы [8].

    Советский психолог А.В.Петровский выделяет три  основных психологических уровня группового развития [9]:

    Низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость  или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.

    Средний уровень развития характеризуется  системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.

    Высший  уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

    В связи со спецификой учебной деятельности нами были выделены некоторые особенности  коллективообразования в академических  группах и акцентировалось внимание на необходимости постоянного контроля психологического климата в них и уровня их развития как коллектива, необходимость постоянного внимания не только к формированию коллектива на младших курсах, но и удержания образованного коллектива на старших курсах.

    Формирование  личности специалиста – процесс  многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими  людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – академическая группа, являющаяся детерминантом формирования личности, когда она становится коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит от [9]:

      - характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

      - степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

      - частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;

      - особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

      - характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

      - размера группы и времени ее существования;

      - качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».

    Рассмотрение  коллектива как высшего уровня развития группового субъекта и высшей формы внутренней организации группы неизбежно требует выяснения того,  каковы критерии высокого развития групповой жизни студентов и ее устойчивого благополучного психологического климата.

    В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество  разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в  них до таких признаков как «совпадение формальной и неформальной структуры»,   «высокая успеваемость» и даже отсутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых [9]:

    - уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

    - уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства группы;

    - уровень  организационного единства группа;

    - уровень удовлетворенности  членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

    - уровень  ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;

    - уровень всех видов групповой общественной активности;

    - уровень  группового самосознания и потребность  в  его развитии.

    Первым,   главным и наиболее   общим  критерием оценки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

    Иногда оценку исполнения коллективом  основной общественной функции сводят  к анализу успеваемости в периоды межсессионного и  сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые  вузовские сотрудники  основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать о глубине  и прочности  студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   которое проявляется [6]:

    - в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отношению к существенно значимым для группы в  целом объектов;

    - в стремлении как можно чаще  коллективно действовать или решать разлитые вопросы,   оказывая друг    другу помощь;

    - в росте принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответственности  не только за свое поведение, но и  за поведение товарищей.

    Одним из значимых критериев высокого развития группы как коллектива является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходимыми  деловыми качествами.

    Важным  критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность  членов группы положением дел и взаимоотношениями  в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

    Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого  коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой  общественной активности, понимание  смысла участия в различных видах  общественной деятельности.

    Существует  мнение, что об уровне развития студенческого  коллектива можно судить  не просто по общественной активности, а по степени  включенности членов учебной группы в  систему общественных отношений, в которой они являются одновременно и субъектом и объектом отношений руководства и подчинения,  учатся и руководить, командовать и исполнять,  подчиняться.

    Нередко в психологической литературе  одним из критериев высокого уровня развития коллектива называют совпадение формальной и неформальной  структуры.

    Деятельность, направленная на формирование студенческого  коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных  способов осуществления ее. Искусство  руководства группой и воспитательного  воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства. 

1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств

      Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

      Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

      Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя динамику поведения и уровень ситуационности, можно выделить основные группы лидерства [7].

      Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике или динамике. В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным.

Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах