Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.
Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.
Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;
- выявить структуры лидерских качеств;
- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;
- проанализировать лидерство в студенческих группах.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6
1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6
1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10
1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23
2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23
2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза - это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъектные взаимоотношения. В практике уже давно утвердили себя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.
Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения. Педагогическое общение – это один из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А.А. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида [9]:
- социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;
- групповое предметно- ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;
- личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;
Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.
А.С. Макаренко считал, что одним из путей развития групповой жизни молодежи является поддержание в ней жизнерадостного «мажорного» тона настроения. Поддержание этого тона, прежде всего, связано с характером внутригрупповых отношений и положением каждого члена группы в системе этих отношений. Управление взаимоотношениями требует преодоления личных антипатий, вражды между членами группы [8].
Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития [9]:
Низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.
Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.
Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.
В
связи со спецификой учебной деятельности
нами были выделены некоторые особенности
коллективообразования в
Формирование личности специалиста – процесс многофакторно обусловленный, осуществляется он в совместной деятельности, взаимодействии и общении человека с другими людьми. Структура социальной среды, в которой формируется личность выпускника вуза, чрезвычайно сложна и изменчива. Основное звено этой социальной среды – академическая группа, являющаяся детерминантом формирования личности, когда она становится коллективом. А становление коллектива студенческой группы зависит от [9]:
- характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
- степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
- частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;
- особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
- характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
- размера группы и времени ее существования;
- качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».
Рассмотрение коллектива как высшего уровня развития группового субъекта и высшей формы внутренней организации группы неизбежно требует выяснения того, каковы критерии высокого развития групповой жизни студентов и ее устойчивого благополучного психологического климата.
В
научной психологической и
- уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
- уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
- уровень организационного единства группа;
- уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
- уровень ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;
- уровень всех видов групповой общественной активности;
- уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции - овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой академической группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется [6]:
- в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов;
- в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать разлитые вопросы, оказывая друг другу помощь;
- в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответственности не только за свое поведение, но и за поведение товарищей.
Одним из значимых критериев высокого развития группы как коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Существует мнение, что об уровне развития студенческого коллектива можно судить не просто по общественной активности, а по степени включенности членов учебной группы в систему общественных отношений, в которой они являются одновременно и субъектом и объектом отношений руководства и подчинения, учатся и руководить, командовать и исполнять, подчиняться.
Нередко в психологической литературе одним из критериев высокого уровня развития коллектива называют совпадение формальной и неформальной структуры.
Деятельность,
направленная на формирование студенческого
коллектива, по своей сути творческая,
поэтому невозможно дать универсальных
способов осуществления ее. Искусство
руководства группой и
1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя динамику поведения и уровень ситуационности, можно выделить основные группы лидерства [7].
Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике или динамике. В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным.
Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах