Проблема лидерства в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.

Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.

Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;

- выявить структуры лидерских качеств;

- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;

- проанализировать лидерство в студенческих группах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6

1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6

1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10

1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23

2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23

2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблема лидерства в студенческих группах.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Второе изменение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом – ситуационность — признается критической, решающей для эффективного лидерства.

      Комбинация двух переменных приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов подходов к изучению лидерства в организации (табл. 1).

      Таблица 1

      Типы подходов к изучению лидерства

Есть

поведение

Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации   Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера
Динамика поведения      
Нет

поведения

Тип 1. Анализ лидерских качеств без учета ситуации   Тип 4. Ситуационный

анализ характера эффективного лидера

  Нет учета

ситуации

Уровень ситуационности Есть учет ситуации
 

      Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и «У» Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте [1].

      Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущи лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

      Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума-Шмидта, Дидлера, Стинсона Джонсона, Врума-Иеттона-Яго и др.) [10].

      Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера преобразователя и харизматического лидера).

      Концепции лидерства.

      Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.

      1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств (см. табл. 2 на стр 20), отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся [15].

      2. Концепции лидерского поведения. Изучение образцов поведения,

      присущих лидерам, началось на кануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

      Цель в исследованиях сдвинулась от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие: три стиля руководства; исследования университета штата Огайо; исследования Мичиганского университета; системы управления (Ликерт); управленческая сетка (Блейк и Моутон); концепция вознаграждения и наказания; заменители лидерства. 

      Таблица 2.

      Качества встречающиеся у лидеров

Интеллектуальные

способности

Черты характера личности Приоритетные качества
1. Ум и логика

2. Рассудительность

3. Проницательность

4. Оригинальность

5. Концептуальность

6. Образованность

7. Знание дела

8. Речевая

развитость

9. Любопытство и

познавательность

10.Интуитивность

1. Инициативность

2. Гибкость

3. Бдительность

4. Созидательство

5. Честность

6. Личностная

целостность

7. Смелость

8. Самоуверенность

9. Уравновешенность

10. Независимость

11. Самостоятельность

12. Амбициозность

13. Потребность в

достижениях

14. Настойчивость и

упорство

15. Энергичность

16. Властность

17. Работоспособность

18. Агрессивность

19. Стремление к

превосходству

20. Обязательность

21. Участливость

22. Совесть

1, Умение заручаться

поддержкой

2. Умение

кооперироваться

3. Умение завоевывать

4. Такт и

дипломатичность

5. Умение брать на себя

риск и ответственность

6. Умение

организовывать

7. Умение убеждать

8. Умение менять себя

9. Умение быть

надежным

10. Умение шутить и

понимать юмор

11. Умение разбираться

в людях

 

      3. Концепции ситуационного лидерства.

      Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

       К концепции ситуационного лидерства относятся: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго [7].

      Стили руководства.

      Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций [5].

      Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих стилей: авторитарный, демократический, либеральный.

      Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде (см. табл. 3 на стр.22).

      Таким образом, лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение остальных участников. Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислены выше, присущих лидеру. Ряд из них зависит от самой личности и связан либо с умением организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с отношением к подчиненным.  
 
 
 

      Таблица 3.

      Стили руководства

Общие психологические характеристики руководителя Отношение к подчиненным Характеристики групповых отношений
I. Авторитарный стиль
Руководитель     часто хмур,          озабочен, предельно   раздражен, резок с людьми. Около 90%    его    действий состоит из команд и приказов Официальность         в общении. Не склонен считаться  с  мнением других Отсутствие

доверительности,

враждебность,

повышенная

конфликтность

II. Демократический стиль
Руководитель активен, ровен     в     общении, самокритичен Главная     черта     — постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности Минимум

агрессивность  друг к Другу,      дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества

III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль
Недостаточно активен, боится      конфликтов, стремится                к безответственности Панибратство           в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не        распределены. Оценка    деятельности людей   основана   на стихийности Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет   по   течению, могут          возникать неожиданные ситуации и конфликты

       

 

      

      ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ 

      2.1. Характеристика исследования

      Для проведения практического исследования с целью выявить лидеров в  студенческих группах были использованы такие методы исследования, как тестирование. Были взяты тесты-опросники, состоящие  из 3 и 20 вопросов по выявлению лидерских  качеств студентов и лидеров группы.

      Исследование  проводилось на базе факультета «Информационных  и Социальных Технологий» среди  студентов с первого по третий курс дневного отделения специальности  «Информатика» Липецкого Государственного Педагогического Университета в  количестве 90 человек. Респонденты к исследованию отнеслись с интересом.

      Формирование сплоченного студенческого коллектива наиболее интенсивно происходит под влиянием правильно выдвинутым лидером. Лидер сплачивает группу и организовывает её деятельность. От сплоченности группы зависит её успеваемость и общественное положение. Лидер должен обладать такими качествами, как ум и логика, рассудительность, проницательность, инициативность, оригинальность, концептуальность, совесть, знание дела, образованность, речевая развитость, познавательность и другие.

      В связи с этим тесты-опросники  позволяют выявить:

      - студентов, обладающих лидерскими  качествами;

      - студентов, являющихся неформальными  лидерами.

      Тест-опросник «Способны ли вы быть лидером» (Н.А. Преображенская), предназначен для выявления трех групп людей: лидеров, возможных лидеров и людей не имеющих лидерских качеств. Для лиц, способных занимать руководящую должность, определены такие качества, как умение проявлять волю, твердость характера и способность влиять на других [14].

      Выяснить  на сколько проявляются в студентах  задатки лидеров можно с помощью  шкалы. Шкала состоит из 20 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми, суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

      Социометрическое  исследование, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Целью использования социометрии в данном исследование – выявление формальных и неформальных лидеров.

      Выявить лидеров нам позволит опрос, состоящий из 3 вопросов, направленных на выяснение доверительных отношений группы. 

 

       2.2. Результаты исследования

      Исследование  проходило в один этап. По результатам тестирования студентов были построены графики, показывающие количество студентов, обладающих лидерскими качествами.

      Рис. 2.2.1. Студенты, обладающие лидерскими качествами 

      По  результатам исследования видно, что  количество студентов обладающих лидерскими качествами, на третьем курсе выше, чем на первых. Это можно объяснить тем, что попадая на первый курс, студент приходит в новую для него среду. А уже к третьему курсу происходит становление и стабилизация характера студента.

      Также следует заметить, что формирование лидерских качеств  устудента зависит не только от прирожденных особенностей личности, но и от влияния окружающей среды, в нашем случае это студенческая среда, которая способствует развитию лидерских качеств.

      Из  проведенного исследования видено это развитие лидерских качеств у студентов (рис.2.2.2 на стр.26).

      Рис. 2.2.2. Рост лидерских качеств 

      Такая статистика наталкивает на подтверждение того, что лидерские качества можно и необходимо развивать. Способствует этому то, что в студенческом возрасте достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.

      

      Рис. 2.2.3. Снижение честности студентов 

      Однако при оценке результатов мы наблюдаем, что у студентов снижается такое качество, как честность (рис. 2.2.3). Это можно охарактеризовать следующим образом – обучение не влияет на формирование лидерских качеств: готовя специалистов в своем профиле, не развивают лидерские качества студентов.

      Проанализировав социометрический тест и проведя  наблюдение за студенческими группами, можно сказать, что формальные и  неформальные лидеры в студенческих группах не совпадают.

      В тех студенческих группах, где неформальные и формальный лидеры находятся в хороших отношениях, преобладает позитивное настроение. Наблюдается сплоченность группы, успеваемость групп выше, студенты активнее. В таких группах у студентов лучше развиваются лидерские качества.

Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах