Проблема лидерства в студенческих группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы лидерства в студенческих группах.

Объект исследования – процесс формирования лидерства в студенческих группах.

Предмет исследования – проблема лидерства в студенческих группах.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

- исследовать особенностей развития личности студента и формирования студенческого коллектива;

- выявить структуры лидерских качеств;

- определить оптимальную методику для выявления лидеров групп;

- проанализировать лидерство в студенческих группах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………….……6

1.1. Особенности развития личности студента..………………….……...6

1.2. Особенности формирования студенческого коллектива………..…10

1.3. Характеристики лидерства и лидерских качеств…..........................18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ..............................................................................................................23

2.1. Характеристика исследования………………………...…………….23

2.2. Результаты исследования…………….………..…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблема лидерства в студенческих группах.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Студенческим  группам, где неформальные и формальные лидеры конфликтуют,  присуще разрозненность на группировки. В таких группах лидерские качества развиваются в меньшей степени.

      Следует также отметить, что для развития индивида как личности, группа представляется незаменимой. Ведь сам по себе лидер – это статус человека в группе. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяет влияние человека на группу.  
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой своих целей.

      Студенческая  среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее  и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

      По  результатам исследования можно  утверждать, что на формирование студенческой группы и её дальнейшее развитие оказывают большое влияние лидеры группы. Так же можно сказать, что на формирование лидерских качеств влияет студенческая среда.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий // П.Ф. Друкер – М.: 1994;
  2. Ермошин А. Студенчество в прошлом и настоящем // А. Ермошин – М.: Высшее образование в России, 2004;
  3. Жуков Ю.М. Каким должен быть лидер в современной академической группе? // Ю.М. Жуков – М.: Высшая школа, 2007;
  4. Зельдович Б.З. Менеджмент // Б.З. Зельдович – М.: 2008;
  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент // Г.Б. Казначевская – Феникс, 2010;
  6. Клименко О.Е. О лидерах и лидерстве: О воспитании личности лидера в условиях профильного студенческого объединения // О.Е. Клименко – Студенчество и диалоги о воспитании, 2007;
  7. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом;
  8. Кретов Б.И. Типология лидерства // Б.И. Кретов – М.: 2008;
  9. Кузьмин Е.С. Лидерство в студенческой среде сегодня // Е.С. Кузьмин – Персонал, 2007;
  10. Ласкон М.Х. Основы менеджмента // М.Х. Ласкон – М.: Наука, 1995;
  11. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности // В.В. Кумарин – Челябинск: Уральское книжное издательство, 2006;
  12. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности // Б.И. Королев.- К.: Киев, 1985;
  13. Немов Р.С. Психология // Р.С. Немов – М.: Владос, 2005;
  14. Нейл С. Социология // С. Нейл – М.: Дело, 1994;
  15. Ольшанский Д. Студенческая группа // Д. Ольшанский – М.: Мол. Гвардия, 2002;
  16. Пономарев А.В. Где и как рождается лидер: О формировании лидерских качеств у студентов // А.В. Пономарев – Студенчество: Диалоги о воспитании, 2007;
  17. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности // Н.А. Преображенская – Екатеринбург: У-Фактория, 2007;
  18. Розанова В.А. Психология управления // В.А. Розанова – 2000;
  19. Социальная психология личности [Электронная книга] // "Равновесие", 2007 г;
  20. Шуванов В.И. Социальная психология управления // В.И. Шуванов -Юнити-Дана, 2009 г.

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      Тест-опросник «Способны ли вы быть лидером» (Н.А. Преображенская).

      Вопросы:

      1. Умеете ли вы отказывать другим в их просьбах?

      2. Избегаете ли вы столкновений, даже когда думаете, что правы?

      3. Легко ли подчиняетесь правилам  и предписаниям?

      4. Вы часто извиняетесь?

      5. Вы перестаете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?

      6. Стараетесь ли модно одеваться?

      7. Если одежда неудобная, но идет  вам, будете ли вы носить  её?

      8. Приходилось ли вам когда-нибудь  грозить водителям или пешеходам?

      9. Вы нетерпеливы с людьми, которые  не сразу понимают, чего от них хотят?

      10. Ругаетесь нецензурными выражениями?

      11. Выставляете ли людей в невыгодном свете?

      12. Раздражают ли вас мнения, высказываемые  по телевизору?

      13. Можете ли честно сказать другому,  что вас не устраивает его  работа?

      14. Вы всегда говорите то, что  думаете, невзирая на последствия?

      15. Считаете ли вы себя нетерпимым?

      16. Раздражаетесь ли, если проигрываете  в спорте?

      17. Главные решения в жизни принимают  за вас другие, не правда ли?

      18. Вы тратите деньги только на  себя и свои удовольствия?

      19. Одеваетесь ли вы так, чтобы  привлечь внимание?

      20. Нормально ли чувствуете себя в толпе?

 

       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      Социометрический  тест.

      Вопросы:

      1. а) Кого с своих товарищей из группы вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?

      б) Кого из своих товарищей из группы вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять вам помощь в подготовке к занятиям?

      2. а) С кем вы поехали бы в продолжительную поездку?

      б) Кого из членов своей группы вы не взяли бы в поездку?

      3. а) кто из членов группы лучше  исполнит функции лидера?

      б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Информация о работе Проблема лидерства в студенческих группах