Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 06:58, реферат
Что заставляет человека стремиться к лидерству? Субъективные механизмы становления, характера и направленности лидерства проясняет психоаналитическая теория 3. Фрейда. С его точки зрения, в основе лидерства лежит подавленное либидо -- преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактуют либидо более широко -- как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) либидо проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и проч.
Лидерство и руководство в группе и коллективе.
В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».
Что заставляет человека стремиться к лидерству? Субъективные механизмы становления, характера и направленности лидерства проясняет психоаналитическая теория 3. Фрейда. С его точки зрения, в основе лидерства лежит подавленное либидо -- преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактуют либидо более широко -- как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) либидо проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и проч. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет преодолевать и подавлять различного рода комплексы – например, чувство неполноценности. Подчинение лидеру тоже находит объяснение в теории психоанализа -- субъективное принятие лидерства закладывается в детстве как необходимость в покровителе, авторитетном человеке. В этом смысле авторитет и покровительство руководителя организации подобны авторитету и покровительству главы семьи.
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Лидер должен обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Общее лидерство в любой группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):
1. Деловое
лидерство характерно для
2. Эмоциональное
лидерство возникает в
3. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.
Почему человек
становится лидером? Согласно концепции "черт" лидер обладает
определенными свойствами, чертами, благодаря
которым он выдвигается в лидеры ( уверенность
в себе, острый и гибкий ум, компетентность
как доскональное знание своего дела,
сильная воля, умение понять особенности
психологии людей, организаторские способности).
Один из основателей теории черт Э. Богардус
отмечал, что «превосходящие интеллектуальные
дарования доставляют личности выдающееся
положение рано или поздно».
Концепция
интеллигентности (Гизели) предполагает,
что лидерские качества связаны с вербальными
и оценочными способностями личности.
Личностные качества лидера:
-- интеллигентность в вербальном и символическом плане;
-- инициативность,
т. е. способность направлять
-- уверенность в себе;
-- привязанность к сотрудникам;
-- решительность;
-- мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
-- зрелость;
-- умение мотивировать.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. Сторонники ситуационной концепции признают необходимость основных качеств -- целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентности. Слабость ситуационной концепции -- в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером тебе уже не стать. Ведь в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
Стать лидером не просто. Нужно совершенствоваться! Развитие лидерства -- целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:
1) выработка личной мотивированности;
2) развитие
индивидуальных
3) обеспечение
социальной компетентности
4) приобретение навыков и умения быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы членов группы.;
5) сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства;
6) устранение деструктивного лидерства. (-- лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д.)
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств, где большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру -- это признание его высоких достоинств, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. Лидер -- это зеркало коллектива. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого, руководителем.
Выделяют следующие стили управления.
Авторитарный стиль управления("минимум демократии") ("максимум контроля"): для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1)высокая
вероятность ошибочных решений;
2)подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3)неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
Демократический (или коллективный) стиль управления("максимум демократии"), ("максимум контроля"): управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Либерально-анархический ( нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на "самотек"), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты.
Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1)формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100%-ю отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2)морального и 3)функционального авторитета.
Моральный авторитет
зависит от нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1)компетентностью руководителя;
2)его деловыми качествами;
3)его отношением
к своей профессиональной
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий -- и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств.
Исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидер должен обладать следующими критериями:
1) непрерывное самосовершенствование;
2) ориентация на служение другим людям;
3) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от конфликтов;
4) вера в других: я защищаю другого человека, вижу его ценность -- доброту и потенциальные возможности;
5) рациональное распределение времени и усилий;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события;
7) самокритичность, толерантность, признание заслуг других и их равного права на самовыражение;
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
Информация о работе Лидерство и руководство в группе и коллективе