МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Всероссийский
заочный финансово-экономический
институт
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра |
философии,
истории и права |
Контрольная
работа по дисциплине «Деловое общение»
Вариант
15.
Референтные
группы и лидерство.
Студентка
|
Квак Юлия Владимировна
|
Специальность
|
Финансы и кредит
|
Образование
№ личного дела
|
Первое высшее
09ФФБ00585 |
Группа |
3ФКг-2
|
Преподаватель
|
Смехнова Галина
Петровна – к.с.н., доцент
|
|
|
|
|
|
|
Барнаул
2012
Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
- Раскройте
сущность и признаки референтной
группы……………..4
- Дайте
социально-психологическую характеристику
понятию «лидер»…………………………………………………………………..7
- Укажите
правильное определение понятия
«конформизм» и назовите факторы
социальной ситуации, влияющие на него:
- Стремление
личности к согласованию своих мнений
и действий с мнениями и действиями
членов группы;
- Возрастание
продуктивности и активности деятельности
индивида вследствие присутствия рядом
других людей;
- Снижение
индивидом своей активности и
продуктивности в присутствии других
людей………………………………………….10
- Список
использованных источников………………………………...14
Введение.
Первые
работы в изучении малых групп
были проведены психиатрами (В. М. Бехтерев
и Я. Дж. Морено), педагогами (А. С. Макаренко,
А. С. Залужный), психологами (Э. Мэйо, К.
Левин) и др. Эти исследования не только
сделали существенный вклад в развитие
научного познания малых групп, но и способствовали
улучшению и повышению эффективности
соц. практики. Легкость и доступность
экспериментов с малыми группами в естественных
и лабораторных условиях стимулировали
развитие В отечественной социологии
изучение малых групп преследует двоякую
цель: получение теоретические знания
о сущности малых групп как специфичность
соц. явления и выработки практичность
рекомендаций по управлению групповыми
процессами
Целью
контрольной работы является определение
понятия и основных особенностей
референтных групп, а также рассмотрение
таких составляющих коллектива, как конфликты,
формальное и неформальное лидерство
и групповые нормы и ценности.
1.
Раскройте сущность и признаки референтной
группы. В течение жизни личность испытывает
разнообразные воздействия со стороны
различных групп, в состав которых она
входит. Одни группы существенно влияют
на личность во многих ее проявлениях,
другие - незначительно и лишь в отдельных
чертах. Сила влияния группы на личность
зависит от многих факторов. Наибольший
эффект наблюдается в тех случаях, когда
группа является референтной (или эталонной)
для данной личности. Рефере́нтная группа —
это социальная
группа,
которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой
отсчета для себя и других, а также источником
формирования социальных
норм и
ценностных ориентаций[3]. Данная группа
служит своеобразным стандартом, системой
отсчета для оценки себя и других, а также
источником формирования социальных установок
и ценностных ориентации индивида. Разработка
теорий референтной группы в современной
западной социальной психологии связывается
прежде всего с именами таких авторов,
как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли,
Р. Мертон и др. В социологии и социальной
психологии понятие
«референтная группа» используется в
основном для объяснения социально-психологических
механизмов, участвующих в формировании
в индивидуальном сознании установок
ценностно-нормативной регуляции личности.
В этом плане оно представляет интерес
для социологических исследований, связанных
с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий,
так как умение находить и выделять референтные
группы существенно упрощает работу по
изучению направленности личности и поиск
путей целенаправленного влияния на ее
формирование. В литературе выделяется
несколько типов референтных групп. Нормативные
группы - ценности и нормы которых индивид
одобряет и хочет вступить в эти группы
или завоевать их расположение. Эти группы
дают индивиду руководство к действию
и ожидают от него соответствующего подчинения.
К нормативным группам можно отнести семью,
религиозную или национальную общность.
Часто такими группами являются для индивида
товарищеские компании, профессиональные
или политические объединения. Сравнительные
группы - в которые индивид не хочет входить
или получить их расположение, но использует
их как основу для оценки своего статуса
или поведения. Так, индивид может обращаться
к таким референтным группам для сравнения
своих действий с действиями других людей,
для определения степени законности своих
действий, сопоставления своих успехов
в тех или иных областях. Например, исследователи
в сфере организационной психологии используют
понятие «социальной нормы» заработной
платы, то есть такой ее уровень, который
работник считает для себя «нормальным»,
соответствующим его трудовому вкладу.
Формирование этой «нормы» есть результат
влияния соответствующей социально-профессиональной
референтной группы. Как для рабочих, так
и для служащих характерно сопоставление
своей заработной платы с заработной платой
других лиц соответствующей профессиональной
группы и данного иерархического уровня
в организации. Чем выше квалификация
и образование работника, тем шире референтная
группа при сравнении. Наряду с указанными
выше, возможны также негативные референтные
группы, по отношению к которым тот или
иной индивид находится в оппозиции. Это
группы, символизирующие что-либо неприемлемое
для данного индивида. Так, отдельные люди
могут избегать покупки тех товаров или
продуктов, которые ассоциируются у них
с социальными группами, недостойными
уважения. Обычно каждый человек имеет
не одну, а несколько референтных групп.
В одной ситуации он ориентируется на
ценности и нормы одной группы, в другой
ситуации - на другую группу и т. д. Для
того, чтобы лучше понять истоки тех или
иных установок личности, причины ее поведения,
необходимо знать, какие группы являются
для данной личности референтными. Важность
референтных групп как своеобразного
«оплота» установок личности прямо или
косвенно признается всеми, кто хочет
радикально изменить эти установки. В
таких случаях часто прибегают к физической
и психологической изоляции индивидов
от соответствующих референтных групп.
Именно так делается в религиозных сектах
кришнаитов и мунистов, где потенциальных
новообращенных лиц ставят в условия подобной
изоляции[9]. Результатом некотроых исследований
было открытие эффектов социальной фасилитации (от
англ. facility — облегчение) — улучшения
индивидуальных результатов деятельности
в присутствии других людей и социальной
ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать)
— ухудшения этих результатов[11]. Проявление
и степень выраженности феномена "фасилитация
— ингибиция" зависит от целого ряда
факторов. С собственно социально-психологической
точки зрения, особый интерес в этой связи
представляет влияние уровня группового
развития. Как показывает практика, в группах
высокого уровня социально-психологического
типа развития, присутствие других и взаимодействие
с ними оказывает отчетливо выраженное
фасилитирующее влияния в процессе и сложной
интеллектуальной деятельности. Особенно
ярко это проявляется при работе над проблемными
задачами, не имеющими не только очевидного,
но и "единственно верного" решения
и требующими креативного подхода. Более
того, как показывают последние исследования
в области психологии менеджмента, в современных
условиях наличие полноценной команды
является не только полезным, но часто
и совершенно необходимым условием поиска
эффективных решений такого рода задач.
Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой
общности ее можно рассматривать в качестве
психологически целостного, пусть и коллективного,
но субъекта[4].
2.
Дайте социально-психологическую
характеристику понятию «лидер».
При
характеристике динамических процессов
в малых группах, естественно, возникает
вопрос о том, как группа организуется,
кто берет на себя функции ее организации,
каков психологический рисунок
деятельности по управлению группой? Проблема
лидерства и руководства является
одной из кардинальных проблем социальной
психологии, ибо оба эти процесса
не просто относятся к проблеме интеграции
групповой деятельности, а психологически
описывают субъекта этой интеграции.
Когда проблема обозначается как "проблема
лидерства", то этим лишь отдается дань
социально-психологической традиции,
связанной с исследованием данного
феномена. В современных условиях
проблема должна быть поставлена значительно
шире, как проблема руководства группой.
Поэтому крайне важно сделать прежде
всего терминологические уточнения и
развести понятия "лидер" и "руководитель"[7].
Лидер (от англ. leader — ведущий,
первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся
большим, признанным авторитетом, обладающее
влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член
группы, за которым она признает право
принимать ответственные решения в значимых
для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная
личность, играющая центральную роль в
организации совместной деятельности
и регулировании взаимоотношений в группе[3].
Выделяют
три типа лидеров: вожак, лидер (в
узком смысле слова) и ситуативный
лидер.
Вожак —
самый авторитетный член группы, обладающий
даром внушения и убеждения. На других
членов группы он влияет словом, жестом,
взглядом. Греки во времена Гомера считали,
что вожак должен обладать мудростью Нестора,
справедливостью Агамемнона, хитростью
Одиссея и энергичностью Ахилесса.
На
протяжении XX в. проводились многочисленные
исследования индивидуальных качеств
преуспевающих руководителей. Так, американский
исследователь Р. Стогдилл предложил следующий
перечень качеств руководителя — вожака:
1) физические
качества — активный, энергичный,
здоровый, сильный;
2) личностные качества — приспособляемость,
уверенность в себе, авторитетность, стремление
к успеху;
3) интеллектуальные качества - ум, умение
принять нужное решение, интуиция, творческое
начало;
4) способности — контактность, легкость
в общении, тактичность, дипломатичность.
Безусловно,
всем перечисленным требованиям
удовлетворяет крайне малое число
людей. Последнее, однако, не означает,
что "руководителями рождаются" и
что хорошо руководить практически
нельзя научить. Действительно, исследования
показали наличие прямой связи между сочетанием
пяти факторов — ума, авторитетности,
уверенности в себе, энергичности и знаний,
с одной стороны, и способностью к руководству,
с другой. Однако это сочетание еще не
гарантирует успех, так как зависимость
составляет лишь 25—35%. В остальных случаях
решающую роль в эффективном руководстве
играют не личностные качества, а стиль
поведения руководителя.
Лидер гораздо
менее авторитетен, чем вожак. Наряду с
внушением и убеждением ему часто приходится
побуждать к действию личным примером
("делай, как я"). Как правило, его влияние
распространяется только на часть членов
неформальной группы.
Ситуативный
лидер обладает личностными качествами,
имеющими значение только в какой-то вполне
конкретной ситуации: торжественное событие
в коллективе, спортивное мероприятие,
турпоход и т.д.[8]
Руководитель
- лицо, которое
в силу закона, иных нормативных правовых
актов или учредительных документов организации
осуществляет управление этой организацией
либо выполняет функции ее единоличного
исполнительного органа[10].
В
отечественной социальной психологии
определены отличия в содержании
понятий «лидер» и «руководитель».
Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:
- лидер призван
осуществлять преимущественно регуляцию
межличностных отношений в группе, а руководитель
осуществляет регуляцию официальных отношений;
- лидерство
возникает при условиях микросреды, руководство
же – элемент макросреды, оно связано
со всей системой общественных отношений;
- лидерство
возникает стихийно, руководитель или
назначается, или выбирается;
- явление лидерства
менее стабильно, зависит от настроения
группы, руководство – более стабильно;
- руководство
подчиненными в сравнении с лидерством
имеет определенную систему санкций;
- процесс принятия
решения руководителем более сложный
и опосредован обстоятельствами, которые
не обязательно имеют истоки в данной
группе, лидер принимает непосредственные
решения, относящиеся к групповой деятельности;
- сфера деятельности
лидера – по большей части – малая группа,
где он является лидером; сфера деятельности
руководителя более широкая, поскольку
он представляет малую группу в более
широкой социальной системе.
Однако
лидер и руководитель имеют дело
с подобным типом проблем, а именно
– они должны стимулировать группу, нацеливать
ее на решение определенных задач. В психологической
характеристики их деятельности имеется
и много общих черт. Однако при этом, лидерство
– это чисто психологическая характеристика
поведения отдельных членов группы. Руководство
в большинстве своем является социальной
характеристикой отношений в группе, прежде
всего с точки зрения распределения ролей
управления и подчинения[7].
3. Укажите
правильное определение понятия
«конформизм» и назовите факторы
социальной ситуации, влияющие на
него:
- Стремление
личности к согласованию своих мнений
и действий с мнениями и действиями членов
группы;
- Возрастание
продуктивности и активности деятельности
индивида вследствие присутствия рядом
других людей;
- Снижение
индивидом своей активности и продуктивности
в присутствии других людей.
Конформи́зм (от
позднелат. conformis —
«подобный», «сообразный») — изменение
индивидом установок, мнений, восприятия,
поведения и так далее в соответствии
с теми, которые господствуют в данном
обществе или в данной группе. При этом
господствующая позиция не обязательно
должна быть выражена явно или даже вообще
существовать в реальности. Свойство личности,
выражающееся в склонности к конформизму,
называется «конфо́рмность»[3].
Выделяют
внешний конформизм, внутренний конформизм.
Нонконформизм можно рассматривать
как конформизм к нормам и ценностям
меньшинства. Главная ценность конформистского
типа – это чувство общности с социальной
средой. Будь то родная деревня, нация,
класс или просто круг знакомых, именно
социальная группа является для такой
личности источником нравственных норм
и представлений. Если в окружении укоренились
высокие требования к поведению, человек
вырастает прекрасно воспитанным. Может
быть, даже с излишней строгостью[6].
С
точки зрения информационного подхода
(Фестингер), современный человек не может
проверить всю информацию, которая к нему
поступает, и поэтому полагается на мнения
других людей, когда оно разделяется многими.
Человек поддается групповому давлению
потому, что он хочет обладать более точным
образом реальности («большинство не может
ошибаться»). С точки зрения гипотезы «нормативного
влияния», человек поддается групповому
давлению потому, что он хочет обладать
некоторыми преимуществами, даваемыми
членством в группе, хочет избежать конфликтов,
избежать санкций при отклонении от принятой
нормы, хочет поддержать свое дальнейшее
взаимодействие с группой