Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

              Высокая шк.4 (т.ММР1) выявляет высокую поисковую активность, нетерпеливость, склонность к риску, притязания, уровень которых колеблется в зависимости от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач. Поведение раскованно, наблюдается непосредственность в проявлении чувств и речи, избегание ответственности, ребячливость, бурное переживание как радостных, так и печальных событий, что подтверждается повышением по шкале экзальтации (т.Шмишека).

              Сочетание высоких шкал 4 и 6 выявляет эксплозивный (вспыльчивый тип реагирования. В ситуациях авторитарного давления и других форм противодействия, задевающих самолюбие и престиж личности, а также при агрессивных реакциях со стороны окружающих, легко выходит за рамки адаптивного состояния и дает взрывную реакцию. В данное время поведение сознательно контролируется. Сочетание повышенных шкал 7 и 8 указывает на ограничительное поведение, направленное на избегание неуспеха и выражающегося в возможных явлениях навязчивости (навязчивые действия, мысли, ритуалы, страхи). Повышенная индивидуалистичность, склонность к независимости.

              В эмоциональной сфере на момент обследования по тесту Люшера и другим проективным методам выявляется: эгоцентризм, повышенная тревожность, чувствительность, интерес к мнению окружающих, демонстративность, стремление нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания. Эмоциональная неустойчивость, повышенная эмотивность. Сам процесс деятельности должен приносить удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Черты эмоциональной незрелости, впечатлительность, мечтательность. Осознанный контроль создает известную напряженность. Неуверенность в себе, в связи с этим повышенная ранимость, болезненное чувство уязвленного самолюбия делает поведение неровным. Настойчивость в отстаивании собственной индивидуалистичности, что усложняет адаптацию. Потребность в уважении и внимательном отношении.

 

              Вывод: черты акцентуации характера по эпилептоидному и экзальтированному типу. Возможны сильные агрессивные реакции в личностно значимых ситуациях.

 

              Рекомендации: доброжелательное отношение окружающих, для снятия эмоционального напряжения – аутотренинги, для развития конструктивных форм поведения – социально-психологические тренинги; динамическое наблюдение социальных специалистов. Дополнительное   психодиагностическое обследование.

 

               31.10.06 г.                                               Психолог:   Л.А. Князева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица № 1 

Социальные данные контрольной группы

 

Испытуемый

Возраст

Образование

Состав родительской семьи

Число судимостей

Употребление

алкоголя, нарк. средств до судимости

№1

29 лет

8 кл.

Родители разведены

2

Злоупотреблял алкоголем

№ 2

47 лет

Среднее профес.

Полная семья

4

Злоупотреблял алкоголем

№ 3

28 лет

8 кл.

Родители разведены

3

Злоупотреблял  алкоголем,

наркотиками

№ 4

33года

Среднее профес.

Полная семья

2

Злоупотреблял алкоголем

№ 5

48 лет

Среднее профес.

Полная семья

5

Злоупотреблял алкоголем

№ 6

34 года

8 кл.

Полная семья

2

Злоупотреблял алкоголем

№ 7

26 лет

8 кл.

Неблагопол.семья

1

Злоупотреблял алкоголем

№ 8

31 год

8 кл.

Неблагополсемья

3

Злоупотреблял алкоголем

№ 9

25 лет

7 кл.

Сирота,

восп.в дет.доме

1

Злоупотреблял алкоголем

№ 10

41 год

8 кл.

Полная семья

2

Злоупотреблял алкоголем


 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

 

Социальные данные экспериментальной группы

 

Испытуемый

Возраст

Образование

Состав родительской семьи

Число судимостей

Употребление

алкоголя, нарк. средств до судимости

№ 1

43 года

Среднее профес.

Полная семья

2

Злоупотребл. алкоголем

№ 2

33 года

8 кл.

Неблагоп. семья

4

Злоупотребл. алкоголем

№ 3

59 лет

Среднее профес.

Полная семья

2

Не употреблял

№ 4

31 год

11 кл.

Родители разведены

1

Злоупотребл. алкоголем

№ 5

48 лет

10 кл.

Сирота, восп.в дет.доме

5

Злоупотребл. алкоголем

№ 6

37 лет

Среднее профес.

Неблагоп. Семья

1

Употреблял наркотики

№ 7

50 лет

8 кл.

Полная семья

7

Злоупотребл. алкоголем

№ 8

25 лет

10 кл.

Сирота, восп.в дет.доме

3

Злоупотребл. алкоголем

№ 9

42 года

8 кл.

Неблагоп. Семья

2

Злоупотребл. алкоголем

№ 10

20 лет

8 кл.

Сирота, восп.в дет.доме

1

Злоупотребл. алкоголем


 

 

 

 

Приложение 4

Таблица № 3

Констатирующий эксперимент. Контрольная группа.

Данные по тесту Шмишека.

Испытуемый

Гипертимность

Дистимность

Циклотимность

Возбудимость

Застревание

Эмотивность

Экзальтирован

ность

Тревожность

Педантичность

Демонстратив

ность

1

18

10

12

21

18

10

12

6

15

12

2

15

12

12

18

24

15

10

3

18

10

3

18

12

15

21

24

15

18

6

10

12

4

21

12

15

15

12

12

12

9

14

12

5

15

18

9

9

14

24

18

6

16

8

6

24

12

15

15

16

18

18

6

12

18

7

21

9

12

9

14

9

6

3

10

10

8

18

15

18

18

14

12

21

12

12

10

9

15

15

6

9

12

9

6

3

18

10

10

18

15

18

12

18

15

12

3

22

10

 

Данные по тесту ММРI (по шкалам Т-оценки).

 

Испытуемый

L- лжи

F-достоверности

К-коррекции

1-ипохондрии

2-депрессии

3-истерии

4-психопатии

5-мужествен-ти,

Женствен-ти

6-паранойи

7-психастении

8-шизофрении

9-гипомании

10-социальной

интроверсии

1

50

69

45

47

61

52

85

52

75

52

58

50

67

2

53

56

51

37

54

65

69

50

86

39

57

66

35

3

35

70

32

53

53

54

75

37

92

71

110

67

70

4

32

64

42

53

47

54

69

35

75

54

67

74

55

5

52

53

42

53

59

51

47

52

69

48

56

55

59

6

45

57

35

47

54

45

62

45

55

49

52

72

47

7

42

49

43

45

39

47

59

42

49

45

47

39

42

8

45

60

39

51

72

45

69

46

59

71

100

73

58

9

62

43

52

45

49

47

57

85

49

39

47

49

45

10

45

60

40

65

60

47

59

45

71

52

59

62

54

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном