Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97
Чтобы понять, отражают ли полученные данные своеобразие индивидуальности, или перед психологом личность, изменённая психическим заболеванием, при необходимости, можно подключить к исследованию методы, направленные на дифференцированное изучение тонких изменений в интеллектуальной сфере: опосредованное запоминание («Пиктограмма»), «Классификация предметов» Выготского, «Исключение предметов» Зейгарник, методы: «Несравнимые понятия», «Простые аналогии», «Сложные аналогии», «Толкование пословиц», корректурная проба, «Таблица отыскивания чисел» Горбова, интеллектуальный тест Векслера. Неравномерность уровня обобщения, стереотипия, избыточная склонность к использованию абстрактной символики или оторванность от реальности опосредующих признаков, опора на малосущественные или латентные признаки при сравнении понятий, плохое усвоение инструкций, быстрая истощаемость, трудности концентрации внимания, низкая способность к элементарным вычислительным операциям, плохое запоминание и другие, полученные в психологическом эксперименте данные помогут психологу отделить особенности, связанные с акцентуацией личности или заострением личностных черт от изменений, вызванных органическим поражением головного мозга, алкоголизмом, наркоманией или шизофреническим процессом 61, с. 453.
После проведения психодиагностического обследования составляется психологический портрет испытуемого, в котором раскрываются его темперамент, черты характера, мотивы, состояние эмоционально-волевой сферы (Приложение 2). В соответствии с данной психологической характеристикой даются необходимые рекомендации социальному специалисту для дальнейшей работы с испытуемым. При повышенном риске суицидального поведения рекомендуется динамическое наблюдение за клиентом. Далее психологом составляется план необходимых психокоррекционных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей характера клиента, эмоциональным состоянием.
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного поведения
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования
Рассмотрев факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения, было сделано предположение, что практически у всех лиц, с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), будут выявляться какие-либо акцентуации характера, которые затрудняют процесс социально-психологической адаптации. Следовательно, психокоррекционные мероприятия необходимо подбирать с учетом этих особенностей.
В процессе работы психолога в «Центре социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы» в течение года было замечено, что многие из тех, кто игнорировал помощь психолога, не смогли пройти до конца срок социально-психологической адаптации. Они были отчислены из «Центра социальной адаптации» за употребление алкогольных напитков и в дальнейшем либо совершали новые преступления, либо попадали в категорию лиц без определенного места жительства, что тоже служит риском рецидивов. Это наблюдение позволило выдвинуть гипотезу о том, что одна лишь социальная поддержка без психологической помощи не всегда эффективна. А методы психологической помощи должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента.
Структура опытно-экспериментального исследования включала следующие этапы:
1. пилотажное исследование (c 13.04.06 г. по 13.05.06 г.).
2. констатирующий эксперимент (с 13.04.06 г. по 13.08.06 г.).
3. формирующий эксперимент (с 14.09.06 г. по 10.11 06 г.).
4. контрольный эксперимент (с 10.11 06 г. по 13.11.06 г.).
Пилотажное исследование – на данном этапе были рассмотрены основные теоретические подходы к решению проблемы, отобранные методы и психодиагностические методики для изучения индивидуальных особенностей лиц с делинквентным поведением, методы психологической помощи наиболее адекватные для работы с данной категорией, разработан план проведения опытно-экспериментального исследования, сформулирована гипотеза.
Этапы организации и проведения психологического экспериментального исследования:
1. Постановка проблемы; выдвижение гипотезы.
2. Работа с научной литературой. Необходимо было выяснить, насколько разработана выбранная тема, проводились ли ранее подобные исследования. Аналогов по данной теме не обнаружено.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных. В данном исследовании в качестве зависимых переменных предполось рассматривать акцентуации характера.
4. Выбор экспериментального инструмента, который позволял бы исследователю: а) управлять зависимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Для воздействия на зависимую переменную использовались методы психокоррекции, подобранные с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.
5. Планирование экспериментального исследования.
6. Проведение экспериментального исследования.
Данное исследование проводилось на базе «Центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы» с лицами, освобожденными из мест лишения свободы и обратившимися за помощью в данный Центр, проживающие в его общежитии.
Констатирующий эксперимент – эксперимент, который используется для проверки определенных предположений (гипотез) и объяснения психических явлений. Наиболее часто констатирующий эксперимент применяется при изучении психологических особенностей испытуемых
42, с.50. В рамках настоящего исследования констатирующий эксперимент проводился на базе АФЦА, в течение 4 месяцев. Выборка испытуемых составила – 20 человек, мужчины в возрасте от 20 и до 59 лет, средний возраст испытуемых составил – 36,5 лет. Для изучения индививидуальных особенностей были использованы следующие психодиагностические методики: опросники Леонгарда-Шмишека, MMPI, проективные психодиагностические методики: «Цветовой тест Люшера», «Несуществующее животное». Психодиагностическое обследование на этапе констатирующего эксперимента проводилось в индивидуальной форме, что, во-первых позволило сочетать психодиагностические методики с непосредственными наблюдениями за реакциями испытуемых во время обследования, во-вторых способствовало установлению контакта и расположению к беседе по результатам продуктивной деятельности и, на наш взгляд, повысило достоверность полученных результатов обследования.
На основе анализа полученных результатов было сформировано две группы (экспериментальная и контрольная), испытуемые в которых обладали определенными социальными характеристиками, представленными в таблицах № 1, 2 (Приложение 3). Экспериментальную группу, составили лица с делинквентным поведением (освобожденные из мест лишения свободы), согласившиеся на проведение психокоррекционных мероприятий. В контрольную группу вошли - лица, освобожденные из мест лишения свободы, которые отказались от участия в психокоррекционных мероприятиях .
Также в ходе психодиагностического обследования у лиц с делинквентным поведением были выявлены различные акцентуации характера. В выборке испытуемых акцентуации характера по гипертимному типу составили – 35%, повышение показателей по шкале гипертимности (тест Леонгарда-Шмишека) и по шкалам 9, 4 (тест ММРI); по эпилептоидному типу – 30%: повышение показателей по шкалам застревания и педантичности (тест Леонгарда-Шмишека) и по шкалам 6, 4 (тест ММРI); по экзальтированному типу – 15%: повышение показателей по шкалам экзальтации, гипертимности (тест Леонгарда-Шмишека) и по шкале 9 (тест ММРI); по возбудимому типу – 10%: повышение по шкалам возбудимости, гипертимности, экзальтированности (по тесту Леонгарда-Шмишека) и по шкалам 4, 9 (тест ММРI); по сензитивному типу – 10%: повышение по шкалам дистимии, эмотивности (тест Леонгарда-Шмишека) и по шкалам 7, 2 (тест MMPI); также наблюдались черты демонстративности, которые наложились на уже выделенные акцентуации характера у 10% испытуемых: это повышение по шкалам демонстративности, экзальтации (по тесту Леонгарда-Шмишека) и по шкале 9 (тест ММРI), также в рисунке «Несуществующее животное» наблюдаются следующие детали: ресницы на глазах, крылья, бантики, прическа с завитушками, элементы нарядной одежды и т.д.
Данные психодиагностического обследования представлены в таблицах № 3, 4 (Приложение 4). Для выявления акцентуаций характера необходимо было сопоставить результаты всех тестов и наблюдений, и только при совпадении определенных показателей делать выводы. Корреляция между различными психодиагностическими методиками описана Л.Н.Собчик, что использовано в данной работе 61. Совпадение полученных данных подтверждает их достоверность.
После анализа результатов психодиагностического обследования и составления психологического портрета, проводилась психологическая консультация по результатам обследования. На данном этапе клиенту объяснялось, что его затруднения и конфликты рассматриваются как производные определенных личностных черт, личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, импульсивности, нейротизма и т.д. Клиенту давались рекомендации в соответствии с его особенностями характера, и предлагалось, для приобретения определённых навыков, посещать мероприятия психолога. Если клиент принимал предложение психолога, то психолог должен был рассказать о рекомендуемых мероприятиях: об их цели, задачах и сущности, о времени и частоте проведения. Психолог Центра социальной адаптации, в зависимости от особенностей акцентуаций характера клиента и его эмоционального состояния, может предложить индивидуальную работу (регулярные индивидуальные беседы по разработанной программе) или работу в группе (разные виды социально-психологических тренингов, аутотренинги).
Очень важно убедить лиц данной категории в необходимости психологической помощи, а для этого очень важен первый контакт с клиентом. В большинстве случаев у клиентов симпатии и антипатии возникают с первой встречи, а с ними доверие или настороженность, расположение или активное противодействие. Во время проведения беседы учитывался выявленный тип акцентуации характера клиента.
Гипертимный клиент, благодаря своей неизбирательной общительности, не представляет трудностей для первого контакта. Доверие обычно легко устанавливается, если клиент чувствует к себе доброжелательное отношение, искренний интерес к его проблемам, желание вместе с ним искать выход из трудной ситуации. Надо лишь избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, что легко пробуждает негативное отношение клиента. Не нужно демонстрировать равенство отношений. Клиент скорее почувствует расположение к психологу, если увидит в нем независимую самостоятельную личность.
К циклоидным клиентам отношение зависит от фазы. В период подъема они не отличаются от гипертимов. В период спада они нуждаются в психотерапии: им надо объяснить особенности их характера, ободрить, вселить уверенность, что за спадом последует подъем. Оставаясь внешне почти безучастными к словам ободрения в субдепрессивном периоде или встречая их недоверием, такие клиенты не менее жадно слушают их и в последствии, после минования субдепрессивного периода, признаются в их благотворном действии.
Лабильные клиенты представляют собой наиболее благоприятный объект для психокоррекции при условии, что с первого контакта встречают искреннее расположение к себе. Если с психологом установился доверительный контакт, такие клиенты жаждут его сохранить, по своей инициативе посещают психолога в поиске душевной поддержки в трудные минуты и сопереживания радости. Постепенно их самих следует приучать в пасмурные минуты искать светлые стороны жизни.
Сенситивные клиенты нелегки для установления контакта, но потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Разубеждению они поддаются медленно, обнаруживая недоверчивую настороженность. Ключ к первому контакту нередко удается подобрать в той сфере, где сенситивный клиент стремится к гиперкомпенсации. При установившемся контакте полезны бывают многократные продолжительные беседы, детальный обзор всех фактов и ситуаций, опровергающих убежденность клиента в его неполноценности и его мнительную тревожность в неблагоприятном отношении окружающих.
Эгоцентричность истероида облегчает первый контакт, если дать почувствовать интерес к нему как к личности. Здесь бывает труднее сохранить контакт в дальнейшем. Для этого приходится в какой-то степени устанавливать единственно приемлемое для истероида отношение – потворствующую гиперпротекцию. Но поощрять надо реальные достижения и действительные способности и при этом попытаться, чтобы истероидный клиент сам увидел отрицательную сторону своей претенциозной демонстративности. Для преодоления эгоцентризма надо поощрять рассказы о других.
С эпилептоидным клиентом контакт лучше устанавливать вне периодов аффективного напряжения. Внимание эпилептоидного клиента к своему здоровью, собственному благополучию помогает сделать первые шаги. Беседы должны быть обстоятельными и неторопливыми. Клиента надо побуждать выговориться - это снимет напряжение. Совместному обсуждению сначала лучше подвергнуть положительные качества его характера: любовь к порядку, аккуратность, осмотрительность, трезвость расчетов, хорошие способности к ручному мастерству. Лишь затем в самой деликатной форме можно подойти к отрицательным свойствам. Взрывчатость, гневливость, несдержанность в состоянии аффекта, склонность к приступам мрачно-раздраженного настроения признается самими клиентами, если установлены доверие и контакт. Показав на примерах, какой ущерб самому клиенту нанесли или могут нанести эти черты характера, надо убедить его приучать себя уходить от раздражающих ситуаций, искать в такие моменты уединения, отдушины в любимых занятиях. Следует объяснить такому клиенту опасность именно для его характера алкогольных опьянений, которые вследствие бурных несдерживаемых аффектов могут иметь тяжелые последствия.