Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

Одним из основных психогенных факторов в формировании делинквентного поведения является негармоничная семья. В гармоничной семье все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды. Даже психопатоподобные изменения после перенесенных психических заболеваний в гармоничной семье скорее и полнее компенсируются.

Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений. Они могут быть разделены на несколько видов (предложено Э.Г.Эйдемиллером, с дополнениями А.Е.Личко): собственно негармоничная семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой  - слишком зависимое положение («семейный перекос»); деструктогенная семья отличается отсутствием способности её членов  к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем, чрезмерной автономией отдельных членов; распадающаяся семья живет в условиях обострившейся конфликтной ситуации, где назревает уход из семьи одного из родителей, или его риск постоянно высок; распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один из родителей уже отделился от семьи, может иметь другую семью, но в какой-то мере продолжает сохранять контакты  с семьей прежней и несет ещё часть функций её члена. Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается от всех предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с зависимым пассивным положением других. Как видно, все эти типы представляют собой разные ступени перехода от гармонии к полному распаду 40, с.85.

Все типы негармоничных семей являются главной причиной неправильного воспитания. Неправильное воспитание при акцентуациях характера способствует возникновению патохарактерологических реакций и неврозов, фромированию психопатических развитий, что бывает причиной делинквентного поведения. Хочется особо подчеркнуть значение нескольких видов неправильного воспитания, которые выделены в работах А.Е.Личко.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное истинного интереса к делам, волнениям, увлечениям подростка. Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному типах. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни 40, с.86.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запреты, невозможность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция ещё в младшем или среднем подростковом возрасте  приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки поднимают бунт против «притеснения» и в какой-то момент рвут все родительские запреты и устремляются туда, где с их точки зрения, «все можно», то есть в асоциальную уличную компанию40, с.87. 

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей.

При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекция  толкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она также способствует появлению истероидных черт при гипертимной, шизоидной и эпилептоидной акцентуации характера. Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоидной акцентуации превращает подростков в жестоких семейных тиранов, способных избивать своих родителей 40, с.87.  

Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания описан А.А.Вдовиченко у делинквентных подростков. Здесь сочетается недостаток родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремясь оправдать его поступки, перевалить вину на других. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты. Попав в воспитательные учреждения, особенно в условиях строгого дисциплинарного режима, оказавшись без привычной потворствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфликтах обнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демонстрации и т.п.) 40, с.88.  

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Эмоциональное отвержение может заострять черты при эпилептоидной  и лабильной акцентуации. При сочетании эмоционального отвержения с гиперпротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компаниях – в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости 40, с.88.  

Воспитание вне семьи. Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений – сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей 40, с.90.   Жестокие отношения могут культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламентированный режим. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труднее, чем в гармоничной семье 9.

У лиц с делинквентным поведением можно предположить наличие патологических черт характера и акцентуаций характера.  Среди делинквентных подростков мужского пола, по данным А.А.Вдовиченко, процент акцентуаций характера оказался почти тот же, что в общей популяции того же возраста (66%), однако среди них часто встречались неустойчивый, эпилептоидный, истероидный типы. Группа подростков с криминальным поведением, по данным Л.О.Михайловой, отличалась более высоким процентом акцентуаций характера (87%) и чаще, чем в популяции встречался не только эпилептоидный, но и шизоидный тип.

При психопатоподобных нарушениях поведения с делинквентностью, где понадобилась госпитализация в психиатрическую больницу, акцентуации характера установлены в 80% случаев, особенно частыми были эпилептоидный, шизоидный и неустойчивый типы 9,с.150.

Для лучшего понимания проблемы социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением, необходимо описать наиболее часто встречающиеся акцентуации характера у данной категории и факторы, способствующие их развитию.

Гипертимный тип. С детства отличается большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми людьми, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В школе, не смотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Отличаются почти всегда хорошим, даже несколько приподнятым настроением. Оно сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, активностью, хорошим аппетитом, крепким освежающим сном. Лишь изредка  солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействиями окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию. Рано проявляют самостоятельность и независимость. Плохо переносит жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Плохо переносит, однообразную обстановку и  монотонный труд. Напряженная ситуация плохо переносится если она сопряжена с вынужденным бездельем. Наиболее распространенной формой психологической защиты является жажда деятельности, особенно в чем-то новом. Свое будущее склонен видеть в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колеи.

На фоне гипертимной акцентуации  могут возникать острые аффективные и патохарактерологические реакции, ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги у подростков и т.д. Служит хорошей почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Это случается при неправильном воспитании. Гипопротекция, и наоборот, доминирующая гиперпротекция в силу обострившейся реакции эмансипации в подростковом возрасте приводят в асоциальные компании, что способствует формированию гипертимно-неустойчивого типа. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии40, с.36-39.  

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением подросткового периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с гипертимностью или с относительно ровным настроением. Длительность фаз меняется – сначала дни, затем 1-2 недели. С возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует усилий. Общение с окружающими начинает тяготить, компании избегает. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. В период подъема выглядит как гипертимный тип. Бросаются в глаза несвойственные ему обычно шутки и желание везде и всюду острить. Алкоголизироваться может в компании во время гипертимной фазы 40, с.39-41.

Эпилептоидный тип. Редко черты этого типа проявляются ещё в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим рано выявляются садистские склонности: любит мучить животных, дразнить малышей, издеваться над беспомощными. Отмечается недетская бережливость в отношении своей одежды, игрушек, всего «своего» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покуситься на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства. В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно - тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на чем можно сорвать зло. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде может совершать поступки,  о которых потом не остается воспоминаний. Склонность напиваться «до отключения».

Перед начальством склонен к угодничеству, если ждет от него каких-либо поблажек или преимуществ. В группе стремление к властвованию, желание устанавливать порядки, выгодные для себя. Обычными чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, допекающий всех педантизм.

Склонен к консерватизму, любит раз и навсегда установленный порядок, подозрителен ко всяким новшествам. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

В условиях гипопротекции и асоциальной среды на эпилептоидное ядро могут наслаиваться черты неустойчивого типа, хотя, казалось бы, эти черты трудно с ним совместимы – праздный образ жизни, уклонение от всякого труда, желание жить сегодняшним днем и заполучить любыми путями удовольствие и развлечения, полное равнодушие к вопросам морали и нравственности, безразличие к будущему.

Воспитание в условиях гиперпротекции может наслоить на эпилептоидное ядро истероидные черты. Эпилептоидная акцентуация может быть также почвой для острых аффективных реакций – экстра - или интрапунитивных, для делинквентных поступков 40, с.55-59.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении к себе, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять обратить на себя внимание.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь внимание сверстников, могут использоваться нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, мелким правонарушениям, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе или труде престижное положение, которое бы тешило самолюбие, не хватает ни способностей, ни настойчивости. Склонен к вызывающему поведению в общественных местах. Наиболее распространенной формой психологической защиты является вытеснение. Сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») легко приводит к психопатическому развитию. В силу инфантильной реакции оппозиции может оказаться в асоциальных компаниях, а их длительное влияние приводит к тому, что на истероидное ядро наслаиваются неустойчивые черты 40, с.59-63.

Неустойчивый тип. С детства не послушен, непоседлив, всюду и во все лезет, но при этом труслив, боится наказаний, легко подчиняется другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ним все время приходится следить. Встречаются симптомы невропатии (энурез, заикание и т.п.). С 1-го класса школы не желают учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним старшие.

Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Когда становится подростком, то ищет более сильных и острых ощущений – в ход идут алкоголизация, хулиганские поступки, проявляет интерес к наркотическим средствам. Поэтому нарушения поведения, делинквентность обусловлены, прежде всего, желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано, иногда с 12-13 лет, и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений подталкивает на правонарушения. Никакой труд не привлекает. Работает только в силу крайней необходимости. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся послушным орудием асоциальных групп. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации легко формируется психопатия 40, с.64-66.

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном