Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97
При шизоидной акцентуации неформальный контакт достигается чрезвычайно трудно. Прихотливая избирательность шизоида в выборе симпатий и антипатий, казалось бы, обрекает на неудачу все заранее заготовленные схемы. Вначале обычно больше приходится говорить самому психологу и лучшая тема для этого – трудность контактов вообще и судьба людей, которым они нелегко даются. Признаком преодоления психологического барьера, перехода от контакта формального к неформальному служит момент, когда клиент начинает говорить сам, иногда на тему далекую, неожиданную. Останавливать его не следует: чем дальше, тем раскрытие может быть все более полным. Нужно лишь учитывать еще одно свойство шизоида – истощаемость в контакте. Тогда бывает полезно неожиданно направить беседу на новую тему [76, с.115-119].
При выборе, в дальнейшем, методов психокоррекции и психотерапии учитывались индивидуальные особенности каждого клиента по результатам психодиагностики и беседы, его отношение к данным мероприятиям (желание или нежелание учувствовать). Лицам с делинквентным поведением, у которых выявлены черты акцентуации по возбудимому, шизоидному сензитивному типу, а также особый характер проблем, рекомендована индивидуальная работа с психологом. В экспериментальной группе это испытуемые № 1, 2, 8, 10. Остальным испытуемым из экспериментальной группы с акцентуациями характера по гипертимному, эпилептолидному, демонстративному и экзальтированному типу было предложено участие в социально-психологических тренингах.
3. 2. Проведение психокоррекционных мероприятий
Формирующий эксперимент – эксперимент, который направлен на изучение психологических особенностей испытуемых в условиях реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей. Этот метод, позволяя прослеживать психические изменения личности, удачно сочетает в себе психологическое изучение испытуемых с поиском и разработкой оптимальных путей психокоррекционной или учебной работы посредством активного включения испытуемых в организованную психологом или преподавателем деятельность и целенаправленным воздействием на него 42, с.55.
В рамках настоящего исследования формирующий эксперимент проводился в течение двух месяцев с 14.09.06 г. по 10.11.06г.. Использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы, выбор которых зависел от индивидуальных особенностей участников эксперимента.
При комплектовании группы учитывались принципы добровольности, регулярности проводимых занятий, конфедициальности, гуманности. В состав группы нельзя включать «взрывных» клиентов, которые в острой ситуации могут оказать физическое воздействие на других участников тренинга, состав группы должен быть разнороден по совершенным преступлениям, по индивидуально-психологическим особенностям, так как людям с эмоционально-экспрессивным стилем общения могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального (сдержанного) склада, и наоборот. Оптимальная численность тренинговой группы для бывших осужденных должна быть 7–9 человек 44, с.85. Занятия проводились два раза в неделю по 2–3 часа в течение 1,5 месяцев.
Задачами социально-психологического тренинга в подготовке лиц с делинквентным поведением (бывших осужденных) к жизни на свободе являлось:
- развитие и коррекция представлений бывших осужденных о себе («Я»-концепция);
- познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к другим людям;
- расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения; коррекция психологических защитных механизмов (рационализация своих действий);
- развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;
- коррекция ценностных ориентаций лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- прояснение и формирование жизненных планов на дальнейшую жизнь;
- развитие нравственной и эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
- развитие жизненных умений устанавливать психологический контакт с нужными людьми, решать вопросы о трудоустройстве и прописке, разрешать конфликтные ситуации в общественном месте, трудовом коллективе, в семье и т.п. 44, с.92-100.
Гуманистическое содержание социально-психологического тренинга предполагало творческое, свободное общение в группе. Оно исключало жесткую программу и способствовало развитию и коррекции ценностных ориентаций, мотивации и других лично значимых свойств.
В ходе реализации эксперимента, было отмечено, что лицам с гипертимным и экзальтированным типом характера очень сложно длительное время заниматься однообразной деятельностью. Поэтому занятия социально-психологических тренингов были построены так, чтобы на каждом занятии было что-то новое и интересное, чтобы было много подвижных игровых техник, элементы танцедвигательной психотерапии, постоянная смена деятельности.
Учитывая отягощенный анамнез практически у всех испытуемых в контрольной и экспериментальной группах (злоупотребление алкоголем до судимости), можно предположить, что у многих лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), высок риск алкоголизации, поэтому в содержание тренинговых занятий были включены профилактические упражнения.
После проведенного опроса выяснилось, что алкоголь употребляется лицами данной категории в основном в следующих целях: 1) снятие эмоционального и физического напряжения; 2) снижение застенчивости и неуверенности в себе при знакомстве с женщиной и общении за пределами своего круга; 3) забыть хоть на какое-то время о проблемах и повысить настроение. Таким образом, перед психологом встали следующие задачи: для профилактики алкоголизма научить лиц с делинквентным поведением снимать эмоциональное и физическое напряжение, свободно общаться (развивать коммуникативные навыки), научиться чувствовать себя счастливыми и получать радость от жизни без алкогольных стимуляторов. Для этого в план социально-психологических тренингов были включены игровые техники, элементы из телесно-ориентированной терапии.
Для того чтобы разнообразить группу и использовать ролевые игры с женскими ролями, были приглашены на занятия социально-психологического тренинга девушки – студентки СГА в количестве 4 человек. Таким образом, тренинговая группа состояла из 6 лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) и 4 девушек. План занятий социально - психологических тренингов включал (Приложение 5 ):
1) разминку из психотехнических упражнений;
2) игровые техники;
3) упражнения из телесно-ориентированной терапии Лоуэна;
4) обсуждение тем, предложенных психологом; ролевые игры; техники НЛП;
5) танцедвигательную терапию или аутотренинг (чередуются через занятие);
5) рефлексию.
Хочется особо отметить следующее наблюдение. Сначала было очень тяжело замотивировать лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) на участие в социально-психологических тренингах. Для них это было очень необычно. Кроме того, было значимо мнение окружающих людей (слышались насмешки, шутки) из их круга общения. Самому добровольно соглашаться клиенту никак нельзя было, чтобы не уронить свою позицию в глазах «товарищей». Поэтому психологу приходилось применять различные уловки, ставить альтернативный выбор: участие в социально-психологических тренингах или лечение в наркологии, отчисление из «Центра социальной адаптации» за многочисленные нарушения или обязательное участие в тренингах. Таким образом, складывалась ситуация когда клиент не мог отказаться и перед «товарищами» было оправдание. Хотя некоторые клиенты соглашались участвовать в занятиях добровольно, чтобы хоть как-то провести свободное время. После посещения участниками нескольких занятий, был заметен появившийся у них интерес: на тренинги стали приходить вовремя без опозданий, самостоятельно (не ждали приглашения как раньше), на занятиях стали вести себя активно, не отказываясь принимать участие в различных упражнениях и играх, какими бы нелепыми они им не казались. На заключительном занятии участниками группы было высказано пожелание продолжать групповую работу. Также было отмечено, что участники социально-психологического тренинга, злоупотреблявшие алкоголем, за время проведения занятий ни разу не употребляли алкогольные напитки и не испытывали тягу к алкоголю.
Таким образом, можно сделать вывод, что изначально нужно ввести обязательное посещение психокоррекционных мероприятий психолога лицами с делинквентным поведением, так как люди данной категории не всегда и не сразу могут понять необходимость для них такой помощи, а администрация «Центра социальной адаптации» должна содействовать в этом.
Индивидуальная психотерапия была направлена на психологический анализ личности, с осознанием отрицательных комплексов и обретение навыков отреагирования. Параллельно человек получал основные психологические знания жизни и научался понимать цели и смысл переживаний, поступков как своих, так и окружающих людей. Учился находить выходы из любых сложных и конфликтных ситуаций. На заключительном этапе осознавалась вся жизнь, от самых первых детских переживаний и вплоть до последних дней будущего. Клиент также научался техникам перепрограммирования своих фундаментальных, судьбоносных установок. Работа занимала 10-15 часов, по 1-3 часа за сеанс. В повторном курсе нужды не возникало.
Анализируя данные биографического метода, выяснилось, что большая часть лиц, освободившихся из мест лишения свободы – это выходцы из неблагополучных семей, из детских домов и школ-интернатов. Практически все они имеют уже не одну судимость, что показано в таблицах № 1, 2 (Приложение 3). Это позволило предположить, что у данных лиц нет своего сформированного сценария жизни или они живут по «неблагополучному» сценарию жизни своих родителей, так как не видели других примеров перед глазами. У многих из них накоплены обиды на родителей, школу, общество за то, что их вовремя не поддержали, а отвергли и сделали изгоями. Их ругали, говорили, как не нужно делать, а как правильно делать никто не научил. В связи с этим была необходимость применения техник НЛП (нейро-лингвистического программирования) для снятия обид и скрытых комплексов и изменения (или формирования) жизненного сценария. С этой целью использовалась индивидуальная психотерапевтическая программа, разработанная ачинским психотерапевтом В.Л.Куковицким, которая используется им более 15 лет в своей работе.
Индивидуальная программа включала в себя пять этапов в работе:
1.Динамический психоанализ с осознанием поверхностных комплексов.
2.Знакомство с законами психологии.
3.Обучение методикам работы с комплексами.
4.Осознание подсознательной программы жизни (судьбы) и обучение техникам перепрограммирования.
В процессе такой индивидуальной работы с клиентом обсуждались следующие темы: тройственность личности, «игры» (трансактный анализ); отношения между мужчиной и женщиной, лидерство; правила общения, избавление от комплексов и негативных переживаний, осознание жизненной программы и её изменение (техники НЛП).
Курс занимал от 10 до 15 часов, в зависимости от объема проблем и возможностей усвоения. То есть необходимо было 3-6 сеансов, по 1-3 часа с перерывом в 1-3 дня, для выполнения домашнего задания. Курс в полном объеме с одним клиентом проводился за 1 - 1,5 недели. Работа шла на сознательном уровне, без трансов и внушений 34, с.4. По данной программе проводилась работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как в группе, так и индивидуально. Индивидуально по данной программе исследователь проработала с испытуемыми № 1, 2, 8, 10.
После проведенных психокоррекционных мероприятий в экспериментальной группе, был проведен контрольный эксперимент, который показал, насколько они эффективны.
3.3. Оценка эффективности психокоррекционной работы и рекомендации
Контрольный эксперимент – это эксперимент, который осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей; в нем создаются условия, при которых равновероятным было бы получение данных, как в пользу, так и против экспериментальной гипотезы. То есть контролируются условия, при которых именно действенность предполагающейся причинно-следственной зависимости определяет изменение показателей зависимой переменной в ожидаемом направлении 32, с.404.
Для проведения контрольного психодиагностического обследования использовались тесты Леонгарда-Шмишека, ММРI. Обследование проводилось в небольших группах по 5 человек. Испытуемым давался бланк ответов, зачитывалась инструкция. Психолог зачитывал вопросы, а испытуемые в бланке ставили ответы. После обработки, полученные данные были внесены исследователем в таблицы № 5, 6, проведен сравнительный анализ (Приложение 6).
Чтобы наглядно увидеть есть изменения в исследуемых признаках (чертах характера) или нет, нужно было найти среднее арифметическое исследуемых признаков, характеризующих всю массу испытуемых в целом в контрольной и в экспериментальной группах, используя формулу:
Хср.= (Х1 n1 + X2 n2+ X3 n3)\ n
Где: Х1 – значение исследуемой величины; n1 - частота проявления исследуемой величины; n - число наблюдений; Хср. - средняя арифметическая.
Полученные данные занесли в таблицу № 7 (Приложение 7). Были построены графики (Приложение 8) и гистограммы (Приложение 9) по средним арифметическим показателям данных по тестам ММРI и Леонгарда-Шмишека, полученным во время констатирующего и контрольного эксперимента.
Итак: проанализировав полученные результаты, видно, что в контрольной группе психологическое состояние лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) за два месяца практически не изменилось, а по некоторым показателям ещё больше ухудшилось. Данные лица остались под динамическим наблюдением социального специалиста.
В экспериментальной группе, после проведенных психологом занятий были изменены следующие показатели: снизились тревожность, возбудимость, импульсивность, ригидность; повысились общий фон настроения, активность, улучшились адаптационные свойства, вырос коммуникативный потенциал, стабилизировалась работоспособность. В экспериментальной группе, с которой проводились занятия, произошли количественные и качественные изменения: у 100% участников психокоррекционных мероприятий показатели по многим шкалам снизились с высоких значений (18 и выше по тесту Леонгарда-Шмишека и выше 60-70 по тесту MMPI) до средних, а кое-где и до пределов нормы. Также положительная динамика подтверждается наблюдением исследователя и сотрудников АФЦА: участники экспериментальной группы чаще стали обращаться с вопросами, стали способны к доверительному общению с психологом, повысился интерес к занятиям, к общению с новыми людьми. Сами участники психокоррекционных мероприятий отмечали, что «стали более свободными», «раскрепощенными», «жизнерадостными», «появился интерес к общению за пределами своего обычного круга». Однако у них отмечаются еще значительные трудности в общении, что говорит о необходимости продолжения психокоррекционной работы.