Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

Аутогенная тренировка показана при лечении неврозов, психосоматических заболеваний, расстройствах сна, алкоголизме и наркоманиях. Наилучшие результаты наблюдаются при лече6нии тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, что часто встречается у лиц данной категории. Кроме того, в конце сеанса аутогенной тренировки,  можно давать установки не только на хорошее самочувствие, но и на чувство уверенности в себе, уверенности в будущем, на желание жить, радоваться жизни и действовать. В этом случае, аутогенная тренировка уже применяется в качестве психогигиенического и психопрофилактического средства 26 (Приложение 1).

Индивидуальная психологическая консультация – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях 15, с.25.

Для оказания эффективной психологической помощи лицам с делинквентным поведением, необходимо подбирать психокоррекционные мероприятия с учетом индивидуальных особенностей. Поэтому, для выявления индивидуальных особенностей, психологическую помощь необходимо начинать с психодиагностического обследования лиц с делинквентным поведением.

Психодиагностика представляет собой формализованный метод исследования психологических свойств конкретного человека. Объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтвержденной достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора. Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень проявления тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях – в динамике. Исследование проводится с использованием в сравнительном анализе специально подобранных психодиагностических методик. Очень важно подобрать такой набор тестов, который позволил бы описать целостный  портрет  и охватывал разные аспекты личности 47. В данном исследовании наиболее подходящим будет сочетание биографического метода, индивидуальной беседы, проективных методик (рисунок «несуществующее животное», тест выбора цвета Люшера) и психодиагностических опросников (опросник ММРI,  опросник Леонгарда-Шмишека). Чтобы понять, почему выбраны данные методики, необходимо дать краткую характеристику каждой. 

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографического метода в данном исследовании являются характеристики и отзывы из мест отбывания наказания, биография. Много информации может дать «справка об освобождении от наказания», в которой вносятся сведения о наличии денег, проездных документов, о сроках нахождения в местах лишения свободы и предыдущих судимостях. Посмотрев эту справку, уже можно предположить наличие у человека тех или иных черт характера, и строить беседу с ним, учитывая это и стараясь расположить к себе 74.

Очень важно при проведении психодиагностического обследования наблюдать за поведением испытуемого, его манерой держаться, жестами, мимикой, вегетативными реакциями. Также необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие татуировок, следы порезов или инъекций, следы перенесенных травм.

              Татуировка на теле является нередким атрибутом делинквентных лиц, и её содержание может иметь немалое информационное значение. У лиц мужского пола наименее значимы собственные инициалы, имя, год рождения – они, возможно, являются отражением примитивного стремления к самоутверждению в подростковом возрасте. Женские имена говорят о предметах влюбленности, а мужские о верных друзьях, с которыми нередко совершался обряд братания. Как в этих, так и во многих других случаях татуировка служит символическим отражением специфических поведенческих реакций – эмансипации и группирования со сверстниками в подростковом возрасте, оппозиционных установок, имеющих демонстративно – вызывающее, нонконформистское содержание. Следует обращать внимание на следы от вытравленных татуировок – они говорят о том, с чем или с кем человек хотел бы порвать40, с.135.

              Следы порезов наиболее часты на внутренней поверхности предплечья левой руки. Чаще всего это - следы аффективных аутоагрессивных или демонстративных реакций. Единичный неглубокий шрам на предплечье может быть следом обряда братания, распространенного в делинквентной среде.

              Следы инъекций на предплечьях, особенно по ходу вен, да ещё в сочетании со склерозированными поверхностными венами, указывают на использование внутривенных вливаний для введения токсических веществ.

              Следы перенесенных травм (в частности, переломы костей носа, шрамы на лице) могут говорить о частых драках, что свидетельствует о вспышках конфликтности и импульсивности, повышенной агрессивности 19, с.10-25. 

«Несуществующее животное» – проективная методика исследования личности, предложенная М.З.Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное,  также дать ему ранее несуществовавшее имя и рассказать об этом животном: размер, среда обитания, чем питается, какой по характеру, по интеллекту, живет одиноко или стадно, есть ли враги и как с ними справляется. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Также при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими элементами и фигурами. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Показана удовлетворительная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД

( П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т.И.Краско, 1995) 62.

              Помимо диагностики рисунок несет и психокоррекционную функцию, так как позволяет испытуемому в процессе рисования отреагировать накопившиеся отрицательные эмоции: агрессию, страх, повышенную тревожность. Таким образом, данный тест выполняет роль  и психокоррекционного средства арт-терапии.

Тест выбора цвета М.Люшера – проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета ( хотя в настоящее время есть  8, 16 и 32 цветовые варианты, в том числе и компьютерные, методики Люшера). Это глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. 

              Основные цвета: 

1)     синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2)     сине – зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3)     оранжево – красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4)     светло – желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный; 8)серый (обозначается как нулевой – 0). Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения, сложности социальной адаптации. Их значение (как и основных) в наибольшей степени определяется взаимным расположением, распределением по позициям. После инструкции, испытуемому предлагается сделать выбор понравившихся цветов дважды с интервалом в 2 – 3 минуты. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаются восемь позиций:

первая и вторая – явное предпочтение (обозначается + + ) ; 

третья и четвертая – предпочтение (обозначаются х х ) ;

пятая и шестая – безразличие к цвету (обозначается = = ) ;

седьмая и восьмая – антипатия к цвету (обозначается - - ) .

При интерпретации результатов учитываются следующие аспекты:

- общая последовательность выбора цветов в первой и во второй серии;

- взаимное расположение основных цветов, основных и дополнительных цветов;

- расположение цветов на первых и последних позициях.

На основании более 36000 результатов исследований М.Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций 74. Далее обработала и адаптировала к современным условиям интерпретацию метода цветовых  выборов Л.Н.Собчик, по которому и проводилось психодиагностическое обследование испытуемых 61. Анализируя, интерпретируя результаты данного теста, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами наблюдения, бесед, опросников, биографического метода.

Опросник ММРI (Миннесотский многофазный личностный опросник) – один из наиболее распространенных личностных тестов, применяемый для диагностики индивидуально – психических особенностей нормальных людей и людей с психическими отклонениями. Предложен С.Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. Опросник является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений испытуемые (лица в возрасте от 16лет и старше) должны дать ответ: «верно», «неверно», « не могу сказать». Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об испытуемом и время, затраченное на ответы. Завершается обследование построением профиля личности, который вычерчивается на специальном бланке, где балльные оценки переводятся в стандартные (Т – оценки).

Основные клинические шкалы опросника ММРI:

1)                 шкала ипохондрии – определяет «близость» обследуемого к астено – невротическому типу личности; 

2)                 шкала депрессии – предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

3)                 шкала истерии – разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций) ;

4)                 шкала психопатии – направлена на диагностику социопатического типа личности;

5)                 шкала мужественности - женственности – предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

6)                 шкала паранойи – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

7)                 шкала психастении – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно – мнительный тип личности);

8)                 шкала шизофрении – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

9)                 шкала гипомании – определяет степень «близости» обследуемого к гипертимному типу личности;

10)            шкала социальной интроверсии – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Кроме того, в опроснике имеются шкалы достоверности:

- шкала «лжи» - предназначена для оценки искренности обследуемого ;

- шкала достоверности – создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

  - шкала коррекции – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. 

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений ММРI создано множество дополнительных шкал (около 500). Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini –Mult , состоящий из 71 утверждения, отобранных на основе факторного анализа. Тест ММРI широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась ещё в 60 – е гг. Ф.Б.Березиным с соавторами разработана оригинальная интерпретация шкал опросника, осуществлена его тщательная стандартизация 47. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, московскими психологами (Л.Н.Собчик).

Опросник Леонгарда - Шмишека – предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к её изучению. Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. Опросник состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации». Теоретической основой опросника Шмишека является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты  личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – стержень личности, они определяют её развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К.Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. По мнению К.Леонгарда, это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Многое зависит от воспитания и социального окружения, в котором развивается личность 38. Леонгард выделяет следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, дистимный, циклотимный, возбудимый, застревающий,  эмотивный, экзальтированный, тревожный, педантичный, демонстративный. Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, выбора увлечений и т.д. Также это помогает прогнозировать совместимость людей в малой группе, особенности межличностных отношений и продуктивность взаимодействия 47, с.156. Демонстративность, педантичность, возбудимость и «застревание» можно отнести к акцентуациям свойств характера. Остальные типы акцентуаций относятся к особенностям темперамента и отражают силу, темп и глубину аффективных реакций 47, с.168.             

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном