Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

Проблемы социальной адаптации лиц, освобожден­ных от наказания, исследовались многими авторами. Все они указывают на типичные трудности вхождения «освобожденных» от наказания в новую или изменившую­ся микросреду 67, с.86-90.

Исходя из достаточно достоверного предположения о том, что повторное осуждение, спустя непродолжитель­ное время после освобождения, в большинстве случаев означает неудачу социальной адаптации лиц с делинквентным поведением. Можно счи­тать показатель рецидива преступлений среди различ­ных возрастных категорий своеобразным индикатором адаптации (со знаком минус) и степенью делинквентного поражения личности.

Одна из важнейших естествен­ных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные про­блемы у «освобожденных» из мест лишения свободы, явились - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, рас­пад семьи, отсутствие жилья до ареста.

Нельзя не сказать о профессиональной реадаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственной адаптации, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Почти повсеместно у освобожденных лиц возникают проблемы в связи с устройством на работу. Во многом эти трудности обусловлены современным положением дел на рынке труда и традиционно подозрительным отношением к бывшим осужденным в российском обществе. Случаи прямого отказа в приеме на работу по причине судимости редки, обычно работодатели ссылаются на отсутствие рабочих мест, экономические трудности и другие обстоятельства 68. 

Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи социальной адаптации. Подавляющее число «освобожденных» стремится вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоот­ношения, во многом зависит их дальнейшая судьба. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способ­ствовала их противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то нетрудно предположить, что условия адаптации тут вряд ли будут благоприятными 68.  

Воссоздание нормальных коммуникативных связей — еще один из важнейших процессов адаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, что  около 70% освобожденных,  вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными струк­турами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое 67, с.95.

Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией  лиц, отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию — забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием: посещения на дому, беседы. Общественное предубеждение создает у лиц, подвергаемых гонениям, острое ощущение своей социальной исключительности и отчужденности, что, естественно, сближает их между собой, заставляет держаться друг друга, провоцируя рецидивную преступность.

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных — неотъемлемая составная их социальной адаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое  время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. В оценке жизненных перспектив ранее судимые обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные (43,5%). Питают надежду на решение своих проблем 17,6%. С разной интенсивностью, у многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к ним отношения (48,8%). Сложность их взаимодействия с окружающим миром, отчужденность иллюстри­руются и тем фактом, что 80% или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе, или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс адаптации становится трудноуправляемым 68, с.123-130.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих адаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Неформальное социальное окружение рассмат­ривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентаций и стереотипов поведе­ния, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИТУ. Анализ данной сферы социальной среды представля­ется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации лиц с делинквентным поведением, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Бытовые трудности, ослабление семейного и вне семейного конт­роля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направ­ленность. 

Таковы основные проблемы, встающие перед многими освобожденными от отбывания наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы. Ослабление их остроты и по возможности нейтрализация, а также создание нормальных условий для социальной  работы — важнейшая задача государственных органов и общественности, основное направление предупреждения рецидивной прес­тупности. Это остро ставит вопрос о повсеместном создании центров социальной адаптации для лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы).  

2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)  

 

Психологические методы адаптации лиц с делинквентным поведением можно разделить на психодиагностические и психокоррекционные. По форме организации они могут быть разделены на групповые и индивидуальные. Психодиагностические методы в социально-психологической адаптации включают проективные техники (тест Люшера, рисуночный тест «Несуществующее животное»),  личностные опросники  (ММРI, Леонгарда-Шмишека), диагностические методы определения уровня развития интеллектуально-познавательной сферы (тест Д.Векслера и др.). Психокоррекционные методы включают:

1.      Групповые тренинги:

      Аутотренинги;

      Социально-психологические тренинги;

      Танцевально-экспрессивный тренинг.

           2. Индивидуальные консультации и тренинги.

Необходимо рассмотреть более подробно методы психологической помощи, которые можно применять для психокоррекции лиц с делинквентным поведением (отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы), обратившихся за помощью в «Центр социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы»: групповые тренинги, индивидуальные консультации.

Социально-психологический тренинг - это род группового психологического тренинга, активный метод групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и навыков конструктивного поведения 32, с.362.               Основными методами проведения социально-психологического тренинга являются: групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, психодрама (социодрама), психотехнические упражнения.

              Групповая дискуссия – это способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.

              Выделяют три типа ориентации дискуссий:

1)     биографическая - группа анализирует жизненный путь конкретных членов группы и жизненные ситуации, оказавшие влияние на формирование их личности;

2)     тематическая – обсуждаются проблемы, значимые для всех участников группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает их;

3)     межличностные – анализируется процесс взаимодействия между членами группы (непосредственно на тренинге) 39, с.377.

Анализ конкретных ситуаций. В общепринятом понимании ситуация представляет собой совокупность факторов, характеризующих то или иное событие, явление. Анализ конкретных ситуаций способствует развитию творческого потенциала личности (умению выявить проблему) и планированию своих действий, в том числе жизненных целей. Слушателям могут предъявляться ситуации с четко заданным количеством информации и ситуации, когда все дополнительные сведения для анализа и принятия решения члены группы получают от психолога, задавая ему вопросы. По характеру вопросов ведущий занятия оценивает эффективность поиска решения и в своих ответах может варьировать содержание ситуации.

Ролевая игра – это метод, при котором реальное поведение имитируется (моделируется) участниками в соответствии с заданными ролями и ситуацией. Например, беседа участкового и бывшего осужденного в связи с жалобой соседей. Проигрывание ролей происходит по заранее согласованному сценарию. Участники, незадействованные в ролевой игре выступают в качестве экспертов. 

Данный метод дает возможность совершенствовать ролевое поведение (сына, отца, супруга, руководителя, подчиненного), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе деятельности.   Ролевая   игра – это   обучение   в    «игровом театре»

39, с.377-378.

Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, в котором клиенты исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие для них личностный смысл.

В отличие от обычной ролевой игры, в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов). Если в ходе ролевой игры её участники действуют по жестко заданному сценарию, то в процессе психодрамы задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряется спонтанность, творчество и способность выразить свои чувства и мысли о происходящих действиях. Существует целый ряд методических приемов, имеющих целью придать психодраматическому действию спонтанный и творческий характер. Например, приём «обмен ролями» призван помочь человеку взглянуть на себя со стороны. Приём «двойник» заключается в том, что кто-либо из участников психодрамы во всем имитирует протагониста, а также может развивать определенную линию поведения, которая намечается у протагониста, но он её недостаточно осознает и скрывает. 39, с.378. Существуют и другие приемы.

Психотехнические упражнения – это задания, выполнение которых в игровой, непринужденной форме способствует решению психологических задач: «разминке» («разогреву») членов группы; снятию эмоциональной напряженности; ускорению процесса сплоченности группы и т.п. Психотехнические упражнения не всегда связаны с реальной действительностью, чаще всего они носят абстрактно – игровой, и, на первый взгляд, несерьёзный характер. Однако психотехнические упражнения, особенно на начальных этапах, - это мощное средство уровнять жизненный и профессиональный опыт участников тренинга и дать возможность проявить индивидуально-психологические различия, которые нуждаются в коррекции 39, с.379. 

Спонтанный неструктурированный танец – это метод танцевальной психотерапии. Используется для самовыражения, выражения отношений, отреагирования вытесненной агрессии, гнева и обиды. Этот метод также хорош для профилактики алкоголизма, поводом для которого служит снятие эмоционального напряжения и стресса 75, с.54. Психолог целенаправленно подбирает определенную музыку. Музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; обращение клиента к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные движения, приводящие к уменьшению напряжения и агрессии); стимулирование творческой экспрессии и широкого использования пространства. Причем имеет значение, как музыкальная составляющая сопровождения, так и тексты (если таковые имеют место). Можно использовать в рамках танцевальных психотерапевтических сессий техники работы с «мышечным панцирем» - дань тесному соседству с телесной и двигательной психотерапией, которые помогают снять хронические мышечные зажимы. В работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, данный метод может использоваться в конце социально-психологического тренинга 75, с.56 . 

     Аутогенная тренировка (аутотренинг) – это метод суггестивной психотерапии, лечебного самовнушения,  предложенный Шульцем в 1932 г. основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Её положительная сторона состоит в активном отношении клиента к процессу оздоровления и независимости от психолога 32, с.26.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1)низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2)высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

В общей медицинской и психокоррекционной практике используется первая ступень, на описании которой следует остановиться подробнее. Сеансы проводят лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти предплечья на коленях, ноги удобно расставлены). Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой – целью: «Я совершенно спокоен». Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул внушения. Приведенные упражнения позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегетовисцеральные функции организма. На проработку каждого упражнения уходит 2 недели. Весь курс первой ступени аутогенной тренировки длится около трех месяцев. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководством психолога; продолжительность занятий 15-20 минут. Самостоятельные тренировки клиентов проводятся дважды в день (утром, перед тем, как встать, и вечером, перед сном).

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном