Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что для оказания помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы) наиболее эффективны методы психокоррекции, подобранные с учетом индивидуальных особенностей подтвердилась.
Для получения устойчивого положительного результата необходим более длительный срок работы психолога с лицами данной категории, взаимодействие специалистов разных учреждений, направленных на оказание помощи лицам с делинквентным поведением. Исследователь предполагает, что для более результативного процесса адаптации необходимо введение поэтапного процесса социально-психологической адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Первый этап может начинаться ещё в исправительном учреждении, примерно за 3-6 месяцев до освобождения. Воспитатели ИУ должны интересоваться: куда пойдет «освободившийся» и чем планирует заниматься. Также они могут ещё до освобождения содействовать в получении документов, что предусмотрено ст.173 Уголовно-исполнительного кодекса, но почему-то не всегда выполняется. Психологи ИУ уже там могут проводить психокоррекционные мероприятия с освобождающимися лицами: проводить социально-психологические, обучающие тренинги, работать над смыслообразованием дальнейшей жизни осужденного, помогать ему строить планы на будущее и поверить в их осуществление. Следующий этап может предусматривать направление из ИУ в Центр социальной адаптации всех лиц, освобожденных из мест лишения свободы без исключения, а особенно условно-досрочно освободившихся. Здесь они будут находиться под контролем социальных специалистов в течение 6 месяцев. Им вовремя будет оказываться необходимая помощь в бытовом и трудовом устройстве, восстановлении документов; также будет работать психолог, который уже будет оказывать конкретную психологическую помощь, с учетом индивидуальных особенностей, актуальную на данный момент. Пройдя все эти этапы адаптации, человек будет чувствовать себя более уверенно и спокойно, а возникающие трудности не будет воспринимать как что-то фатальное и будет их успешно преодолевать.
Кроме того, во время проведения данного исследования было выявлено 35% испытуемых с акцентуацией характера по эпилептоидному типу. Данная акцентуация предполагает наличие органических расстройств, в том числе и очагов эпилептической активности в головном мозге, что влияет на характер и поведение человека. Если таким людям вовремя будет оказываться необходимая специализированная медицинская помощь, процесс социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением будет более эффективным, а результаты более устойчивыми. Поэтому целесообразно введение в штатное расписание «центра социальной адаптации» единицы психиатра, который бы занимался решением этой и других проблем.
В процессе работы психологом в течение года в «Центре социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы» исследователем было замечено, что психодиагностическое обследование данных лиц, проведенное с каждым индивидуально, всегда достоверно, и наблюдается значительная корреляция между данными различных методик. Нехватка внимания и общения за пределами обычного круга бывших осужденных, часто нежелание окружающих общаться с данной категорией людей, в ситуации психодиагностического тестирования, проведенного таким образом, сразу располагает клиента к психологу. Психолог самостоятельно собирая биографические данные о клиенте в беседе с ним, подробно расспрашивая о семье, учебе в школе, может предположить об определенных чертах характера. Клиент чувствует по отношению к себе неподдельный интерес, получает возможность выговориться, поделиться наболевшими проблемами, даже страхами и беспокойством. Кроме того, психолог перед началом психодиагностического обследования акцентирует внимание клиента на том, что результаты психодиагностики будут представлены клиенту сразу после обработки, и данная процедура проводится для того, чтобы дать клиенту в последующем необходимые рекомендации, что, как правило, тоже вызывает у клиента интерес. Таким образом, в данной ситуации психодиагностическое обследование выступает не только как средство психологической диагностики, но и как психокоррекционное мероприятие. Кроме того, первый контакт психолога с лицами делинквентного поведения, расположивший клиента к себе, значительно облегчает дальнейшую работу. Клиент, как правило, сам приходит к психологу, чтобы узнать о результатах психодиагностического обследования, и заинтересован в получении этой информации. Психолог, пользуясь этим интересом, может изложить клиенту свою точку зрения о проблемах клиента и предложить ему психокоррекционные мероприятия.
Поэтому, психологам, работающим с лицами делинквентного поведения, рекомендуется проводить психодиагностическое обследование с каждым клиентом индивидуально.
Заключение
В ходе проведения данного опытно-экспериментального исследования было выяснено, что наиболее ярко выражено делинквентное поведение у лиц, освобожденных из мест лишения свободы, поскольку ими усваиваются и принимаются нормы субкультуры криминальной среды, возникает устойчивое стремление придерживаться её и после освобождения из мест лишения свободы, что приводит к неоднократным рецидивам криминального поведения. Рассмотрев причины возникновения делинквентного поведения и факторы, влияющие на его проявление можно сделать выводы о том, что ключевую роль в его возникновении играют индивидуальные особенности личности и влияние окружающей среды.
Практически у всех лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), были выявлены различные акцентуации характера, которые затрудняют процесс социально-психологической адаптации. Поэтому для проведения психологической коррекционной работы необходимо знать все особенности характера и имеющиеся в нем отклонения, для того, чтобы правильно составить программу психокоррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и дать необходимые рекомендации социальным специалистам по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Необходимо создавать специализированные центры социально-психологической адаптации для лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), где разрабатываются и активно внедряются в практику социально-психологические методы оказания помощи. В подобной структуре человек может получить не только социальную помощь, гарантированную законом, но и помощь в решении психологических проблем, которые играют значительную роль в формировании делинквентного поведения.
В ходе проведения опытно-экспериментального исследования, выяснилось, что психокоррекционная работа, проводимая с учетом индивидуальных особенностей участников является эффективной, способствует количественным и качественным изменениям: у 100% участников психокоррекционных мероприятий показатели по многим шкалам снизились с высоких значений до средних, а кое-где и до пределов нормы. Положительная динамика подтверждается наблюдением исследователя и сотрудников АФЦА. Сами участники психокоррекционных мероприятий также отметили положительные изменения.
Для получения устойчивого положительного результата необходим более длительный срок работы психолога с лицами данной категории, взаимодействие специалистов разных учреждений, направленных на оказание помощи лицам с делинквентным поведением. Исследователь предполагает, что для более результативного процесса адаптации необходимо введение поэтапного процесса социально-психологической адаптации. Те бывшие осужденные, которые прошли планомерную нравственную и психологическую подготовку перед выходом в самостоятельную жизнь, чувствуют себя более уверенно и могут достаточно быстро устроиться в бытовом плане и семейном, поменять свое окружение. Им легче других отказаться от соблазнов, ведущих на путь совершения новых преступлений. Поэтому, для эффективного процесса адаптации, совместно с методами социальной помощи необходимо применять и методы психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей лиц с делинквентным поведением. Учитывая недостаточную разработанность данной темы, необходимо продолжать работу по подбору комплексных социально-психологических мероприятий помощи лицам с делинквентным поведением. Рекомендации, разработанные в данной квалификационной работе, нашли отражение в методических инструкциях по организации работы психолога АФЦА.
Из проведенного экспериментального исследования видно, что подобранные с учетом индивидуальных особенностей психокоррекционные мероприятия помогают более эффективной социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Библиографический список
1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.- М.: Наука, 1987.
2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.Ампект Пресс, 2002.
4. Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Нейролингвистическое программирование.- Новосибирск. НГУ, 1992.
5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Бодалев А.А. Психология общения.- М., 1996.
7. Большой юридический словарь // Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.
8. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 1995.
9. Вдовиченко А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков. - В кн.: Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
10. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
11. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
12. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.2. Москва, 2004.
13. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995.
14. Гроф С. Области человеческого бессознательного.- М., 1994.
15. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения (практикум)- М., 1997.
16. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг: теория и практика.- М.,1995.
17. Деев В.Г., Ушатиков О.Г., Ковалев О.Г. Психодиагностика осужденных.- Вологда, 1997.
18. Дель Н.В. Обобщение опыта работы психологической службы ГУИН Красноярского края. Выпуск № 1. Красноярск, 2000.
19. Журнал преступление и наказание. 2002. № 8,10,11.
20. Журнал преступление и наказание. 2000. № 8.
21. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е. М.: МГУ, 1986.
22. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
23. Иногамов Ш.Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? // Москва. Юридическая литература. 1990.
24. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- СПб.: Питер, 2000.
25. Козель С.М. Подробности: Привыкание к свободе или «скользкий» путь вчерашнего арестанта // Красноярские новости. 12.07.2006. № 26 , с.6.
26. Козель С.М. География Центра социальной адаптации расширяется// Красноярск. Закон и жизнь. 2006, март. № 3, с.4.
27. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации.// под ред. Скуратова Ю. И. 2000.
28. Кон И.С. Девиантное поведение: психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
29. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.- М.: Высш. Шк., 1997.
30. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966.
31. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
32. Краткий психологический словарь. Под общ. ред А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.
33. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения / в кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
34. Куковицкий В. Л. Индивидуальная, личностно ориентированная, рационально-тренинговая психотерапия: Технология перепрограммирования человека. – Красноярск: Растр, 2006.
35. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989. № 5. с.61.
36. Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004.
37. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал.1993. № 4.
38. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища Школа, 1981.
39. Литвишков В.М. , Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
40. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л: Медицина, 1991.
41. Лунев В.В. Мотивация преступного поведения. Москва. Наука. 1991.
42. Методы исследования в психологии: Учебное пособие // под ред. Т.В.Корниловой.- М.: Форум-Инфа-М, 1998.
43. Мэри М. Гулдинг, Роберт Л. Гулдинг. Психотерапия нового решения. Теория и практика.- М., 1997.
44. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным // под. Ред. Александрова, Ю.К. Зайцева и др. - М.: «Права человека», 2001.