Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

45. Нечас С. Социально-психологические особенности постпенитенциарной работы государственных органов, хозяйственных и общественных организаций (на материалах ЧССР): Автореф. дисс. канд. псих. наук. - М., 1984.

46. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного воспитания осужденных женщин, содержащихся в ИТК.- Пермь, 1985 г. Пермский вариант// Воспитание и правопорядок. 1987. №1. 

47. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М., Изд-во Москва.Ун-та, 1987.

48. Основы психокоррекционной работы в ИТУ. Рязань, 1995.

49. Основы социальной работы. М., 1997.

50. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: «Приз», 1994. 

51. Петелин  Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990. № 9. с.94. 

52. Психотерапевтическая энциклопедия.- М., 1998.

53. Психодиагностика. Коллекция лучших тетсов/ под ред. О.Н.Истратовой, Т.В.Эксакусто.- Изд.2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2006. (Психологический практикум).

54. Рабочая книга пенитенциарного психолога.- М.: 1998. 

55. Ратинов А. Р., Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самоуправление в генезисе преступного поведения// Личность преступника как объект психологического исследования.- М., 1979.

56. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М., 1994. 

57. Романов В. В. Юридическая психология. Москва: Юристъ, 1998. 

58. Рудестам К. Групповая психотерапия.- М., 1993. 

59. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М., 1994.

60. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М., 1997.

61. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

62. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980

63. Справочник практического психолога: Психотерапия // сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.  

64. Теория и методика социальной работы // под ред. И.Г. Зайнышева. М, 1994   

65. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. Социс. 1992. № 3.

66. Теория и методика социальной работы // под ред. И.Г. Зайнышева. М, 1994.  

67. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания.- Харьков,  Издательство «Основа» при ХГУ, 1990.

68. Трубников В.М. Особенности адаптации после отбывания наказания. 

69. Уткин В.А.Правовые основы неучастия общественности в реализации уголовно-исполнительной политики. // Проблемы теории наказания и его исполнения в новом Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах. - М., 1997. 

70. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

71. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия.- СПб.: Питер, 2002.

72. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М., 1990. 

73. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988. 

74. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для судентов педвузов.- М.; Ростов н/Д: Феникс, 1996.

75. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Изд. «Речь», 2005.

76. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. –В кн.: Исследование механизмов эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.

77. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса.- СПб.: Питер, 2002.

 

 

Электронные издания:

 

1.      Информационное приложение “Бывшие зеки” (список организаций, помогающих в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге) http://www.spb.ru/ptchela/i_org_rз.html

2.      Комментарий к УИК РФ. http://rus-code.virtualave.net/

3.      Фещук А. Зарубежное законодательство о предоставлении отпусков осужденным. http://gw.rile.ryazan.ru/index     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений   

 

АФЦА – Ачинский филиал «центра социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы».

ГУИН – государственное управление исполнения наказаний.

ИК – исправительная колония.

ИТК – исправительно-трудовая колония.

ИТУ – исправительно-трудовое учреждение.

СПТ – социально-психологический тренинг.

Ст. – статья в Уголовном кодексе.

УДО – условно-досрочное освобождение. 

УИК РФ – Уголовно-Исполнительный кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

(по Шульцу)

 

     Устраивайтесь по  удобнее, закрывайте глаза. С закрытыми  глазами прочувствуйте свою  позу, примите наиболее благоприятное  положение. И стараясь хорошо прочувствовать, запомнить, обращая внимание на ту часть тела о которой говориться, мысленно повторяйте за мной.

 

  Я УСПОКАИВАЮСЬ!  (Я - короткий вдох, УСПОКАИВАЮСЬ - выдох; более длинный пассивный, в конце выдоха сколько хочется можно не дышать.)

     Я  УСПОКАИВАЮСЬ!      Я  УСПОКАИВАЮСЬ!

 

1)  Расслабляются мышцы. Расслабляются  мышцы  лица. Расслабляются  мышцы лба, век, щёк. Расслабляются мышцы затылка, темени, висков. Расслабляются мышцы шеи, плеч, рук. Расслабляются мышцы правой руки: кисти, предплечья, плеча. Расслабляются мышцы левой руки: кисти, предплечья, плеча. Расслабляются мышцы ног: стоп, голеней, бёдер. Расслабляются мышцы живота. Расслабляются  мышцы спины от шеи до поясницы.  Всё моё тело становится расслабленным , пассивным. Плечи свободно опущены.  Лицо совершенно спокойное, уверенно - безразличное, аморфное. Мягко провисает нижняя челюсть.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН!  Я полностью расслаблен!   Я ОТДЫХАЮ!

 

2) Приятная тёплая тяжесть растекается по всему телу. Приятная теплая тяжесть растекается в правой руке от плеча и до кончиков пальцев. Приятная теплая  тяжесть  разливается в левой руке от плеча и до кончиков пальцев. Приятно тяжелая, тёплая  кровь  наполняет: кисти, предплечья, плечи. Приятная тёплая тяжесть разливается по ногам. И приятно тяжелая тёплая кровь наполняет: стопы, голени, бёдра. Волны тепла и покоя растекаются по всему телу. Горячий, живительный ручеёк струится по позвоночнику. Покой и тепло вливается в грудную клетку, приятно прогревается в животе. Всё моё тело приятно потеплело, приятно отяжелело.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН!  Я полностью расслаблен! Приятная тёплая тяжесть в каждой клеточке тела!  Я ОТДЫХАЮ!

 

3)  Покой и тепло наполняют грудную клетку. Приятно  прогревается под левой лопаткой. И сердце  купается в тепле и покое работая ровно, ритмично, автоматично. И кровь  приятными тёплыми потоками  свободно  растекается по сосудам  омывая каждый орган, питая каждую клеточку, очищая организм. Приятная, тёплая, мягкая пульсация во всём теле, в каждом кончике пальцев.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН!  Полностью расслаблен!  Приятная тёплая    тяжесть в каждой клеточке тела! И сердце работает чётко, спокойно!       Я ОТДЫХАЮ!

 

4)  Моё дыхание  ровное, плавное. Воздух приятными, свежими  струйками растекается по бронхам в лёгкие, обогащая кровь живительным кислородом. И выдох пассивный, свободный. Дышится легко и приятно.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН! Расслаблен. Приятная тёплая тяжесть в теле.      Сердце работает чётко, неторопливо. Дыхание плавное, легкое.       Я ОТДЫХАЮ!

 

5)  Приятная расслабленность и тепло в животе. И моё солнечное сплетение излучает благотворную энергию пронизывающую все органы и ткани. Проникающую в каждую клеточку, в кости. Полностью нормализуется деятельность сердца и лёгких. Совершенствуется функция пищеварительной системы, эндокринных желёз. Совершенствуется  функция  моче-половой  системы. Все органы и системы работают слаженно, четко, надёжно.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН! Расслаблен. Тёплая тяжесть в каждой клеточке.      Сердце работает  спокойно. Дыхание плавное, легкое. Все  органы  и      системы              функционируют слаженно и надёжно.       Я ОТДЫХАЮ!

 

6) Представьте себя на природе в приятной, любимой вами местности, ясным летним утром. В лесу, или на берегу, а может быть в горах. И над головою  голубое, голубое, безбрежное  небо, ярко-оранжевый  диск  солнца. Вокруг сочная зелень деревьев, трав, свежесть и аромат воздуха. Лёгкий, ласковый ветерок овевает голову, приятно холодит лоб; унося все тревоги, проблемы. И ПОКОЙ! Величественный покой природы пропитывает каждую клеточку тела, покой наполняет мой мозг.

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН!  Я ОТДЫХАЮ!

 

7)  И отдыхает, успокаивается, нормализует свою работу нервная система. Полностью  нормализуется регуляция  внутренних органов, сосудов. И мой организм функционирует слаженно, совершенно надёжно. Больше не проявляются неприятные ощущения. И уходят напрасные тревоги и страхи. Исчезает никому не нужная раздражительность, плаксивость. Злость, обиды испаряются. И с каждым днем  улучшается  моё самочувствие, поднимается настроение, нормализуется аппетит, СОН. Я всегда могу легко и глубоко УСНУТЬ. И совершенно спокойно, сколько мне нужно, с приятными сновидениями СПАТЬ. И просыпаться когда необходимо, с ПРЕКРАСНЫМ, бодрым НАСТРОЕНИЕМ, с желанием действовать, творить.  И моя бодрость, уверенность, ОПТИМИЗМ со мной в любых обстоятельствах. И никакие стрессы, конфликты неспособны оставить меня в душевном равновесии. А все обиды и невзгоды  воспринимаю с долей  юмора. Ведь это временное, проходящие явление, это сама  ЖИЗНЬ, изменчивая, неповторимая,  ПРЕКРАСНАЯ в каждом мгновении. Я ЖИВУ и это ЗДОРВО!

 

     Я СОВЕРШЕННО СПОКОЕН!  Я ОТДЫХАЮ!

 

8)  С каждым сеансом я всё более легко и глубоко погружаюсь в лечебный отдых. И с каждым  днём  мои желания и мечты всё с большей активностью принимаются организмом  к  срочной  реализации. Принося ощущения  здоровья, уверенности, комфорта, свободы!

 

9)  А сейчас я уже достаточно и хорошо отдохнул. И постепенно выхожу в активное, бодрое состояние.     Постепенно исчезает  расслабленность, вялость, тяжесть. Уходит сонливость. Мышцы обретают тонус, энергию, силу. Голова становится ясной, мысли четкие. Я хорошо отдохнул!  Я СПОКОЕН! (Сделайте глубокий вдох, активный выдох, открывайте глаза).

 

 

 

 

 

Приложение  2  

 

Психологическая характеристика

на  Испытуемого a, 26 лет.

 

              Со слов, ранее злоупотреблял алкоголем. В данное время употребляет алкоголь редко, в виде слабоалкогольных напитков. К обследованию отнесся с интересом. С удовольствием рассказывает о себе в мельчайших подробностях. На предплечье правой руки следы самопорезов, что объясняет демонстративной попыткой суицида (ушла девушка). Не всегда понимает смысл вопросов, часто переспрашивает, что позволяет предположить низкий уровень интеллектуального развития или органические расстройства мозга.

              В ходе психодиагностического обследования выявлено: по тесту ММР1 повышены показатели по шкалам 4, 7, 8 в пределах нормы, выше нормы по шкале 6. По тесту Шмишека значительно выше нормы шкала экзальтации и несколько повышена шкала застревания. Таким образом, выявляются черты акцентуации по эпилептоидному типу, что в поведении проявляется следующим образом. Возникают периоды злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на чем можно сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Возможны сильные агрессивные реакции при стрессе. Патологическая стойкость аффекта. Аффект оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, допекающий всех педантизм. Большое внимание уделяет здоровью. Бережное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, склонностью не прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов. Постоянные сомнения в правильности выполненной работы, пунктуален, особое внимание уделяет чистоте и порядку, сильно реагирует на любое нарушение порядка, вследствие чего могут возникнуть конфликты. Честолюбие сопровождается самоуверенностью.

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном