Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97
Испытуемый | Гипертимность | Дистимность | Циклотимность | Возбудимость | Застревание | Эмотивность | Экзальтирован ность | Тревожность | Педантичность | Демонстратив ность |
1 | 21 | 15 | 12 | 18 | 18 | 12 | 18 | 12 | 18 | 6 |
2 | 15 | 18 | 15 | 12 | 15 | 18 | 6 | 15 | 14 | 10 |
3 | 6 | 21 | 12 | 3 | 16 | 15 | О | 3 | 10 | 8 |
4 | 15 | 12 | 12 | 15 | 4 | 15 | 18 | 6 | 12 | 14 |
5 | 21 | 15 | 18 | 15 | 14 | 12 | 6 | 3 | 14 | 4 |
6 | 12 | 15 | 15 | 18 | 16 | 18 | 6 | 9 | 18 | 8 |
7 | 18 | 9 | 12 | 9 | 16 | 15 | 0 | 3 | 16 | 10 |
8 | 15 | 15 | 24 | 21 | 20 | 3 | 18 | 3 | 16 | 20 |
9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 8 | 15 | 12 | 9 | 12 | 6 |
10 | 12 | 12 | 12 | 15 | 12 | 9 | 6 | 9 | 18 | 10 |
Данные по тесту ММРI (по шкалам Т-оценки).
Испытуемый | L- лжи | F-достоверности | К-коррекции | 1-ипохондрии | 2-депрессии | 3-истерии | 4-психопатии | 5-мужествен-ти, Женствен-ти | 6-паранойи | 7-психастении | 8-шизофрении | 9-гипомании | 10-социальной интроверсии |
1 | 43 | 52 | 35 | 52 | 47 | 51 | 69 | 51 | 68 | 57 | 49 | 72 | 52 |
2 | 35 | 54 | 32 | 50 | 59 | 45 | 71 | 55 | 65 | 61 | 47 | 45 | 65 |
3 | 42 | 55 | 35 | 57 | 67 | 42 | 52 | 42 | 65 | 59 | 51 | 42 | 64 |
4 | 52 | 54 | 35 | 37 | 39 | 42 | 49 | 46 | 59 | 39 | 39 | 69 | 51 |
5 | 35 | 52 | 34 | 42 | 55 | 51 | 69 | 42 | 67 | 54 | 49 | 37 | 42 |
6 | 61 | 42 | 51 | 55 | 49 | 51 | 59 | 49 | 37 | 59 | 45 | 52 | 54 |
7 | 42 | 55 | 42 | 45 | 52 | 42 | 67 | 57 | 62 | 45 | 52 | 42 | 59 |
8 | 35 | 51 | 35 | 45 | 40 | 42 | 72 | 45 | 71 | 49 | 62 | 69 | 52 |
9 | 32 | 54 | 43 | 49 | 52 | 45 | 57 | 51 | 39 | 53 | 45 | 49 | 52 |
10 | 51 | 55 | 42 | 47 | 49 | 45 | 59 | 52 | 57 | 39 | 43 | 49 | 50 |
Цели занятия: создание в группе психологической атмосферы, благоприятной для самопознания и самореализации; развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.
В начале занятия ведущий представляется участникам социально-психологического тренинга и сообщает цель его проведения — психологическая подготовка бывших осужденных к самостоятельной жизни на свободе. Участников тренинга не будут воспитывать, читать им «нотации». Предполагается анализировать сложные жизненные ситуации, в которых каждый может оказаться, проигрывать различные роли, выполнять специальные упражнения, дискутировать по проблемам, которые, к сожалению, не всегда имеют однозначное решение. Ведущий (психолог) сообщает, что одно из правил, которых нужно придерживаться, — это обращение к другим по имени.
Далее психолог кратко излагает основные правила и принципы работы в группе и кратко их комментирует: конфедициальность; персональная ответственность; принцип самораскрытия; принцип «здесь и теперь»; принцип «обратной связи»; принцип гуманистического отношения к личности.
Упражнение 1. «Самопрезентация». Назначение: диагностика представлений бывших осужденных о себе; создание условий для самораскрытия; формирование установки о значимости своей личности.
Процедура. Психолог объясняет, что для успешной работы группы необходимо знать друг друга, поэтому он просит всех по очереди кратко рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личностных качествах. Акцент необходимо делать на раскрытии своих достоинств. Это важно во многих ситуациях, например, при решении вопроса о трудоустройстве многое зависит от умения «подать себя». Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа: есть ли у тебя слабости (отрицательные качества); можешь ли ты их назвать; твое главное достоинство; с кем из членов группы ты чувствуешь наибольшее сходство (различие); какие чувства ты испытываешь, когда говоришь о себе (когда слушаешь других)?
Форма обсуждения должна быть мягкой, заинтересованной. На самопрезентацию одного человека отводится 3 - 5 мин.
Упражнение 2. «Общий рисунок». Назначение: сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности; диагностика социальных установок бывшыхосужденных.
Процедура. На занятие необходимо принести большой лист бумаги и фломастеры. Участникам тренинга ставится задача нарисовать общий рисунок, не договариваясь между собой. После этого обсуждается:
Что на рисунке изображено? Кто задавал тон? Что чувствовали, когда рисовали? Можно ли по рисунку сделать вывод о настроении и мыслях группы? [44, с. 96].
Упражнение 3. Игры: «Путанка», «Скалы».
Рефлексия. На заключительной части занятия участникам тренинга задаются вопросы: в какой степени Вы удовлетворены занятием; Ваши доминирующие чувства в настоящее время; что в тренинге понравилось, а что нет; что дала работа в содержательном плане? Ведущий также должен высказаться о своем восприятии тренинга, подвести общие итоги.
Цели занятия: формирование умений рефлексии происходящего в группе; развитие адекватной самооценки и «Я-концепции»; формирование гуманистической установки по отношению к другим людям; диагностика отношения к наказанию. Для формирования умений рефлексии и психологической чувствительности каждое занятие должно начинаться с анализа предыдущего. Участникам задают следующие вопросы: кто мысленно возвращался к прошлому занятию; что вспоминали; с какими чувствами шли на сегодняшнее занятие; кто наиболее активно принимал участие в групповой дискуссии; о ком можно сказать, что он был лидером (генератором идей, критиком, «молчуном» и т.п.); что можно сказать об эффективности стиля взаимодействия участников СПТ?
Разминка. Упражнение на развитие доверия «Колокол».
Упражнение 1. «Самооценка».
Назначение: развитие адекватной самооценки у бывших осужденных.
Процедура. Участникам раздается перечень 20 личностных качеств на отдельных карточках. Задача каждого — проанализировать эти качества по степени важности (индивидуальная работа). Затем вся группа приступает к выполнению общего задания. В ходе совместного обсуждения группа должна решить, какое качество является самым важным для человека. Затем выбирается второе по степени важности и т.д. Спорные проблемы обсуждаются вплоть до полного согласия. После этого участники тренинга сопоставляют свои самооценки с проранжированными группой качествами. Руководитель предлагает участникам обсудить, что происходило в группе во время дискуссии.
Перечень качеств для ранжирования:
смелость, энергичность, доброжелательность, терпеливость, грубость, вспыльчивость, трусость, высокомерие, презрительность, жестокость, застенчивость, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, упрямство, завистливость, общительность, порядочность, мстительность, подозрительность.
Упражнения из телесно-ориентированной терапии.
Упражнение 2. «Я-концепция».
Назначение: развитие адекватных представлений о выполняемых социальных ролях и личностных качествах; развитие рефлексии.
Начало выполнения упражнения психолог предваряет некоторыми пояснениями относительно содержания понятия «Я-концепция», ее важности для понимания себя и других людей.
Процедура. Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы так, как они сразу приходят в голову. Укажите свою социальную роль (например, осужденный, муж, отец и т.п.), личностные качества и умения (порядочный, волевой, эмоционально не сдержанный, умный, хороший организатор). Ответьте на этот же вопрос так, как отозвались бы о Вас Ваши родственники (отец, мать, бабушка, жена). Ответьте на тот же вопрос так, как отозвались бы о Вас Ваши друзья в колонии, Центре социальной адаптации. Ответьте на тот же вопрос так, как отозвалась бы о Вас администрация Центра социальной адаптации.
Нередко бывшие осужденные отказываются от письменного выполнения упражнения. В этой ситуации «Я-концепция» может обсуждаться в устной форме. При анализе «Я-концепции» внимание участников тренинга обращается на следующие вопросы: какие социальные роли для Вас наиболее значимы; в чем сходство и в чем различие всех трех ответов; если есть различия, то как Вы их объясняете применительно к себе; в какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и в разных социальных ролях; каким образом эти различия объясняются, исходя из социальной роли и индивидуальных особенностей других людей; какие из пунктов указанной Вами самохарактеристики касались социальных ролей, физических качеств, психологических особенностей? [44, с.99].
Упражнение 3. Танцедвигательная терапия. Психолог предлагает участникам тренинга потанцевать с закрытыми глазами под предложенную музыку. Сначала предлагается выполнять определенные упражнения, а затем двигаться так, как Вам подскажет Ваше тело. Предварительно разучиваются упражнения без музыки: растяжка, восьмерка, ограниченные движения, хаотичные движения, полет орла, статуя, разминка, танец в кругу с открытыми глазами (все участники берутся за руки).
Занятие завершается рефлексией психического состояния участников.
Приложение 6
Таблица № 5
Контрольный эксперимент. Контрольная группа.
Испытуемый | Гипертимность | Дистимность | Циклотимность | Возбудимость | Застревание | Эмотивность | Экзальтирован ность | Тревожность | Педантичность | Демонстратив ность |
1 | 24 | 12 | 12 | 18 | 21 | 12 | 18 | 12 | 18 | 6 |
2 | 18 | 12 | 15 | 18 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 | 10 |
3 | 21 | 15 | 18 | 21 | 24 | 15 | 18 | 6 | 14 | 12 |
4 | 21 | 9 | 15 | 15 | 12 | 12 | 9 | 14 | 12 | 10 |
5 | 9 | 12 | 15 | 6 | 14 | 12 | 18 | 3 | 12 | 6 |
6 | 21 | 12 | 24 | 21 | 14 | 9 | 24 | 9 | 20 | 16 |
7 | 21 | 9 | 15 | 15 | 14 | 9 | 12 | 3 | 10 | 12 |
8 | 18 | 15 | 21 | 18 | 14 | 12 | 21 | 12 | 12 | 10 |
9 | 12 | 15 | 9 | 15 | 16 | 9 | 0 | 21 | 20 | 8 |
10 | 21 | 18 | 21 | 12 | 20 | 18 | 6 | 3 | 20 | 10 |