Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97
Шизоидный тип. С первых лет такой ребенок любит играть один. Он мало тянется к сверстникам, избегает возни и шумных забав, предпочитает общество взрослых, подолгу слушая их беседы между собой. К этому может добавляться недетская сдержанность, и даже холодность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего, бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Часто переживается неспособность устанавливать контакты. Неудачные попытки найти себе друга по душе, быстрая истощаемость в контакте, побуждают к еще большему уходу в себя. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым.
Прием алкоголя облегчает установление контактов и устраняет чувство неестественности в процессе общений. Тогда он может регулярно использоваться в качестве своеобразного «коммуникативного допинга». С той же целью могут быть начаты приемы наркотиков.
Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не характерны. Однако преступления могут совершаться «во имя группы», чтобы «группа признала своим» и для «торжества справедливости». В одиночку совершаются и сексуальные правонарушения. В редких случаях под длительным влиянием асоциальных компаний на шизоидное ядро могут наслаиваться черты неустойчивого типа. Часто к этому присоединяется алкоголизация или иные виды токсикоманий
40, с.51-55.
Лабильный тип. Главная черта в подростковом возрасте – крайняя лабильность (неустойчивость) настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. С возрастом лабильный тип акцентуации может превращаться в лабильно - циклоидный. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоционально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адаптации, способны все более приобретать истероидные черты. Если с гиперпротекцией сочетается и эмоциональное отвержение, то подросток может искать эмоциональные контакты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.
Делинквентность является наиболее ярким проявлением поведения неустойчивого типа психопатий и акцентуаций характера. Она встречается также при гипертимной и истероидной психопатии и акцентуации характера. У эпилептоидов и шизоидов делинквентность приходится видеть, когда девиация характера достигает степени психопатии. Иногда делинквентное поведение может встречаться у эмоционально лабильных подростков в условиях эмоционального отвержения и безнадзорности 40, с.42-44.
Рассмотрев причины возникновения делинквентного поведения и факторы, влияющие на его проявление можно сделать выводы о том, что ключевую роль в его возникновении играют индивидуальные особенности личности и влияние окружающей среды. Жесткое влияние среды проявляется на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Также выяснилось, что для проведения психологической коррекционной работы необходимо знать все особенности характера и имеющиеся в нем отклонения, для того, чтобы правильно составить программу психокоррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и дать необходимые рекомендации социальным специалистам по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
2. Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением
2.1. Организация деятельности по оказанию социально-психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г., положения которых рекомендованы государствам – членам ООН для учета в своей законодательной деятельности и административной практике, говорится, что обязанности государства не прекращаются с освобождением заключенных. Необходимо иметь как государственные, так и негосударственные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых, борясь с предрассудками, жертвами которых являются освобождаемые, и, помогая им вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил). В ст.3 Уголовно - исполнительного кодекса РФ специально подчеркивается, что рекомендации международных организаций учитываются в уголовно-исполнительном законодательстве России в соответствии и при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Вопросы помощи осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, продекларированы в специальной главе Кодекса. Однако реализация этих положений не имеет достаточно разработанной нормативной базы. На практике проблема адаптации бывших заключенных к жизни в новых условиях и оказания социальной помощи особо нуждающимся категориям освобожденных из мест лишения свободы приобретает все большую остроту. Освобождающиеся из мест лишения свободы часто не получают помощи, предусмотренной статьей 181 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, по обеспечению деньгами на переезд к месту жительства, необходимой одеждой, единовременными денежными пособиями. Немало фактов невыплаты денег, заработанных во время отбывания наказания, или выплаты производятся поэтапно: при освобождении, затем по почте. В результате погашение долга продолжается годами, деньги обесцениваются. При освобождении осужденному должны выдаваться на руки паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в его личном деле, при отсутствии указанных документов администрация исправительного учреждения заблаговременно должна принять меры по их получению (статья 173 п.4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) 27. Проведенный анализ свидетельствует о том, что от 50 до 70 % обратившихся за помощью в органы социальной защиты населения граждан этой категории, паспортов не имеют. Им были выданы только справки (формы «Б»), свидетельствующие об освобождении от наказания. Это позволяет думать, что работники воспитательных отделов ИУ не исполняют ст.173 УИК РФ. Для получения паспорта необходимо оплатить госпошлину, фотографии, подтвердить свое гражданство (что не всегда возможно), а на это не всегда имеются средства и заработать их тоже не всегда получается.
Решение проблемы адаптации и оказания социальной помощи лицам с делинквентным поведением (бывшим заключенным), будет тем более трудной, что в местах лишения свободы почти половина заключенных – это лица без постоянного места жительства, гарантированного заработка и с утраченным здоровьем, о чем говорилось на международной конференции «Уголовная политика и тюремная реформа – новые подходы», проводившейся в Москве в декабре 1998 г.
Довольно часто гражданину, освобожденному из мест лишения свободы, некуда идти: нет жилья, потеряна связь с родственниками. Поначалу он ночует на вокзале или у старых приятелей, а затем очень часто переходит в разряд лиц без определенного места жительства. Нет возможности легально получить работу и своим трудом зарабатывать себе на жизнь, так как на предприятия практически не принимают на работу людей, не имеющих регистрации по месту жительства. Часто, люди ведя подобный образ жизни, теряют документы, которые, находясь в их положении, восстановить самостоятельно практически невозможно. Таким образом, гражданин, освобожденный из мест лишения свободы, без документов, не имеющий жилья, с небольшой суммой денег (дорожные расходы) не может вырваться из круга стоящих перед ним проблем бытового и трудового устройства, не адаптированный к условиям современной жизни, и вынужден совершать новые преступления. По данным материалов межрегиональной научно-практической конференции «Социальные проблемы лиц без определенного места жительства, пути их решения», прошедшей в 2003 году в г.Чите: « В 2000г. освобождено из мест лишения свободы около 6000 человек, в 2001г. 5813, повторно совершили преступления в 2000г. - 1119 человек, в 2001 – 1107 человек».
5 декабря 2000г. Законодательное собрание Красноярского края приняло Закон № 12-1022 «О краевой целевой программе «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» на 2000-2003 г.г.» В целях реализации закона и методических рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, утвержденных постановлением № 82 от 26.11.01 г. в Управлении социальной защиты населения администрации края 1 декабря 2001г. образован отдел, по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В территориальных органах соц. защиты на сегодняшний момент также выделены специалисты, на которых возлагаются обязанности по работе с этой категорией граждан. На территории РФ в начале 90-х годов начали создаваться «Центры социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы» сначала единично в некоторых краевых или областных центрах. На сегодняшний день таких центров в РФ - 12. В 1996 году на территории Красноярского края в г. Красноярске открыт центр социальной адаптации для лиц данной категории.
«Красноярский краевой центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», существует 11 лет. Открыты его филиалы в 2004 году в г.Канске с двумя отделениями (для мужчин и женщин) и в г.Минусинске, в марте 2006 года в г.Ачинске, каждый рассчитан на 30 человек. При Центре и его филиалах действуют справочно-консультационные пункты. Только в 2005 году помощь через них получили 1521 гражданин 26, с.4. Сегодня Центр социальной адаптации и его филиалы на местах предоставляют гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, не имеющим жилья, койко-место в общежитиях при Центрах и трехразовое питание на период 6-9 месяцев, осуществляют временную регистрацию, оказывают помощь в восстановлении и получении утраченных документов, паспортов, военных билетов и т.д., содействуют в приобретении специальности, повышении квалификации, оформлении пенсии. Под постоянным контролем Центра и его филиалов находятся вопросы оказания помощи в трудовом устройстве граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
В Центр и его филиалы принимаются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие постоянного места жительства, которые полностью или частично утратили социально-полезные связи. Как правило, граждане, обратившиеся в Центр, имеют более 2-3 судимостей, а очень часто и 5-7 судимостей, а между судимостями период пребывания на свободе – от нескольких недель до 1-3 месяцев, что позволяет говорить о сформировавшемся делинквентном поведении и неспособностью адаптироваться на свободе. В Центре работают: фельдшер, специалисты по социальной работе, психолог, которые помогают решать проблемы в бытовом и трудовом устройстве, а также психологические проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо создавать не просто ночлежки для бездомных, а специализированные центры социально-психологической адаптации для лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы), где разрабатываются и активно внедряются в практику социально-психологические методы оказания помощи. В подобной структуре человек может получить не только социальную помощь, гарантированную законом, но и помощь в решении психологических проблем, которые играют значительную роль в формировании делинквентного поведения.
Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Рассмотрим более подробно методы социальной и психологической адаптации.
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы)
В связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий во времени процесс, методы социальной адаптации необходимо рассматривать с учетом ее этапа или стадии. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа:
1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания — самый сложный и порой решающий.
2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.
3. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица. При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели 68, с.53-60.
Одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью, как проявлением делинквентного поведения, является оказание лицам, освобожденным от наказания, помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации «осужденного» к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств.